Фонетика. Орфография.
- Укажите слова с двойными согласными в
корне слова:
- антен…а;
- кавал…ерия;
- ак…устика;
- пер…он;
- пьес…а;
- дес…ерт.
- Найдите слова с непроизносимыми
согласными в корне:
- аген…ство;
- блес…нуть;
- запас…ливый;
- чу…ство;
- рес…ницы;
- прекрас…ный.
- Найдите слова, в которых есть мягкие
согласные:
- пошив;
- шоссе;
- лещ;
- цирк;
- донос;
- объезд.
- Укажите, в каких словах надо писать Ь:
- раз…охаться;
- суб…ект;
- сверх…урочный;
- двух…ярусный;
- в…юн;
- комп…ютер.
- Укажите слова, в которых не надо писать
Ь:
- сел…д…;
- веч…ный;
- кос…ба;
- бан…щик;
- ран…ше;
- реч…ка.
- Укажите слова с ударением на первом
слоге:
- прибыла;
- поднятый;
- добыча;
- начатый;
- балуясь;
- прибывший.
- Найдите слова, в которых букв меньше,
чем звуков:
- праздник;
- июль;
- сонный;
- бульон;
- поем;
- ельник;
- Укажите слова, в которых происходит
оглушение согласных:
- А) молотьба;
- Б) разжечь;
- В) отбелить;
- Г) голубка;
- Д) намажь;
- Е) макушка.
Лексика.
- Укажите словосочетания, в которых
выделенные слова употреблены в
переносном значении:
- железные нервы;
- жемчужное ожерелье;
- холодный взгляд;
- кольцо дыма;
- плач ребенка;
- рев водопада.
- Найдите словосочетания, в которых
выделенные слова являются омонимами:
- годы прошли – студенты прошли;
- площадь прямоугольника – городская площадь;
- сборка деталей – сборка на юбке;
- счастливый брак – производственный брак;
- Приведите возможно большее количество
синонимов к данным словам:
- говорить
- смеяться
- лицо
- глаза
- умный
- далекий
- Подберите к выделенным словам из левого
столбика соответствующие антонимы из
правого столбика
- полное ведро -
- частичное;
- худое;
- пустое.
- богатый опыт -
- ничтожный;
- убогий;
- скудный.
- полное ведро -
- Укажите предложения, в которых
выделенные слова являются историзмами:
- Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов)
- Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов)
- Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства. (М. Е. Салтыков – Щедрин)
- По прошествии немногих лет он был избран губернатором. (Ю. Нагибин)
- Найдите неологизмы:
- продразверстка;
- аэроплан;
- эксклюзив;
- бартер;
- информатика;
- воздух.
- Укажите предложения, в которых
встречаются диалектизмы:
- Здесь тягостный ярем до гроба все несут.
- Моих десниц коснулся он.
- Все вечера, а то и ночи сидят ребята у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи. (т.е. картошку)
- Шуми, шуми, послушное ветрило.
- Видит око, да зуб неймет.
Фразеология.
- Укажите неверное утверждение:
- фразеологизмы – свободные сочетания слов;
- существуют фразеологизмы – синонимы;
- к фразеологизмам можно отнести также пословицы;
- в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
- Найдите предложения, в которых
встречаются несвободные словосочетания:
- Чуть стелется туман над золотистой нивой.
- И веют древними поверьями её упругие шелка.
- С часу на час Сергей ожидал телеграммы.
- Он всю литературу как свои пять пальцев знает.
- Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу.
- Но и такая цена была мне не по карману.
- Укажите фразеологизмы – синонимы к
словосочетанию «очень быстро»:
- как с гуся вода;
- хоть пруд пруди;
- пуд соли съесть;
- сломя голову;
- вытягиваться в струнку;
- во весь дух.
- Найдите синонимичные фразеологизмы:
- волосы дыбом;
- два сапога пара;
- ум за разум заходит;
- испустить дух;
- протянуть ноги;
- кровь стынет в жилах;
- голова идет кругом;
- одним миром мазаны.
- Найдите антонимические фразеологизмы:
- семи пядей во лбу;
- дойная корова;
- китайская грамота;
- заячья душа;
- проще пареной репы;
- не робкого десятка;
- олух царя небесного;
- черная дыра.
- Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) тришкин кафтан;
2) подковать блоху; 3) вертеться как белка в колесе; 4) есть еще порох в пороховницах. |
а) А. Пушкин б) И. Крылов в) Н. Гоголь г) Н. Лесков |
- Найдите фразеологизмы в следующих
предложениях:
- Выпускники, радостные и веселые, на прощание спели свою лебединую песню.
- Гордиев узел абитуриента – не сделать ошибок в сочинении.
- Я высказал своё мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, - что ж, да будет им земля пухом.
Состав слова и словоообразование
- Найдите слова, в которых основа
непроизводная:
- служба;
- ловлю;
- спать;
- помощь;
- спит;
- подъем.
- Укажите слова, в которых верно выделены
основа и окончание:
- сп-ишь;
- бр-ешь;
- л-ишь;
- съ-ешь;
- т-ишь;
- пь-ешь.
- Укажите слова, в которых верно выделен
корень:
- Ра-счет-ливый;
- про-стой;
- не-вед-омый;
- яр-ость;
- корм-лю;
- низ-лаг-ать.
- Вставьте пропущенные буквы:
- выб…ру;
- выч…таю;
- зам…реть;
- заст…лаю;
- обж…гаю;
- бл…стеть;
- сд…ру;
- отп…раю.
- Укажите слова с буквой А в корне:
- ул…жить;
- выр…щенный;
- ск…зать;
- заг…рать;
- р…вносторонний;
- подр…вняться;
- выр…внять дорожку;
- ур…вень воды;
- Определите, где нужно писать букву О
в корне:
- нав…ждение;
- п…ртитура;
- н…тация;
- об…няние;
- ант…гонизм;
- п…норама;
- изж…га;
- печ…нка;
- Укажите, где нужно писать букву И:
- лекц…я;
- ц…тата;
- нарц…сс;
- ц…плячий;
- устриц…
- бац…лла.
- Найдите слова, в которых на месте
пропуска пишется буква Е:
- с…кономить;
- мод…ль;
- …кспресс;
- поли…тилен;
- кашн…;
- шат…н;
Морфология и орфография. Имя существительное.
- Укажите существительные с буквой Е
в окончании:
- отдых в Ницц…;
- линия границ…;
- подплыть к суш…;
- выступление молдеж…;
- письмо к учительниц…;
- равнодушие к роскош…;
- ждать на остановк…;
- участвовать в расследовани…
- Укажите строчку, все слова которой
пишутся без Ь на конце:
- циркач…, матч…, плющ…, глуш… ;
- страж…, тираж…, шалаш…, печ…;
- морж…., гараж…, мыш…, гуляш…;
- трубач…, пожарищ…, удач…, мякиш…;
- Укажите существительные, которые во
множественном числе именительного падежа
имеют окончание -Ы- (И):
- мастер…;
- сторож…;
- офицер…;
- хутор…;
- директор…;
- шофер…
- Найдите существительные, которые в
форме родительного падежа множественного
числа имеют нулевые окончания:
- пара помидор…;
- жизнь монгол…;
- жилища якут…;
- сто ампер…;
- отряд гусар…
- пара валенок…
- Укажите существительные с суффиксом -ИЦ-:
- красав…ц;
- книж…ца;
- полковод…ц;
- кресл…це;
- кормил…ц;
- письм… цо.
- Найдите существительные, которые с -НЕ-
пишутся раздельно:
- (не) знание материала;
- обычное (не) везение;
- это (не) трусость;
- (не) трава, а цветы;
- милый (не) вежда;
- (не) порок.
- Укажите слова с буквой –Ё- на месте
пропуска:
- кореш…к;
- ш…рник;
- беч…вка;
- башмач…к;
- печ…нка;
- пуш…к.
- Укажите существительные, которые
пишутся через дефис:
- (время) исчисление;
- парад (алле);
- супер (обложка);
- царь (пушка);
Имя прилагательное.
- Найдите в словосочетаниях:
- качественные прилагательные:
- двойной прыжок;
- медвежья берлога;
- голосистый петух;
- деревянная миска.
- относительные прилагательные:
- задиристый парень;
- глиняная посуда;
- холщовая рубаха;
- заячий хвост.
- притяжательные прилагательные:
- Белое море;
- музыкальный ребенок;
- волчья шуба;
- лисья хитрость.
- качественные прилагательные:
- Найдите ошибку в образовании краткой
формы имен прилагательных:
- живой – жив;
- братский – братск;
- светлый – светел;
- плохой – плох;
- бледный – бледен;
- коровий – коров.
- Укажите прилагательные, у которых в
суффиксе надо писать букву -Е- :
- участл…вый;
- обидч…вый;
- сирен…вый;
- вежл…вый;
- дожд..вой;
- заботл…вый.
- Найдите прилагательное с суффиксом – СК
- :
- стрелец…ий;
- кавказ…ий;
- черкес…ий;
- донец…ий;
- киргиз…ий;
- матрос…ий.
- Укажите прилагательные, которые пишутся
через дефис:
- шарико (подшипниковый) комбинат;
- социально (экономическая) теория;
- мало (симпатичный) человек;
- фарфорово (фаянсовый) завод;
- юго (западное) направление;
- добро (желательный) тон.
- Найдите прилагательные, в которых
пишется -НН- :
- реакцио…ый;
- клюкве…ый;
- масле…ая;
- нефтя…ой;
- карма…ый;
- тополи…ый.
- Укажите словосочетания, в которых -НЕ- с
прилагательными пишется раздельно:
- (не) зыблемый мир;
- (не) светлый, а темный;
- (не) красный карандаш;
- очень (не) глуп;
Имя числительное.
- Укажите неверное утверждение:
- числительные обозначают число, количество или порядок предметов при счете;
- количественные числительные делятся на разряды по значению;
- порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные;
- сложные числительные пишутся раздельно,
- в предложении числительные могут выступать в роли сказуемого.
- Найдите числительное:
- три;
- тройка;
- третий;
- в-третьих
- тройной.
- трижды;
- Укажите числительные, в середине
которых пишется Ь:
- пят…десят квартир;
- восем…десят велосипедов;
- шест…сот сем…десят тонн;
- девят…сот центнеров;
- сем…надцать раз;
- сем…сот гектаров.
- Укажите предложение с ошибкой в
употреблении числительного:
- Оба окна выходили в поле.
- На обоих террасах рос виноград.
- Обоим такси было разрешено двигаться дальше.
- Школьники остались довольны обоими представлениями.
- Выберите правильный ответ. Поставьте
числительное 678 в родительный падеж:
- шестьсот семьдесят восемь;
- шестисот семьдесят восемь;
- шестисот семидесяти восьми;
- шестисот семидесяти восемь;
- Найдите числительные, которые пишутся
слитно:
- (семи) тысячный;
- (одиннадцати) метровый;
- (ста)(двадцати) литровый;
- (пятьсот) семьдесят видов;
- (двух) тысячный год;
- (тридцать) три неприятности.
- Укажите, каким членом предложения
является числительное:
- подлежащее;
- сказуемое;
- дополнение;
- определение;
- обстоятельство;
- не является членом предложения.
Местоимение.
- Укажите неверное утверждение:
- местоимение – самостоятельная часть речи;
- местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их;
- местоимения изменяются по родам, числам и падежам;
- возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа;
- в предложении местоимение может быть обстоятельством.
- Найдите, в какой строчке присутствуют
местоимения не того разряда:
- кто, что, который, чей, каков;
- ваш, наш, свой, мой, твой;
- иной, любой, каждый, всякий.
- тот, этот, такой, таков, столько;
- некто, нечто, некого, нечего;
- Выберите правильный ответ: НЕ или НИ.
- н…кого ждать;
- н…чему дивиться;
- н…сколько не страшно;
- н…что сказочное;
- н…чья книга;
- в н…скольких словах.
- Определите, какие местоимения пишутся
через дефис:
- (ни) кто;
- ни (к) кому;
- сколько (нибудь); Е) кто (либо).
- кое (от) кого;
- что (то);
- Укажите, в каких предложениях нужно
писать местоимения с предлогами раздельно;
- На следующее утро я проснулся (от) того, что услышал глухое ворчание.
- (От) того, кто не мил, и подарок постыл.
- Отцветает черемуха, за (то) расцвела бузина.
- Не (за) то волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
- Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр.
- На дачу мы собрались, что (бы) отдохнуть.
- Укажите, где допущена речевая ошибка,
связанная с употреблением местоимений:
- У его сестры очень красивый почерк.
- Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.
- Слух об этом происшествии молниеносно разнесся по всему городу.
- Все только и говорили, что об их предстоящей встрече.
- Определите, в каком предложении
находится местоимение со следующими
морфологическими признаками:
притяжательное , именительный падеж,
женский род, единственное число.
- Каков мастер, такова и работа.
- Ехал к вам, да заехал к нам.
- Всякому своя честь дорога.
Глагол.
- Укажите неверное утверждение:
- глагол называет действие предмета;
- спряжение - изменение глагола по лицам и числам;
- переходность – постоянный признак глагола;
- глаголы изменяются по временам;
- в предложении глагол бывает только сказуемым.
- Найдите глаголы совершенного вида:
- сберечь;
- мочь;
- покорять;
- навещать;
- сдружиться;
- рисовать.
- Вставьте, где нужно Ь:
- надо трудит…ся;
- песня разносит…ся;
- начинал расходит…ся;
- становит…ся уже;
- должен явит…ся
- солнце садит…ся.
- Укажите глаголы 1 спряжения:
- плясать;
- гнать;
- смотреть;
- бормотать;
- расхвалить;
- стелить.
- Найдите глаголы с буквой И в окончании:
- фырка…т;
- встрет…т;
- плава…т;
- увид…т;
- гре…т;
- раскле…т.
- Укажите глаголы с суффиксами ОВА (ЕВА):
- заноч…вать в тайге;
- отта…вает летом;
- люб…вался закатом;
- обеспеч…вала связь;
- дочит…вал книгу;
- ноч…вать в лесу.
- Укажите словосочетания, в которых НЕ с
глаголами пишется раздельно:
- снова (не) здоровится;
- (не) нарушать правила;
- (не) досыпать;
- (не) мог решить;
- (не) годовать на погоду;
- мне (не) спится.
- Укажите, в какой строчке находится
переходный глагол совершенного вида:
- накрываешь на стол;
- вспоминаем былое;
- рассмеяться от счастья;
- расколоть дрова;
- дуть на воду;
- обжечься о сковороду.
Причастие. Деепричастие.
- Вставьте пропущенные гласные ( Ю или Я ) в
суффиксах причастий:
- отдыха…щий;
- колебл…щийся;
- завис…щий;
- сия…щий;
- стро…щийся;
- кол…щийся.
- Укажите причастия, в суффиксах которых
нужно писать Е:
- волну…мый;
- слыш…мый;
- вид…мый;
- контролиру…мый;
- гон…мый;
- прослушива…мый.
- Укажите причастия, в суффиксах которых
на месте пропусков нужно писать букву А:
- заряж…нная пушка;
- прослуш…нная сказка;
- вымощ…нный двор;
- брош…нный билет;
- задерж…нная книга;
- обещ…нный подарок.
- Найдите словосочетания, где в
причастиях нужно писать –НН-:
- Заряжен…а картечью;
- непрошен…ая слеза;
- получен…ое письмо;
- сажен…ый лес;
- утоптан…ая площадка;
- распахан…ые и засеян…ые поля.
- Укажите словосочетания, в которых - НЕ - с
причастиями нужно писать раздельно:
- (не) дочитанное письмо;
- лед (не) окрепший;
- (не) нарушаемая ничем тишина;
- (не) исследованная, а дикая тайга;
- полоска (не) сжата;
- (не) забытая песня.
- Найдите предложения, в которых
причастный оборот не выделяется запятыми.
- В саду поредевшем осенью было пусто и неуютно.
- И льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.
- И вот слышнее стали звуки не умолкавшие во мне.
- Пьянящим фимиамом наполнился храм.
- Укажите словосочетания, в которых НЕ с
деепричастиями пишется раздельно:
- шел (не) торопясь;
- летел (не) останавливаясь;
- смотрел (не) доумевая;
- сразу (не) взлюбив;
- ничего (не) найдя;
- (не) убив медведя.
- Найдите предложения, в которых нужно
обособлять деепричастный оборот:
- Кто-то не спеша шел по аллее.
- Левинсон слушал не вмешиваясь.
- Некоторое время он сидел не шевелясь.
- Листва берез висит не шелохнувшись.
Правописание наречий. Служебные части речи.
- Вставьте букву А или О на конце наречий:
- изредк…;
- влев…;
- дочист…;
- наглух…;
- добел…;
- насильн….
- Укажите словосочетания, в которых НЕ с
наречиями пишется раздельно:
- (не) лепо выглядеть;
- (не) брежно одеваться;
- смотреть (не) ласково;
- уйти (не) далеко;
- прыгать (не) высоко, а низко;
- совсем (не) легко работать.
- Найдите наречия с Ь на конце:
- проч…;
- вскач…;
- уж…;
- навзнич…;
- замуж…;
- наотмаш….
- Укажите словосочетания с приставкой НИ:
- н…где не видно;
- н…куда идти;
- н…когда не увижу;
- н…откуда взять;
- н…зачем говорить
- всё н…почем;
- Найдите наречия с буквой О после шипящих
(в суффиксах):
- хорош…;
- неуклюж…;
- горяч…;
- общ…;
- певуч…;
- угрожающ….
- Определите, где следует писать НН:
- рассказывать дли…о;
- исти…о русский;
- говорить убежде…о;
- собрание удивле…о;
- встретить неожида…о;
- нестись беше…о.
- Укажите, какие наречия пишутся через
дефис:
- (по) осеннему неуютно;
- работать (по) нашему;
- (еле) еле;
- (во) первых;
- когда (то);
- (когда) нибудь.
- Укажите, где выделенные слова –
предлоги и пишутся слитно:
- Шел (во) круг дома;
- Находился (в) близи озера;
- (по) зади остались;
- предложил (в) замен книгу.
- Вставьте букву Е или И в окончании
предлогов:
- в течении… дня;
- в продолжении… болтовни;
- вследстви… печальных обстоятельств;
- в продолжени… повести;
- в следствии… по делу;
- впоследствии… узнал.
Обобщающие задания по орфографии.
- Укажите, в корнях каких слов нужно
писать букву О:
- алая з…ря;
- разг…рается костер;
- прекр…тить работу;
- восст…новить завод;
- опытный пло…вец;
- нак…сить травы;
- прик…саться к печи;
- пл…вучий дом;
- прик…снуться к знаниям;
- решить ур…внение;
- отр…сль промышленност014их;
- юная пор…сль;
- вск…чить на ноги;
- подр…внять волосы;
- Определите, в каких словах нужно писать
букву Ё:
- ж…ванный хлеб;
- крикнуть громч…;
- слабая реш…тка;
- сладкий крыж…вник;
- жуткая трущ…ба;
- искаж…нное от боли лицо;
- ударить плеч…м;
- наш…птывать на ухо;
- никч…мный разговор;
- ключ…вая вода;
- голосистый петуш…к;
- маленькая кош…лка;
- растолч…шь зерно;
- на улице свеж…;
- Укажите в каких словах нужно писать ПРИ:
- пр…амбула договора;
- пр…бывать в неведении;
- пр…амурский регион;
- пр…неприятный разговор;
- пр…ветственная речь;
- пр…возмогать усталость;
- пр…воротное зелье;
- пр…обрести книгу;
- пр…скверный характер;
- пр…нарядиться к празднику;
- пр…длинный рассказ;
- пр…восходящие силы;
- пр…шить рукав;
- пр…усадебный участок;
- Найдите слова, в которых пишется Ь:
- наглая лож…;
- много задач…;
- железных крыш…;
- бережеш… покой;
- обознач… ударение;
- несется вскач…;
- выйти замуж…;
- снег скрипуч…;
- спряч…ся за углом;
- ветер свеж…;
- строиш… быстро;
- сжег… хворост;
- закон всемогуш…;
- усатый морж…;
- Укажите слова, в которых пишется - НН:
- потеря…ый билет;
- варе…ый картофель;
- вяза…ая сестрой кофта;
- дробле…ый горох;
- груже…ый вагон;
- нечая…ая встреча;
- жаре…ые в масле овощи;
- вскопа…ый братом участок;
- круч…ая нитка;
- ваго…ые мастерские;
- плавле…ый сырок;
- реше…ая задача;
- ветре…ый день;
- гости…ый двор;
- Определите, где НЕ со словами пишется
раздельно:
- (Не) просто достается хлеб.
- Мы (не) досмотрели пьесу до конца.
- Встреча с Родиной всегда (не) повторима.
- (Не) стыдно (не) знать – стыдно (не) учиться,
- Отец стал сильно (не) домогать.
- Туристы (не) спеша поднимались в горы.
- За теплым летом последует (не) настное время.
- В этот вечер всем было (не) весело.
- Добро по указу (не) добро.
- Карандаш (не) красный.
- Скамейка (не) покрашена.
- Хлеб (не) намазан маслом.
- (Не) укрытые ничем дети спали спокойно.
- (Не) ярко светило солнце.
- Ручей (не) глубокий, но очень бурный.
- Укажите, где надо писать НИ:
- Не было н… цветущего сада, н… пчелиной арфы, н… ласковой материнской песни, н… сладких снов на рассвете.
- Кто б н… был ты, о мой читатель.
- Что н… спроси, растолкует, научит.
- Н… помириться ли нам?
- Кто только к нему н… приходил и н… обращался.
- Сколько я н…старался различить что-нибудь вдалеке, но все было безуспешно.
- Он н…кого не узнавал.
- Это отнюдь н… близко.
- Н… разу его здесь не было.
- Н… читал бы ты при плохом освещении.
- Я остался н… с чем.
- Мать н…мало волновалась за нас.
- Мы н… раз пели эту песню.
- Она стояла н… жива, н… мертва.
- Н… об одном из нас плохо не сказали.
- Определите, какие слова пишутся через
дефис:
- (авиа) конструктор;
- точь (в) точь;
- (гидро) механика;
- (микро) автобус;
- (дизель) электроход;
- (электро) (водо) лечебница;
- (грамм) молекула;
- (честь) честью;
- Иван (да) Марья;
- (штаб) квартира;
- любишь (не) любишь;
- (экс) чемпион;
- (Эльзас) Лотарингия;
- (журнально) газет
Синтаксис и пунктуация
- Определите тип словосочетаний: а)
глагольное; б) именное; в) наречное.
- приставлен учителем;
- у бродячих монахов;
- явно не хватало;
- хорошая книга;
- ветка сирени;
- спряжения слов;
- украшали букварь;
- очень рано;
- оформление оригинала;
- слева от дороги;
- упорно преодолевать;
- легче достичь;
- упражнения для чтения;
- совсем не смешно;
- Укажите вид связи в словосочетании: а)
согласование; б) управление; в) примыкание:
- веселая песня;
- написать стихотворение;
- видеться редко;
- пойти в кино;
- интересный рассказ;
- встретить друга;
- замечание учителя;
- говорить медленно;
- попросить послушать;
- встать утром;
- достойная награда;
- убрать чисто;
- дом у реки;
- обязательно уговорить;
- Укажите простые предложения.
- По сырым местам растет сушеница.
- Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.
- Сумерки и тучи все сгущались, пока ехали от станции по большому селу.
- День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета.
- Укажите, чем выражено подлежащее: а)
существительным; б) местоимением; в)
числительным; г) глаголом; д) причастием; е)
междометием; ж) словосочетанием; з)
прилагательным.
- Счастливые часов не наблюдают.
- На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.
- Семь не делится на два.
- Определите вид сказуемого: а) простое
глагольное сказуемое; б) составное
глагольное сказуемое; в) составное именное
сказуемое.
- Сейте разумное, доброе, вечное.
- Пять плюс пять будет десять.
- Я буду долго гнать велосипед.
- Осень пришла дождливая и холодная.
- Рад угодить вам.
- Он был мастером на все руки.
- В доме казалось пусто и темно.
- Они должны были вернуться утром.
- Укажите, в каких предложениях нужно
ставить тире между подлежащим и сказуемым:
- Венера самое яркое небесное тело после Солнца и Луны.
- Сад как лес.
- Сердце не камень.
- Детская любовь лучшая награда учителю.
- Найдите односоставные предложения:
- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
- Открой нам, Отчизна, просторы свои.
- Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
- Не по словам судят, а по делам.
- Звезды высоко.
- Найдите неполные предложения.
- Искусство – ноша на плечах.
- Люблю тебя, ангел-хранитель во мгле.
- Перед нами бескрайние просторы.
- Из-за моря дальнего от тебя жду весточку.
- В простоте слова – самая великая мудрость.
- Перед боем на рассвете тишина
- В песнях молодость наша.
- Укажите предложения с
однородными членами.
- Поэты будут грустно, нежно, страстно писать про юность много-много лет.
- На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
- Вводные слова не связываются ни с одним членом предложения ни одним видом подчинительной связи.
- Длинные, висячие ветки берез едва шевелились.
- Надвинулась туча, скоро пошел дождь, но недолго.
- Найдите в предложениях однородные
определения, расставьте знаки препинания.
- Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.
- Лунный ясный свет был прекрасен.
- И всё лицо у него было освещено хорошей доброй улыбкой
- На девочке было новенькое полосатое платье.
- Мы живем в большом каменном доме.
- Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
- Укажите предложения, в которых перед
союзом ДА нужна запятая.
- В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавших на юг.
- Мал золотник да дорог.
- Теперь стук тележки да звон колокольчика одни нарушают окрестное безмолвие.
- Лес у нас рядом да не грибной.
- Расставьте знаки препинания в
предложениях с обращениями.
- Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя Русь.
- Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия!
- Нивы родимые нивы с детства вы в сердце моем.
- Как февраль ни злись, как ты март ни хмурься, а весной пахнет.
- Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись.
- Расставьте недостающие знаки
препинания в предложениях с вводными
словами.
- Кабарга – это самый маленький олень и пожалуй самый изящный.
- Нет слов пчеловодство – интересное занятие.
- План работы пришлось изменить: во-первых с утра пошел дождь, во-вторых вовремя не доставили тару для картофеля.
- Окрестные горы можно сказать совершенно оголены от древесной растительности.
- Прелестная песенка честное слово.
Обособленные члены предложения.
- Найдите предложения, в которых нужно
обособлять определения.
- Девушка не замечала обращенных на нее взглядов.
- И вот слышнее стали звуки не умолкавшие во мне.
- На острове заросшем ивняком кормились два лося.
- Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в березовой аллее.
- Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло.
- Расставьте, где нужно, недостающие знаки
препинания.
- Я смотрел на пруд, залитый лунным светом (?) и на старый дворец на острове.
- Желтые доски спокойно лежали на воде и (?) увлекаемые незаметным течением (?) поворачивались концами к реке.
- Книги (?) запыленные и принадлежавшие старым хозяевам (?) лежали в углу комнаты.
- Жаворонки висели в воздухе, наполненном парами и светом (?) и заливались над степью.
- Листва была навалена горами и (?) нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.
- Укажите, какие знаки препинания нужно
поставить в предложениях с приложениями: а)
Запятую; б) две запятых; в) тире; г) знаки
расставлены верно.
- Яркая иволга (?) обитательница высокого березового леса (?) дает знать о своем прибытии звучным свистом.
- К брату зашел наш сосед (?) студент.
- Страж рыбаков и друг их неизменный (?) маяк горит бессменно на посту.
- Мне часто снятся те ребята (?) друзья моих военных лет.
- Пришвин происходил из старинного русского города Ельца.
- Отступник бурных наслаждений (?) Онегин дома заперся…
- Укажите предложения с обособленными
обстоятельствами, в которых допущены
пунктуационные ошибки.
- Льды (?) растаяв, становятся синью в реке.
- Татьяна любит не шутя.
- Люблю дорожкою лесной (?) не зная сам куда, брести.
- И (?) запахи поля вздыхая, мне радостно будет шагать.
- Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
- Старик, молча и не торопясь, собирал рыболовные сети.
- Найдите предложения с обособленными
обстоятельствами и расставьте знаки
препинания.
- На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись
- Феня еще долго сидела пригорюнившись.
- Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.
- Легкий ветерок пробежал по степи неся глухой шум ушедшего поезда.
- Вот вдоль колоды едва касаясь снега прошмыгнул ловкий соболь.
- Вернувшись в палатку я долго читал не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды.
- Найдите предложения, в которых нужно
выделять запятыми обороты с союзом КАК.
- Молодость как песня жаворонка на заре.
- Знания опекают как мать.
- Большая душа как большой костер издалека видна.
- Было спокойно и тихо как после бури.
- У тебя брошка вроде как пчела.
- Дождь лил как из ведра.
- Укажите предложения, в которых на месте
вопроса нужно поставить запятую.
- Ой (?) цвети, кудрявая рябина.
- Да (?) были люди в наше время.
- Ну (?) что за шейка, что за глазки!
- Нет (?) весь я не умру...
- Ах (?) поля мои, борозды милые.
- Ох (?) лето красное! Любил бы я тебя…
- Определите, где на месте вопроса в
скобках запятая не нужна.
- Однажды (?) в будний день(?) поутру (?) я с дедом разгребал на дворе снег (?) обильно выпавший за ночь.
- Я один ходил ловить птиц (?) почти за тридцать верст (?) в Кстовский лес (?) на берегу Волги.
- Заросли (?) усыпанные большими (?) в кулак красными цветами (?) были видны вдалеке.
- А молодые березки (?) тоненькие (?) пряменькие (?) как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому (?) весеннему куполу неба(?) напоминая девичью красоту (?) стройную и статную (?) радуют глаз.
- Помороженный (?) простуженный (?) отдыхает он (?) герой(?) битый (?) раненный (?) простуженный (?) да здоровый и живой.
- Скоро забрезжило круглое (?) заросшее камышом лесное озеро (?) окруженное глухим лесом (?) сплошь розовое (?( в закатном свете (?) угасавшем над зубчатыми вершинами елей.
Сложное предложение. Сложносочиненные предложения.
- Укажите тип предложения: а) ПП; б) ССП; в)
СПП; г) БСП.
- На земле, на небе и всюду кругом было спокойно, и ничто не предвещало непогоды.
- Белка песенки поет да орешки все грызет.
- В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
- Хорошо проснуться в долгую зимнюю ночь в теплой, родной комнате, поговорить, разогнать жуткие ощущения веселым огоньком.
- Под вечер, возвращаясь из лесу, на поле, где была убрана рожь, я повстречал знакомого охотника.
- У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.
- Расставьте на месте (?), где нужно запятые
в СП.
- Это был трудный путь (?) и люди (?) утомленные им, пали духом.
- Оно пылало так ярко (?) как солнце (?) и ярче солнца (?) и весь лес замолчал (?) освещенный этим факелом великой любви к людям (?) и тьма разлетелась от света его.
- На следующий день (?) лишь солнце выглянуло из-за гор (?) мы двинулись вниз по ущелью.
- Забелели дачи (?) забелели домики местечка (?) разбросанные по пустому берегу.
- В деревню мы собирались затем (?) чтобы отдохнуть (?) собрать грибов (?) ягод (?) позагорать (?) и покупаться.
- Сумерки и тучи все сгущались (?) пока ехали от станции по большому селу (?) тоже еще весеннему (?) грязному.
- Укажите, где нужно поставить запятые в
ССП.
- Великий человек лишь громок на делах (?) и думает свою он думу без шуму.
- Осень (?) и листья опадают с деревьев (?) и в воздухе потянулась паутина.
- Кажется, не осталось в руках силы (?) и топор затупился.
- Улыбка была слабая, чуть заметная (?) и (?) несмотря на улыбку (?) строгое выражение глаз не изменилось.
- Как холодно, росисто (?) и как хорошо жить на свете!
- Теперь умолкли поезда (?) и не кричат автомобили (?)и , между прочим, навсегда гудок фабричный отменили.
Спп с одним придаточным
- Укажите предложения, в которых
придаточное с главным связано союзным
словом.
- Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
- Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге.
- Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
- Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар.
- Не жаль сил, если они дают такие результаты.
- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
- Укажите место придаточного предложения
по отношению к главному.
- Певец (?) сколько я мог его рассмотреть (?) был одет в старенький черный сюртук.
- У меня был такой аппетит (?) когда вкус еды ощущают даже десны и зубы.
- Под утро (?) когда буря спала (?) Алексей услышал отдаленные звуки боя.
- Едва редела ночи мгла (?) Людмила к водопаду шла умыться холодною струей.
- Трудился так крестьянин мой (?) что градом пот с него катился.
- Где некогда все было пусто, голо (?) теперь младая роща разрослась.
- Найдите придаточные изъяснительные.
- Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
- Спохватился шапки, когда головы не стало.
- Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
- Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками.
- Если бы Шекспир ожил, он был бы поражен обилием вполне глубокомысленных толкований его драм.
- Укажите предложения, в которых перед
союзом –как-нужна запятая.
- Эти равнины (?) как море бескрайние.
- Море в далекие годы пело мне песни (?) как мать.
- Смотри (?) как роща зеленеет.
- Земля еще (?) как смутный негатив, она никак не может проявиться.
- Сегодня месяц (?) как светлый серп.
- Бор волновался вокруг сторожки (?) как расходившееся море.
- Расставьте, где нужно недостающие знаки
препинания.
- С восьми часов утра, когда рассвело (?) и началась атака (?) все кончилось.
- Уж кричали третьи петухи (?) и заря начинала заниматься (?) когда он уехал.
- Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив (?) и кто отнят войной.
- Мы спустились в долину и (?) как только нашли воду, тотчас остановились.
- Я пошел быстро, почти побежал (?) и (?) когда очутился на окраине (?) перевел дух.
- Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике (?) и это ярко проявлялось в теоремах.
- Расставьте знаки препинания в СПП.
- Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.
- Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.
- Когда долго не отрывая глаз смотришь на глубокое небо то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества.
- Такое мнение весьма лестное для гостя составилось о нем в городе и держалось до тех пор покамест одно странное свойство гостя не привело в совершенное недоумение почти весь город.
- Никогда не подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего.
- Найдите СПП с однородным подчинением.
- Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
- Каштанка отлично помнила, как она провела этот день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.
- Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его.
- Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
- Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку.
- Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве, уже перестанет быть обывателем.
- Укажите, где на месте цифр в скобках
запятую ставить не нужно.
- Где-то не близко плакал чибис(1) и изредка раздавался писк бекасов (2) прилетавших поглядеть (3) не уехали ли непрошенные гости.
- Между далью и правым горизонтом мигнула молния (1) и (2) так ярко (3) что осветила часть степи и место(4) где ясное небо граничило с чернотой.
- Подъезжая ко двору (1) Чичиков заметил на крыльце самого хозяина (2) который стоял в зеленом шалоновом сюртуке (3) приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами (4) чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж.
- Как я люблю его спокойный вид (1) когда(2) душой (3) в минувшем погруженный (4) он летопись свою ведет.
- Помедли (1) осень(2) покажи мне желтых листьев виражи (3) дай убедиться не спеша (4) как тишина твоя свежа (5) и как бездонна неба синь над жарким пламенем осин.
Бессоюзные сложные предложения.
- Найдите бессоюзные сложные предложения.
- Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье.
- Я посмотрел на часы: подъем длился полтора часа.
- Все может случиться: и богатый к бедному постучится.
- В окна проникал свет: то ли сияние озера, то ли сияние неба.
- Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.
- Совсем распогодилось: чистое небо, чистая светлая вода, чуть колеблемая ветром.
- С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы.
- Не руби дерево выше головы: щепой глаза запорошишь.
- Я доверяю любящим: они великодушны.
- Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги.
- Определите, где поставлено тире: а) в ПП с
однородными членами; б) между подлежащим и сказуемым; в) в
неполном предложении; г) в БСП.
- Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.
- Не красна книга письмом – красна умом.
- В словах стариков – мудрость, а в поговорках – поучения.
- Личная выгода – тень от травы, общая польза – гора высокая.
- Хочешь человека узнать – дай ему власть.
- Все пространство на земле – от солнца, и хорошее – от человека.
- Охранять природу – значит охранять родину.
- Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.
- Патриот – это человек, служащий родине.
- У Пушкина женщина всегда права – слабый всегда прав.
- Укажите, какой знак нужно поставить
между частями БСП. а) запятую; б) двоеточие; в) тире.
- Погасло дневное светило (?) на море синее вечерний пал туман.
- Свойство зеркальце имело (?) говорить оно умело.
- Я поглядел кругом (?) торжественно и царственно стояла ночь.
- Взошло красно солнышко (?) прощай светел месяц.
- Чиста небесная лазурь (?) теплей и ярче солнце стало.
- Ввысь взлетает Сокол (?) жмется Уж к земле.
- Потерянное золото можно найти (?) потерянное время – никогда.
- Учись, мой сын (?) наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
- Куст заденешь плечом (?) на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
- Поздняя осень (?) грачи улетели (?) лес обнажился (?) поля опустели.
Прямая речь.
- Расставьте знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
- (?) В хорошей посуде и чай вкуснее(?) гласит пословица.
- Осел увидел Соловья и говорит ему (?) Послушай-ка, дружище!(?)
- (?) Скажи-ка мне, красавица (?) спросил я (?) что ты делала сегодня на кровле (?)
- (?) Барышня жива (?) отвечала Палаша(?) Она спрятана у Акулины Панфиловны.(?)
- (?) Эй, Влас (?) воскликнул туман, вглядевшись в него(?) Здорово, брат(?)
- (?) Узнала меня (?) шепотом спросила Любка(?) Помнишь отца моего(?)
- Сережа сказал (?) Вернусь к обеду(?) и вышел.
- (?) Что ты спишь, мужичок (?) Уж весна на дворе(?) услышал он и поднял голову.
- Пустился мой хитрец в переговоры и начал так(?) Друзья (?) К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры(?)
- Папа читал что-то и на мой вопрос(?) Бывают ли синие зайцы(?) не поднимая головы, ответил (?) Бывают, мой друг, бывают(?)
- Определите, какие недостающие знаки
препинания, нужно поставить в предложениях
с прямой речью: а) запятую; б) две запятых; в)
двоеточие ; г) тире; д) вопросительный знак; е)
восклицательный знак.
- Рада и говорит (?) «Хорошо ты, Лойко, играешь!»
- « Ну, теперь, кажется, мы можем ехать»(?) заметил мой новый приятель.
- « Надо будет ему возразить так (?)- решил Берлиоз (?)- да, человек смертен, никто против этого и не спорит».
- « Вот друга я люблю(?) – вскричал Демьян. –Зато уж чванных не терплю».
- « Ты волен, - дева говорит (?) – беги!»
- « Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик.(?)Скажи, не знаешь ли, где дорога?»
- «Эх вы, вороны! – крикнул Павел. – Чего всполохнулись (?)»
- И хором бабушки твердят (?) «Как наши годы-то летят!»
- «И прошел тот день к вечеру темных осенних ночей(?)» - вспомнилась мне печальная строка из какой-то старой русской песни.
- Осенние листья по ветру кружат, осенние листья в тревоге вопят: «Все гибнет! Все гибнет(?)"
Стили речи.
- Определите стиль речи:
- публицистический;
- научный;
- официально-деловой;
- художественный.
В России он начал складываться в первые десятилетия 18 века, значительную роль в его формировании сыграли М.В.Ломоносов и его ученики. Но окончательно этот стиль сложился во второй половине 19 века.
- Определите, какие жанры не относятся к
публицистическому стилю:
- интервью;
- устные выступления;
- юмористические рассказы;
- репортажи;
- очерки;
- повести.
- Определите, к какому пласту речи
относятся выделенные слова:
- общеупотребительные;
- разговорно-просторечные;
- диалектные;
- профессиональные.
Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться.( А.Островский «Гроза»).
- В какой из столбиков с научной лексикой
попали слова из других пластов.
- ядерная физика;
смежные отрасли;
электронная плавильная установка;
транзитный ветер;
цепная реакция. - химическая реакция;
промышленная нагрузка;
психические процессы;
волевые импульсы;
интерференция воли. - субъективные явления;
вышестоящие инстанции;
световые ощущения;
выдвинутая гипотеза;
ароматическое возбуждение.
- ядерная физика;