Урок-практикум по русскому языку в 5-м классе "Душа народа в слове"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепление основных лингвистических понятий по теме «Лексика»;
  • ознакомление учащихся с понятием «внутренняя форма слова»;
  • отработка навыка работы со словарями, навыка языкового анализа;
  • дальнейшее воспитание языковой личности, формирование у школьников отношения к слову как духовной ценности.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 5 класс М.М. Разумовская, П.А. Лекант. Словари: С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка», В.И.Даль «Дополнительный иллюстрированный том», З.Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка», Н.М. Шанский «Этимологический словарь», А.В. Семенов «Словообразовательный словарь русского языка». Н.П.Саблина «Буквица славянская», кириллица; тексты В.Ю.Троицкого «Род», М.Н. Пришвина «Слово – звезда». Аудиоэнциклопедия «Лесной родник».

Ход урока

1. Организационно-психологический момент.

Создание положительного эмоционального фона.

- Все ли слова темы вам понятны?

- Что же такое душа? (Душа – внутренний мир человека) в «Большом толковом словаре русского языка» приводится 10 значений этого слова. М.Пришвин дает такое толкование: «Душа – это любовь».

- Как иначе можно сформулировать тему? (Любовь народа в слове).

2. Работа с эпиграфом.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю пословицу из словаря В.И.Даля. Это его любимая пословица. Думаю, что для нас она тоже станет любимой.

Посмотрите на пословицу через «лингвистический микроскоп». Что вы можете отметить как «лингвисты»?

- Есть ли в пословице слова, которые находятся в антонимичных отношениях? Подчеркните их.

Познать слово глубже, верно определить его внутреннюю форму помогут нам словари.

3. Знакомство со словарями. (Обратите внимание на четырехтомный словарь В.И.Даля, на дополнительный иллюстрированный том. Почему он называется «Словарем живого? великорусского? языка?».

4. Работа в микрогруппах.

Карточка № 1.

Подберите синонимы к эпитету «живое» в словосочетании «живое слово». Запишите в тетрадь.

Карточка № 2.

Подберите синонимы к эпитету «мертвая» в словосочетании «мертвая буква». Запишите в тетрадь.

Карточка № 3.

Творческое задание по образцу. Подобрать к слову «слово»:

  1. Одно существительное.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Характеристику из четырех слов.
  5. Одно существительное – ассоциацию.

Итог: стихотворение в прозе «О слове». Из ученических работ:

  1. Слово.
  2. Первое, мамино.
  3. Радует, лечит, живет.
  4. Помогает человеку познать мир.
  5. Детство.

 

  1. Слово.
  2. Меткое, бойкое.
  3. Называет, любит, выражает.
  4. Верно утверждает мысль человеческую.
  5. Добро.

 

  1. Слово.
  2. Родное, русское.
  3. Побеждает, хранит, воспитывает.
  4. Ведет народ к цивилизации и культуре.
  5. Родина.

 

  1. Слово.
  2. Русское, великое.
  3. Защищает, создает, излучает.
  4. Несет добро и свет людям.
  5. Книга.

«Эксперты» работают со словарями синонимов у доски. Цель: точно подобрать синонимы к эпитетам «живое слово», «мертвая буква», проверить правильность выполнения задания классом.

Вывод: «живое слово» - бойкое, выразительное, оживленное, подвижное; «мертвая буква» - неживая, бездыханная, безжизненная, бездушная (разговорный стиль).

Почему же народу дорого «живое слово»? А как он относится к «мертвой букве»? Ответить на данный вопрос поможет текст.

5. Работа с текстом.

  1. Тема текста.
  2. Основная мысль текста.

Разве не важно осознавать главное, с чем связана наша жизнь, наше будущее? - вот коренное слово, означающее как дающий жизнь, так и жизнь продолжающий. Слова этого корня несут светлое, доброе начало. С приставкой на, означающей стремление ввысь, внутрь, к сердцу, образуется слово на . Хоровод светлых слов рождается из этого корня. Говорим имый ( - имый – имеющий) и знаем – дорогой, близкий сердцу. Произнесем 111 ник, и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-земли текущий ручей. Скажем ина, мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.

Когда же употребим приставку со значением отторжения, отталкивания, отвержения, слово, составленное с нашим добрым корнем, получит смысл почти бранный: выок , от [j э]. Или жалкое: у , безный.

Язык подсказывает нам: идти к добру – значит идти к нау.

(В.Ю.Троицкий)

ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
  2. Восстановите пропущенную морфему.
  3. Подготовьтесь к выразительному чтению.
  4. Выпишите образовавшиеся слова. Продолжите ряд этих слов.
  5. Что такое внутренняя форма слова? Его душа? (Это первоначальное образное значение слова, выражаемое его морфемами).
  6. Какие морфемы выражают внутреннюю форму слов: родник, родимый, народ, Родина? Выделите их.

6. Работа со словарями:

Какие морфемы выделяются в слове народ? Поможет ли словообразовательный словарь понять внутреннюю форму данного слова?

Слово народ образует свое словообразовательное гнездо:

народ – ник

народ – ниц - а

народ – нич – еств -о

народ - нич – а – ть

Только этимологический словарь открывает внутреннюю форму слова народ: на (верх) – общеславянское, родити – род (общеславянское) – семья.

В русском языке есть слово сродники. Как вы его понимаете?

Проверьте правильность своей догадки по «Словарю…» В.И.Даля. Назовите своих сродников?

7. Динамическая пауза «Родник».

Аудиоэнциклопедия «Лесной родник».

Ребята, расположитесь удобно на стульях, закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие. Давно ли вы были в лесу? И вот мы у ручья. Вешние птицы устроили концерт. Мы ищем их взглядом. Вот овсянка, справа иволга. Дышится легко, спокойно.

Родник создает свою торопливую мелодию. Свежесть кружит голову. Дышится легко, спокойно. Прохлада касается моего лица, рук, ног. Песня родника, его свежесть дает мне новые силы. Хочется бежать вслед за ним. Дышится легко, свободно.

8. Ассоциативная разминка

Какие ассоциации вызывают у вас слово коренное? (Коренной в тройке, корень дерева, корень слова, коренной зуб).

9. Ассоциативная задача: «Слово – звезда».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «слово»? Какие – слово «звезда»? Можно ли найти в них связь?

Из работ учащихся:

Доброе слово несет свет людям, так же, как и звезда, помогает человеку ориентироваться в темноте.

Слово, как и звезда, - тайна, загадка, постигнуть которую трудно, но интересно.

Слово – звезда

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает. Тогда сила этого нового слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая звезда на земле горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

М.М.Пришвин.

Вывод: Как зеницу ока мы должны беречь, любить, ценить родное слово. Нет ничего глубже и таинственнее его. И от каждого из нас зависит, станет ли слово живым.

10. Работа с кириллицей.

А что же такое «мертвая буква»? Сегодня у нас в гостях церковнославянский алфавит. Что вы знаете о нем? Церковнославянский язык – живой. Вот уже тысячу лет эти буквы формируют наш духовный мир, говорят с нами, несут свет, добро, любовь.

Проведем лингвистический эксперимент:

Р – «рцы», т.е. говори

О – символ вечности

Д – «добро»

Ъ – защитник слов

Составьте и запишите из опорных слов предложение. (Говори вечно добро). Это завет Кирилла и Мефодия, составителей азбуки. Мы совершили маленькое открытие: с нами заговорили буквы.

11. Итог урока.

Какие основные понятия лексики мы вспомнили сегодня на уроке?

Какие разделы науки о языке связаны с лексикой?

Что такое внутренняя форма слова?

Какие открытия мы совершили?

12. Рефлексия.

Состояние души на уроке…

Задание: приведи слова-ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке.

Из работ учащихся: спокойное море, безоблачное небо, теплый летний дождь.

Составь синонимический ряд, отражающий твое настроение на уроке. Из работ учащихся: существительные – радость, добро, свет, любовь; прилагательные – спокойный, светлый, ровный, тихий, мирный; глаголы – радовать, гореть, излучать, светиться, любить.

За что ты можешь себя похвалить?

13. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение – миниатюру по одной из тем «Живое слово дороже мертвой буквы», «Как оживают буквы», используя материалы урока.
  2. Индивидуальное задание « Мои сродники».
  3. Работа с берестой.

14. Работы детей.

Горелых Елена.

Сродники…

Какое незнакомое слово, но все-таки кажется добрым и родным. Как хочется, чтобы мои сродники: тётя Настя и дядя Коля, бабушка Вера и сестра Марина были всегда здоровы. Ведь мы часть одного целого, мы родня или сродники, а не иваны, не помнящие родства.

Башурин Евгений.

Как оживают буквы…

Когда я рассматриваю древнерусские книги, всегда удивляюсь буквам – заставкам. Сколько любви, мудрости вкладывал автор в их начертание. Вот буква ж и в е т е - символ жизни. Стержень буквы – человек, сплетенный с древом жизни. Раскинутые руки, что вылетающие птицы. Сама человеческая фигура произрастает из пасти зверя, уходящего корнями в землю, как ноги человека. Древо жизни врастает в его сердце, ведь сердце человека – это центр, средоточения жизни. Все восходит к нему. Все живое вплетено в единый бесконечный узор. Сквозь века звучит голос древнерусского летописца:

Живите, люди добрые!
Живите, люди честные!
Живите, возлюбившие
Все светлое, все чистое, -
Вы правды неизменные
Глашатаи земли!

Иванова Ольга

Более тысячи лет человечество пользуется уникальным изобретением Святых Кирилл и Мефодия, русским алфавитом, который, как свет погасшей звезды, согревает наши души в пространстве и времени.

Халеева Александра

Как оживают буквы

Я внимательно рассматриваю старославянский алфавит, и мне кажется, что это духовное послание славянам. Сквозь строчки чётко слышу голос Святых

братьев Кирилла и Мефодия, завещающих потомкам своё буквенное открытие:

"Я знаю буквы: письмо это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям –
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо:
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!"

Шумаков Ярослав

Почему Святые братья Кирилл и Мефодий давали наименования буквам? Я думаю, они хотели, чтобы речь звучала осмысленно, утверждая ценность, слова и мысли. Мне кажется, что для древнерусского человека начертание буквы таило в себе мира. Здесь мы можем увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы рек. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждый знак неповторим, как листок на дереве. Всмотритесь в эти буквы, и они заговорят с вами, поведают многое, научат добру.

Сродники… Забытое слово, но сколько смысла в нём!

Сродники… Это дети одной матери!

Сродники… Это дети родной земли Курской!

Сродники… Берегите свои истоки, свою мать, свою Родину, служите земле родной всеми силами души русской.

Приложение