Цели:
- познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, их ролью в предложении,
- добиться умения отличать их от других частей речи,
- формировать навык разграничения основного и добавочного действия,
- сформировать начальные представление о деепричастном обороте, о знаках препинания при нем.
Форма урока: урок объяснения нового материала.
Методы:
- объснительно-иллюстративный (беседа, чтение учебника),
- репродуктивный (анализ языковых единиц),
- анализ языковых единиц (метод самостоятельной работы по осмыслению нового материала).
Этап урока | Ход урока | Деятельность учащихся |
Оргмомент. | Учитель проверяет наличие на партах учащихся учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. | Учащиеся готовятся к уроку. |
Объяснение материала. Наблюдение над языковым материалом. | На доске записаны предложения. Учитель и учащиеся
работают вместе, анализируя данный материал. Фронтальная беседа с
классом.
Котенок играет язычком ботинка и жмурится от удовольствия.
Играя с язычком ботинка, котенок жмурится от удовольствия.
Делаем вывод, что эти слова отвечают на разные вопросы: как? или что делая? – “играя” и что делает? – “жмурится”. Вопросы к этим словам задаем от разных слов: котенок (что делает?) жмурится, жмурится (что делая? как?) играя. Таким образом, исходя из правила определения однородных членов, данные слова не могут быть таковыми.
Делаем выводы: 1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым, 2) слово не имеет привычных глагольных окончаний, 3) не является, как глагол, сказуемым, 4) не изменяется.
Делаем вывод, что слово “играя” дорисовывает основное действие, которое выполняет котенок, описывает его. Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию. Как и причастие, эта часть речи является гибридом. Есть грейпфрут – гибрид лимона и апельсина, есть причастие– гибрид прилагательного и глагола. Так и деепричастие – тоже гибрид двух самостоятельных частей речи – глагола и наречия.
Делаем вывод: деепричастие с зависимым словом– деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти на следующих уроках), в предложении является обстоятельством.
Запись в грамматические тетради (тетради-шпаргалки): Деепричастие = грамматические признаки глагола (обозначает добавочное действие при глаголе, имеет вид – что Делая? что Сделав? Возвратность. Имеет зависимые слова) и наречия (не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством). Деепричастие всегда образуется от глагола. Деепричастие + зависим (ое, ые) слов (о,а) = деепричастный оборот. |
Устная и письменная работа по предложенному материалу. Фронтальная беседа с классом. Один учащийся работает у доски, выполняя задание под контролем учителя, затем его сменяет другой ученик. |
Наблюдение по учебнику. Стр. 74 – правило.
Подводим итог, обобщая материал о грамматических признаках деепричастия. |
Учащиеся читают правило, делают выводы о признаках деепричастия. | |
Работа по новой теме. Первичное закрепление знаний. Применение новых знания на новом языковом материале. | 1. Упражнение 159.
|
Учащиеся читают текст, отвечают на заданные вопросы. Выполняют предложенные задания по грамматическому анализу текста. На доске задания попеременно выполняют 4 учащихся. |
2. Наблюдение. На доске записано четверостишие
из стихотворения Э.Асадова “Лес”:
Делаем вывод, что слова “ежась”, “посинев”, “взявшись” и “греясь” украшают глагол, дополняют его другими действиями, создают живописную картину “действий” маслят.
Делаем вывод, что есть деепричастия, не имеющие зависимых слов, – это одиночные деепричастия, но они также выделяются запятыми, как и деепричастные обороты. |
Учащиеся списывают четверостишие, выполняют грамматические задания. Один ученик работает с текстом на доске. | |
Итоги урока. | Фронтальная беседа с классом.
|
Ученики отвечают на вопросы, при необходимости, используя грамматические и рабочие тетради, учебник. |
Домашнее задание. | Выписать фрагмент из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” (учебник, стр. 191: “А из города уже…” до слов “…не переводя духу…”), подчеркнуть грамматические основы, обозначить деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Устно объяснить роль деепричастий в тексте. | Запись в дневники. |
Использованная литература:
- Баранов М.Т, Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 7 класс. М., Просвещение, АО Московские учебники, 2005.
- Журнал “Русский язык. Первое сентября”, № 39, 2004
- Иванова В.А., Потиха З.А, Розенталь Д. Э Занимательно о русском языке, Ленинград, “Просвещение” Ленинградское отделение, 1990.
- Федорова М.В “Уроки русского я зыка в 7 классе” М., Просвещение, 2000
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс. М., Школьная пресса, 2004.