Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В жизни каждого человека приходит время, когда он взрослеет и определяет свой последующий путь. И это время называется – экзамен. Здесь как никогда необходимо собраться с мыслями и проверить себя. Задать вопросы: Как я учился? Чему я научился?
Экзамен по русскому языку самый сложный и ответственный. Будете вы его сдавать в форме ЕМЭ или традиционно, предстоит обратить внимание на изложение.
Обратите внимание на листок, на котором записана ваша фамилия и план нашей работы на уроке. В конце урока на нём вы отметите то, что было вам понятным.
II Изложение.
- Что называется изложением? ( Смотрим на экран)
- Как проводится изложение? ( Инструкция на экране)
1.При первом чтении необходимо внимательно слушать текст, стремиться понять его содержание, запоминать последовательность событий или рассуждений.
2.При первом прочтении необходимо определить тему текста, идею или основную мысль (то, ради чего и создан этот текст) и составить элементарный план. // О его составлении мы скажем позже//
3.При втором чтении можно делать записи след за звучанием текста. Однако записывать нужно не всё подряд, а “ключевые слова”, которые потом помогают восстановить предложения.
4. После второго прочтения составьте, используя свои рабочие записи, опорный конспект, подробный план, который поможет логически выстроить работу.
III. Текст.
- Ещё раз смотрим определение – изложение.
- Что такое текст? (Смотрим на экран)
- В тексте всегда есть главное, т.е. идея (Зачем написан текст? Чему он учит? Идея текста бывает отражена в заглавии).
Смысловая цельность текста создается благодаря однотематической лексикой (опорные и ключевые слова). В тексте выделяется основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь – строгий порядок предложений. Два вида связи – цепная и параллельная. Единство интонации.
IV. Абзац. План.
Самые главные вопросы при работе с текстом – это абзац и план.
- Что такое абзац? (Смотрим на экран)
- Cлова академика Л.Ф.Щерба нужно понимать следующим образом: абзац как бы подсказывает, что одна мысль завершена, далее, в новом абзаце, будет развита новая мысль. Новый абзац даёт либо что-то новое в развитии действия, новый поворот, либо что-то характерное в описании предмета, либо новые аргументы выдвинутого тезиса. Вот почем абзац “…углубляет предшествующую точку.”
- Можно ли услышать абзац?
В устной речи абзац обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями. Абзац имеет определённую композицию.
V. Работа с текстом.
1) Предлагается отрывок А.Т.Твардовского из статьи “Пушкин”
Наш вечный спутник
У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я узнал его “Сказку о царе Салтане”, “Полтавский бой” из “Полтавы”, “сон Татьяны” из “Евгения Онегина”, “Жениха”. Но “Капитанская дочка” является для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.
Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!
2) Вопросы по тексту:
1. Читаем. Можно ли назвать этот отрывок текстом?
2. Определяем основную мысль, тему текста.
3. Сколько абзацев – микротом в тексте?
4. К какому типу и стилю речи относится текст?
5. Почему так назван текст? (в заглавии определяется тема и основная мысль текста)
6. В каком значении употреблено слово “спутник”? Почему “вечный”?
(Спутник - переносное, то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь; вечный - поэзия и проза великого поэта сопровождают нас всю сознательную жизнь – от колыбельных песен и сказок до философского осмысления его шедевров. В этом и есть определение этого слова)
3) Микротексты
а).Прочитайте первый микротекст.
- В каком предложении заключена наиболее важная мысль?
б) Прочитайте второй микротекст.
- Найдите в нём наиболее информативное предложение.
в).Прочитайте третий текст.
- Найдите в нём наиболее важное по смыслу предложение.
( В последнем предложении утверждается та же мысль, что и в начале текста. Это позволяет завершить текст статьи, как бы замкнуть её)
- Как же оформляется микротома на письме?
- Как ранее отмечено, абзац – это красная строка, отсутствие в начале строки.
Такое первое значение слова абзац.
Второе значение слова абзац: это часть связного высказывания, т.е. текст,
несколько предложений, характеризующихся смысловой и грамматической
завершенностью.
Часть текста, оформленная как абзац, и представляет собой микротекст со своей микротемой, идеей, структурой. Вот почему возможны заголовки в каждом абзаце, а значит и составление плана.
- Как можно озаглавить микротомы?
В результате у нас получился план:
1 Всю жизнь с нами.
2. Первое знакомство.
3. Источник жизни.
- Что такое план? (Смотрите на экран)
VI. Итог урока.
- Какие вопросы мы рассматривали на уроке?
- Отметьте на листах плана урока те темы, которые вам не понятны.
VII. Домашнее задание.
Выполнить работу по второму тексту.
1. Прочитайте три последних абзаца XII главы повести А.С.Пушкина
“Капитанская дочка”
Через час урядник принёс мне пропуск, подписанный каракульками Пугачёва, и позвал меня к нему от его имени. Я нашёл его готового пуститься в дорогу. Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время. Швабрин и народ, толпившийся около нас, помешали мне высказать всё, чем исполнено было моё сердце.
Мы расстались дружески. Пугачёв, увидя в толпе Акулину Панфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, о он ещё раз высунулся из кибитки и закричал мне: “ Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь.” Мы точно с ним увиделись, но в каких обстоятельствах!..
Пугачёв уехал. Я долго смотрел на белую степь. По которой неслась его тройка. Народ разошёлся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Всё было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить... Добро наше всё было уложено в старую комендантскую повозку. Ямщик мигом заложил лошадей. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церквью. Я хотел её проводить, но она просила меня оставить её одну. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами. Повозка была подана. Отец Герасим и жена его вышли на крыльцо. Мы сели в кибитку втроём: Марья Ивановна с Палашей и я. Савельич забрался на облучок. “Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка! прощайте, Пётр Андреич, сокол наш ясный! - говорила добрая попадья. - Счастливый путь, и дай вам бог обоим счастья!” Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.
2.Вопросы к тексту:
- Каков стиль текста?
- Почему в художественном и публицистическом стилях изобразительно-выразительные средства во многом сходны?
- Сравните средства связи предложений в публицистическом и художественном стилях речи.
- Сколько микротем в данном тексте?
- Составьте план. Обратите внимание на синтаксическое построение первого предложения каждого абзаца.