Метафора и сравнение как средства выразительности речи. Урок развития речи в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Форма урока: урок-сказка, урок закрепления изученного материала.

Место урока: после изучения темы «Стили речи. Художественный стиль».

Цель и задачи:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей об изобразительно-выразительных средствах языка;
  • способствовать развитию творческого мышления, художественному видению окружающего мира;
  • выработка навыка нахождения метафоры, сравнения, олицетворения в тестах художественного стиля речи;
  • воспитывать умение видеть прекрасное;
  • создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Наглядность и оборудование: учебник Никитиной «Русская речь», 5 класс, карточки с заданиями, презентация, компьютер, мультимедиа, экран.

Подготовительная работа

  1. Сценка пишется и заучивается заранее.
  2. Стихотворение заучивается специально подготовленным учеником.
  3. Подбор детьми русских народных загадок о берёзе.
  4. Сочинение детьми сказок о берёзе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры и сравнения, о которых говорили при изучении художественного стиля, а также потренируемся в их нахождении и использовании. И проведём необычный урок – урок-сказку.

Презентация «Урок-сказка»

Слайд 1.

Урок-сказка.

Запись в тетрадях: число, классная работа, тема.

Слайд 2.

Метафора и сравнение как средства выразительности речи.

– Мы с вами много говорили на уроках литературы о волшебных сказках. Давайте вспомним, по какой схеме обычно строятся события волшебные сказки? (предписание или запрет, нарушение запрета, отъезд героя, встреча с дарителем или её отсутствие, преодоление препятствий и победа).

– Вот, следуя такой схеме, мы и будем с вами преодолевать препятствия на пути к познанию особенностей языка художественной литературы.

Слайд 3.

Василиса Премудрая и Баба Яга.

Слайд 4.

Кощей Бессмертный и Змей Горыныч.

К нам в гости сегодня по очереди придут Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая. Я буду исполнять роль Главного Сказочника. Но только у нас будет три команды, которые будут соревноваться между собой, но иногда помогать друг другу, чтоб не попасть в плен к сказочным героям.

За работу каждый отвечающий получит жетон. Чем больше жетонов, тем лучше команда справляется с заданием.

II. Работа по теме урока.

Сценка.

Автор. В некотором царстве, тридесятом государстве жили-были три друга: Миша Всезнайкин, Антон Мудрецов и Вова Лингвистов. Вместе они проводили своё свободное время, вместе постигали азы науки, вместе шалили.

Вова. Я сегодня обнаружил одну интересную книгу, которую раньше никогда не видел.

Антон. Чем она тебя заинтересовала?

Вова. В ней написано о том, благодаря чему создаётся образность языка.

Миша. И ты стал мудрее после прочтения?

Вова. Нет. Дело в том, что постигнуть эту мудрость можно только в том случае, если берёшь вещь с разрешения родителей.

Антон. А ты?..

Вова. А я взял без разрешения, и книга пропала. Сейчас отправляюсь в долгий путь, чтобы вернуть её на место.

Миша. Мы не оставим тебя в беде, пойдём вместе, а с нами и все наши друзья, и поможем выполнить все задания.

Слайд 5.

Испытание первое.

Главный Сказочник. Дайте определения. Каждый ряд по одному определению.

  1. Метафора.
  2. Сравнение.
  3. Олицетворение.

– Чем отличается метафора от сравнения?

– В чём особенность олицетворения как вида метафоры?

– Вот об этих сказочных средствах мы и будем говорить сегодня подробно.

Слайд 6.

Испытание второе.

Избушка на курьих ножках?

Главный сказочник. Что обычно говорят герои в сказках избушке на курьих ножках?

Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом....

Главный сказочник. И кто появляется при этом?

Слайд 7.

Баба Яга.

Слайд 8.

Главный сказочник. Не пройти мимо неё, не ответив на её вопросы, нельзя.

Назовите сравнения, которые встречаются в данных предложениях.

  1. А по двору метелица ковром шелковым стелется. Но больно холодна. (С. Есенин)
  2. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (Паустовский)
  3. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

Слайд 9.

Назовите метафоры в предложениях.

  1. Жёлтые поводья месяц уронил. (С.Есенин)
  2. На солнечной опушке фиалка расцвела, лиловенькие ушки тихонько подняла. (Серова)
  3. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик, подрастёт-нарядится в беленькое платьице-лёгкое, воздушное, ветерку послушное. (Серова)

Слайд 10.

Назовите олицетворения в предложениях.

  1. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. (Паустовский)
  2. Свет луны, таинственный и длинный.
    Плачут вербы, шепчут тополя…(Есенин).
  3. Мне лепетал любимый лес:
    «Верь, нет милей родных небес!» (Некрасов)

Главный сказочник. Я вижу, вы готовы продолжить путь. Кто же вас встречает на нелёгком этом пути?

Слайд 11.

Кощей Бессмертный. Испытание третье.

Слайд 12.

Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу сравнения.

Главный сказочник. Кощей Бессмертный просит вас на месте пропусков вставить подходящие по смыслу сравнения.

Слайд 13.

Памятка.

Подумайте, для чего вы хотите использовать сравнение:

  • чтобы лучше, интереснее, образнее описать, дать возможность представить себе описываемое;
  • чтобы открыть что-то необычное, неожиданное в нём;
  • чтобы выразить своё отношение.

Слайд 14.

Главный сказочник Задание выполняется письменно (3-4 минуты).

  1. Сосны в наших лесах величественны, как...
  2. Между лесом и рекой тянутся заливные луга, похожие ...
  3. Дед Мороз на стёклах сплёл узоры...

Главный сказочник. Каждый ряд придумывает своё сравнение. За хорошее сравнение вы получите балл.

Пожалуй, нам надо продолжить свой путь. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Слайд 15.

Змей Горыныч. Испытание четвёртое.

Главный сказочник. У Змея Горыныча три головы. И испытания у него связаны с волшебной цифрой три.

Слайд 16.

Определите, в каком из сочетаний употреблено олицетворение.

  1. Месяц ходит, часы ходят, люди ходят. – 1 ряд
  2. Мы говорим, говорят два гладиолуса, радио говорит. – 2 ряд
  3. Мальчик бежит, ручей бежит, дни бегут. – 3 ряд

Главный сказочник. По какому принципу вы находили в сочетаниях олицетворения?

К каким из сочетаний мы с вами так привыкли, что слова в них уже не воспринимаются как олицетворения?

Слайд 17.

Василиса Премудрая.

Испытание пятое.

Появляется Василиса Премудрая.

– Здравствуйте, ребята! Хочется, чтобы вы меня порадовали подготовленным домашним заданием. Назовите русские народные загадки о берёзе, любимом дереве русского народа, в основе которых лежит метафора.

Слайд 18.

Назовите русские народные загадки о берёзе, любимом дереве русского народа, в основе которых лежит метафора (спросить несколько человек).

Спасибо! А сами вы умеете сочинять загадки? Прочитайте, что вы придумали о берёзе! (спросить несколько человек)

Слайд 19.

Метафорическая загадка.

(Посмотреть на экран и спросить):

А что такое метафорическая загадка? (Дети отвечают: загадка, в основе которой лежит метафора).

Мне пора. До свидания, ребята. (Василиса Премудрая уходит).

Главный сказочник. Вы успешно преодолели все испытания, и за это вам возвращается книга, из которой мы узнаём много интересного об изобразительно-выразительных средствах нашего языка – энциклопедия (показать и поставить на видное место), а также наш друг и помощник - «Русская речь».

III. Закрепление. Работа с учебником «Русская речь».

Главный сказочник.

А) Назовите признаки метафорической загадки. (1. Загаданный предмет не называется. 2. Иносказательно отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета. 3. Основа загадки – сравнение, метафора. 4. Загадка имеет обычно форму стихотворения.)

Главный сказочник.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили.

Слайд 20.

Признаки метафорической загадки.

  1. Загаданный предмет не называется.
  2. Иносказательно отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета.
  3. Основа загадки – сравнение, метафора.
  4. Загадка имеет обычно форму стихотворения.

Б) Упражнение 135 (Соотнесение загадок с иллюстрацией, нахождение в них метафоры).

В) Упражнение 132 (Редактирование загадок).

Слайд 21.

Золотое решето
Чёрных домиков полно
Сколько чёрненьких домов –
Столько беленьких... (Подсолнух)

Главный сказочник.

Подберите подходящее по рифме слово.

Назовите виды рифмы.

Назовите метафоры в данном стихотворении.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Упражнение 134. (Сочинить загадку про зонт, подумать, с чем можно его сравнить).