Итоговый урок по теме "Двусоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1.Обобщить и систематизировать знания по теме “Главные и второстепенные члены предложения”; закрепить у учащихся навык нахождения грамматической основы и правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Развивать наблюдения над связной речью, над орфографическими и пунктуационными навыками учащихся.

3.Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.
Тип урока: урок – обобщение.
Оборудование: карточки с заданиями для каждого учащегося, кроссворд, карточка-алгоритм, листы контроля.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы повторим и обобщим изученный материал по теме “Главные и второстепенные члены предложения”, закрепим навык нахождения главных и второстепенных членов предложения и правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым.

II. Обобщение и закрепление материала.

Работа в парах. Выполнение заданий (карточки №1, №2, №3, №4, №5, №6).
1. Словарно– орфографическая работа.
А). Записываем новые слова в словарик: фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, патриот.
Б). Учащиеся объясняют лексическое значение слов.
2. После записи слов в словарь и объяснения лексического значения выполняется задание.
Карточка №1.
Задание: вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Б…лет, г…роизм, д…ректор, с…рень, г…р…зонт, б…блиотека, инж…нер, пр…ветл…во, ф…милия, кил…гра…, здра…ствуй, ровес…ник, сверс…ник, профе…ия, с…гнал, об…лиск, р…сунок, ул…ца.
Примечание: в каждой паре есть ассистент, который в контрольном листе отмечает выполнение заданий.
3. Беседа.
– Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений?
– Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения?
– Что называется подлежащим?
– Какими частями речи чаще всего выражены подлежащие?
– Что называется сказуемым?
– Какими бывают сказуемые по составу?
4. Карточка№2.
Задание: укажите, какими частями речи выражены подлежащие.
1.Лесной запах усиливается.
2.Мы сегодня же уедем.
3.Будущее принадлежит людям честного труда.
4. Далече грянуло “ура”.
5. Жить – Родине служить.
6. Мы с братом отправились на рыбалку.
7. Пять – моя любимая цифра.
8. Анютины глазки росли около крыльца.

5. Карточка №3.
Задание: укажите, какими частями выражены сказуемые, какие они по составу.
1. Танцующие теснились и толкали друг друга.
2. Он был мастером на все руки.
3. По реке и кустам начинает шуметь редкий дождь.
4. Всё небо было в мелких облаках.
5. Малыш неуклюж.
6. Вода казалась тёплой.
7. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов.
8. Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров.
Примечание: проверили выполнение заданий.

6. Ребята, давайте вспомним, когда и в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Обращаемся к алгоритму (приложение№1).

Карточка№4.
Примечание: знаки препинания не расставлены.
Задание: расставьте знаки препинания.
1. Наша дружба солнца яркий свет.
2. Охранять природу значит охранять родину.
3. Пятью пять двадцать пять.
4. Ходить по земле босиком это большое удовольствие.
5.Стремиться вперёд вот цель жизни.
6.Расстояние не помеха.
7. Пруд как зеркало.
8. Я тракторист.
9.Зимний лес словно сказка.
Примечание: проверили выполнение задания.

III. Проверка домашнего задания.

– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространённым?
– Какие второстепенные члены предложения вам известны?
Вам было предложено поработать над кроссвордом. Задание к кроссворду: к каждому слову подберите по рисункам дополнение в указанном падеже. Не торопитесь. Существительное – дополнение надо подобрать так, чтобы в вертикальном столбике можно было прочитать название одного из членов предложения.
Накормить (Т.п.), опоздать к (Д.п.), бивни (Р.п.), руководствоваться (Т.п.), охота на (В.п.), преодолеть (В.п.), ехать на (П.п.), далеко от (Р.п.), ласкать (В.п.), исправить (В.п.).

Примечание: проверили домашнюю работу. Получились такие ответы. (Приложение 2).

– Какой второстепенный член предложения у нас зашифрован в вертикальном столбике? (Дополнение).
– Что вы о нём знаете?
– Что вы знаете о прямом и косвенном дополнении?

Задание: выпишите одно с прямым и одно с косвенным дополнением.
Примечание: ребята зачитывают выписанные словосочетания.

7. – Что такое определение?
– Чем различаются определения согласованные и несогласованные?
Карточка№5.
А). Задание: перестройте эти конструкции в словосочетания с согласованными определениями.
Ваза из фарфора, рощи под Москвой, кружева из Вологды, волосы с сединой, сок из вишни, хлопоты перед праздником, лестница на чердак, роса на маке, товарищ по школе, энергия солнца, переход под землёй.

Б). Записываем предложение и делаем синтаксический разбор.
Ванюша – шофёр изредка посматривал на своего пассажира.4
Примечание: ученик у доски делает синтаксический разбор, а остальные проверяют выполнение задания (карточка №5).
– Что мы знаем о приложении?

8. – Что такое обстоятельство как второстепенный член предложения?
Карточка №6.
Задание: найдите обстоятельства и укажите, к каким разрядам они относятся.
1. С горы бежит поток проворный.
2. Сенокос запоздал из-за дождей.
3. Снег падал медленно и бесшумно.
4. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.
5. Чуден Днепр при тихой погоде.
6. Заяц выскочил из лесу и побежал полем.
Примечание: проверили выполнение задания; ассистенты сдают учителю листы контроля.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, зачем нам нужен был этот урок?
Учащиеся. На уроке мы обобщили и систематизировали знания о главных и второстепенных членах предложения, закрепили навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Работали над развитием связной речи, над орфографическими и пунктуационными навыками.

V. Оценивание с комментариями.

Примечание: все учащиеся получили оценки за урок.

VI. Домашнее задание.

1.Выполнить упр.173,стр.81.
2. Подготовить связный ответ о главных и второстепенных членах предложения.