Тестовые задания по русскому языку

Разделы: Русский язык


Фонетика. Орфография.

  1. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:
    1. антен…а;
    2. кавал…ерия;
    3. ак…устика;
    4. пер…он;
    5. пьес…а;
    6. дес…ерт.
  2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:
    1. аген…ство;
    2. блес…нуть;
    3. запас…ливый;
    4. чу…ство;
    5. рес…ницы;
    6. прекрас…ный.
  3. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:
    1. пошив;
    2. шоссе;
    3. лещ;
    4. цирк;
    5. донос;
    6. объезд.
  4. Укажите, в каких словах надо писать Ь:
    1. раз…охаться;
    2. суб…ект;
    3. сверх…урочный;
    4. двух…ярусный;
    5. в…юн;
    6. комп…ютер.
  5. Укажите слова, в которых не надо писать Ь:
    1. сел…д…;
    2. веч…ный;
    3. кос…ба;
    4. бан…щик;
    5. ран…ше;
    6. реч…ка.
  6. Укажите слова с ударением на первом слоге:
    1. прибыла;
    2. поднятый;
    3. добыча;
    4. начатый;
    5. балуясь;
    6. прибывший.
  7. Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков:
    1. праздник;
    2. июль;
    3. сонный;
    4. бульон;
    5. поем;
    6. ельник;
  8. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных:
    1. А) молотьба;
    2. Б) разжечь;
    3. В) отбелить;
    4. Г) голубка;
    5. Д) намажь;
    6. Е) макушка.

Лексика.

  1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
    1. железные нервы;
    2. жемчужное ожерелье;
    3. холодный взгляд;
    4. кольцо дыма;
    5. плач ребенка;
    6. рев водопада.
  2. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
    1. годы прошли – студенты прошли;
    2. площадь прямоугольника – городская площадь;
    3. сборка деталей – сборка на юбке;
    4. счастливый брак – производственный брак;
  3. Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам:
    1. говорить
    2. смеяться
    3. лицо
    4. глаза
    5. умный
    6. далекий
  4. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика
    1. полное ведро -
      1. частичное;
      2. худое;
      3. пустое.
    2. богатый опыт -
      1. ничтожный;
      2. убогий;
      3. скудный.
  5. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами:
    1. Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов)
    2. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов)
    3. Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства. (М. Е. Салтыков – Щедрин)
    4. По прошествии немногих лет он был избран губернатором. (Ю. Нагибин)
  6. Найдите неологизмы:
    1. продразверстка;
    2. аэроплан;
    3. эксклюзив;
    4. бартер;
    5. информатика;
    6. воздух.
  7. Укажите предложения, в которых встречаются диалектизмы:
    1. Здесь тягостный ярем до гроба все несут.
    2. Моих десниц коснулся он.
    3. Все вечера, а то и ночи сидят ребята у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи. (т.е. картошку)
    4. Шуми, шуми, послушное ветрило.
    5. Видит око, да зуб неймет.

Фразеология.

  1. Укажите неверное утверждение:
    1. фразеологизмы – свободные сочетания слов;
    2. существуют фразеологизмы – синонимы;
    3. к фразеологизмам можно отнести также пословицы;
    4. в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
  2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:
    1. Чуть стелется туман над золотистой нивой.
    2. И веют древними поверьями её упругие шелка.
    3. С часу на час Сергей ожидал телеграммы.
    4. Он всю литературу как свои пять пальцев знает.
    5. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу.
    6. Но и такая цена была мне не по карману.
  3. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию «очень быстро»:
    1. как с гуся вода;
    2. хоть пруд пруди;
    3. пуд соли съесть;
    4. сломя голову;
    5. вытягиваться в струнку;
    6. во весь дух.
  4. Найдите синонимичные фразеологизмы:
    1. волосы дыбом;
    2. два сапога пара;
    3. ум за разум заходит;
    4. испустить дух;
    5. протянуть ноги;
    6. кровь стынет в жилах;
    7. голова идет кругом;
    8. одним миром мазаны.
  5. Найдите антонимические фразеологизмы:
    1. семи пядей во лбу;
    2. дойная корова;
    3. китайская грамота;
    4. заячья душа;
    5. проще пареной репы;
    6. не робкого десятка;
    7. олух царя небесного;
    8. черная дыра.
  6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) тришкин кафтан;

2) подковать блоху;

3) вертеться как белка в колесе;

4) есть еще порох в пороховницах.

     

а) А. Пушкин

б) И. Крылов

в) Н. Гоголь

г) Н. Лесков

  1. Найдите фразеологизмы в следующих предложениях:
    1. Выпускники, радостные и веселые, на прощание спели свою лебединую песню.
    2. Гордиев узел абитуриента – не сделать ошибок в сочинении.
    3. Я высказал своё мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, - что ж, да будет им земля пухом.

Состав слова и словоообразование

  1. Найдите слова, в которых основа непроизводная:
    1. служба;
    2. ловлю;
    3. спать;
    4. помощь;
    5. спит;
    6. подъем.
  2. Укажите слова, в которых верно выделены основа и окончание:
    1. сп-ишь;
    2. бр-ешь;
    3. л-ишь;
    4. съ-ешь;
    5. т-ишь;
    6. пь-ешь.
  3. Укажите слова, в которых верно выделен корень:
    1. Ра-счет-ливый;
    2. про-стой;
    3. не-вед-омый;
    4. яр-ость;
    5. корм-лю;
    6. низ-лаг-ать.
  4. Вставьте пропущенные буквы:
    1. выб…ру;
    2. выч…таю;
    3. зам…реть;
    4. заст…лаю;
    5. обж…гаю;
    6. бл…стеть;
    7. сд…ру;
    8. отп…раю.
  5. Укажите слова с буквой А в корне:
    1. ул…жить;
    2. выр…щенный;
    3. ск…зать;
    4. заг…рать;
    5. р…вносторонний;
    6. подр…вняться;
    7. выр…внять дорожку;
    8. ур…вень воды;
  6. Определите, где нужно писать букву О в корне:
    1. нав…ждение;
    2. п…ртитура;
    3. н…тация;
    4. об…няние;
    5. ант…гонизм;
    6. п…норама;
    7. изж…га;
    8. печ…нка;
  7. Укажите, где нужно писать букву И:
    1. лекц…я;
    2. ц…тата;
    3. нарц…сс;
    4. ц…плячий;
    5. устриц…
    6. бац…лла.
  8. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е:
    1. с…кономить;
    2. мод…ль;
    3. …кспресс;
    4. поли…тилен;
    5. кашн…;
    6. шат…н;

Морфология и орфография. Имя существительное.

  1. Укажите существительные с буквой Е в окончании:
    1. отдых в Ницц…;
    2. линия границ…;
    3. подплыть к суш…;
    4. выступление молдеж…;
    5. письмо к учительниц…;
    6. равнодушие к роскош…;
    7. ждать на остановк…;
    8. участвовать в расследовани…
  2. Укажите строчку, все слова которой пишутся без Ь на конце:
    1. циркач…, матч…, плющ…, глуш… ;
    2. страж…, тираж…, шалаш…, печ…;
    3. морж…., гараж…, мыш…, гуляш…;
    4. трубач…, пожарищ…, удач…, мякиш…;
  3. Укажите существительные, которые во множественном числе именительного падежа имеют окончание -Ы- (И):
    1. мастер…;
    2. сторож…;
    3. офицер…;
    4. хутор…;
    5. директор…;
    6. шофер…
  4. Найдите существительные, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевые окончания:
    1. пара помидор…;
    2. жизнь монгол…;
    3. жилища якут…;
    4. сто ампер…;
    5. отряд гусар…
    6. пара валенок…
  5. Укажите существительные с суффиксом -ИЦ-:
    1. красав…ц;
    2. книж…ца;
    3. полковод…ц;
    4. кресл…це;
    5. кормил…ц;
    6. письм… цо.
  6. Найдите существительные, которые с -НЕ- пишутся раздельно:
    1. (не) знание материала;
    2. обычное (не) везение;
    3. это (не) трусость;
    4. (не) трава, а цветы;
    5. милый (не) вежда;
    6. (не) порок.
  7. Укажите слова с буквой –Ё- на месте пропуска:
    1. кореш…к;
    2. ш…рник;
    3. беч…вка;
    4. башмач…к;
    5. печ…нка;
    6. пуш…к.
  8. Укажите существительные, которые пишутся через дефис:
    1. (время) исчисление;
    2. парад (алле);
    3. супер (обложка);
    4. царь (пушка);

Имя прилагательное.

  1. Найдите в словосочетаниях:
    1. качественные прилагательные:
      1. двойной прыжок;
      2. медвежья берлога;
      3. голосистый петух;
      4. деревянная миска.
    2. относительные прилагательные:
      1. задиристый парень;
      2. глиняная посуда;
      3. холщовая рубаха;
      4. заячий хвост.
    3. притяжательные прилагательные:
      1. Белое море;
      2. музыкальный ребенок;
      3. волчья шуба;
      4. лисья хитрость.
  2. Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:
    1. живой – жив;
    2. братский – братск;
    3. светлый – светел;
    4. плохой – плох;
    5. бледный – бледен;
    6. коровий – коров.
  3. Укажите прилагательные, у которых в суффиксе надо писать букву -Е- :
    1. участл…вый;
    2. обидч…вый;
    3. сирен…вый;
    4. вежл…вый;
    5. дожд..вой;
    6. заботл…вый.
  4. Найдите прилагательное с суффиксом – СК - :
    1. стрелец…ий;
    2. кавказ…ий;
    3. черкес…ий;
    4. донец…ий;
    5. киргиз…ий;
    6. матрос…ий.
  5. Укажите прилагательные, которые пишутся через дефис:
    1. шарико (подшипниковый) комбинат;
    2. социально (экономическая) теория;
    3. мало (симпатичный) человек;
    4. фарфорово (фаянсовый) завод;
    5. юго (западное) направление;
    6. добро (желательный) тон.
  6. Найдите прилагательные, в которых пишется -НН- :
    1. реакцио…ый;
    2. клюкве…ый;
    3. масле…ая;
    4. нефтя…ой;
    5. карма…ый;
    6. тополи…ый.
  7. Укажите словосочетания, в которых -НЕ- с прилагательными пишется раздельно:
    1. (не) зыблемый мир;
    2. (не) светлый, а темный;
    3. (не) красный карандаш;
    4. очень (не) глуп;

Имя числительное.

  1. Укажите неверное утверждение:
    1. числительные обозначают число, количество или порядок предметов при счете;
    2. количественные числительные делятся на разряды по значению;
    3. порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные;
    4. сложные числительные пишутся раздельно,
    5. в предложении числительные могут выступать в роли сказуемого.
  2. Найдите числительное:
    1. три;
    2. тройка;
    3. третий;
    4. в-третьих
    5. тройной.
    6. трижды;
  3. Укажите числительные, в середине которых пишется Ь:
    1. пят…десят квартир;
    2. восем…десят велосипедов;
    3. шест…сот сем…десят тонн;
    4. девят…сот центнеров;
    5. сем…надцать раз;
    6. сем…сот гектаров.
  4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного:
    1. Оба окна выходили в поле.
    2. На обоих террасах рос виноград.
    3. Обоим такси было разрешено двигаться дальше.
    4. Школьники остались довольны обоими представлениями.
  5. Выберите правильный ответ. Поставьте числительное 678 в родительный падеж:
    1. шестьсот семьдесят восемь;
    2. шестисот семьдесят восемь;
    3. шестисот семидесяти восьми;
    4. шестисот семидесяти восемь;
  6. Найдите числительные, которые пишутся слитно:
    1. (семи) тысячный;
    2. (одиннадцати) метровый;
    3. (ста)(двадцати) литровый;
    4. (пятьсот) семьдесят видов;
    5. (двух) тысячный год;
    6. (тридцать) три неприятности.
  7. Укажите, каким членом предложения является числительное:
    1. подлежащее;
    2. сказуемое;
    3. дополнение;
    4. определение;
    5. обстоятельство;
    6. не является членом предложения.

Местоимение.

  1. Укажите неверное утверждение:
    1. местоимение – самостоятельная часть речи;
    2. местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их;
    3. местоимения изменяются по родам, числам и падежам;
    4. возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа;
    5. в предложении местоимение может быть обстоятельством.
  2. Найдите, в какой строчке присутствуют местоимения не того разряда:
    1. кто, что, который, чей, каков;
    2. ваш, наш, свой, мой, твой;
    3. иной, любой, каждый, всякий.
    4. тот, этот, такой, таков, столько;
    5. некто, нечто, некого, нечего;
  3. Выберите правильный ответ: НЕ или НИ.
    1. н…кого ждать;
    2. н…чему дивиться;
    3. н…сколько не страшно;
    4. н…что сказочное;
    5. н…чья книга;
    6. в н…скольких словах.
  4. Определите, какие местоимения пишутся через дефис:
    1. (ни) кто;
    2. ни (к) кому;
    3. сколько (нибудь); Е) кто (либо).
    4. кое (от) кого;
    5. что (то);
  5. Укажите, в каких предложениях нужно писать местоимения с предлогами раздельно;
    1. На следующее утро я проснулся (от) того, что услышал глухое ворчание.
    2. (От) того, кто не мил, и подарок постыл.
    3. Отцветает черемуха, за (то) расцвела бузина.
    4. Не (за) то волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
    5. Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр.
    6. На дачу мы собрались, что (бы) отдохнуть.
  6. Укажите, где допущена речевая ошибка, связанная с употреблением местоимений:
    1. У его сестры очень красивый почерк.
    2. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.
    3. Слух об этом происшествии молниеносно разнесся по всему городу.
    4. Все только и говорили, что об их предстоящей встрече.
  7. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: притяжательное , именительный падеж, женский род, единственное число.
    1. Каков мастер, такова и работа.
    2. Ехал к вам, да заехал к нам.
    3. Всякому своя честь дорога.

Глагол.

  1. Укажите неверное утверждение:
    1. глагол называет действие предмета;
    2. спряжение - изменение глагола по лицам и числам;
    3. переходность – постоянный признак глагола;
    4. глаголы изменяются по временам;
    5. в предложении глагол бывает только сказуемым.
  2. Найдите глаголы совершенного вида:
    1. сберечь;
    2. мочь;
    3. покорять;
    4. навещать;
    5. сдружиться;
    6. рисовать.
  3. Вставьте, где нужно Ь:
    1. надо трудит…ся;
    2. песня разносит…ся;
    3. начинал расходит…ся;
    4. становит…ся уже;
    5. должен явит…ся
    6. солнце садит…ся.
  4. Укажите глаголы 1 спряжения:
    1. плясать;
    2. гнать;
    3. смотреть;
    4. бормотать;
    5. расхвалить;
    6. стелить.
  5. Найдите глаголы с буквой И в окончании:
    1. фырка…т;
    2. встрет…т;
    3. плава…т;
    4. увид…т;
    5. гре…т;
    6. раскле…т.
  6. Укажите глаголы с суффиксами ОВА (ЕВА):
    1. заноч…вать в тайге;
    2. отта…вает летом;
    3. люб…вался закатом;
    4. обеспеч…вала связь;
    5. дочит…вал книгу;
    6. ноч…вать в лесу.
  7. Укажите словосочетания, в которых НЕ с глаголами пишется раздельно:
    1. снова (не) здоровится;
    2. (не) нарушать правила;
    3. (не) досыпать;
    4. (не) мог решить;
    5. (не) годовать на погоду;
    6. мне (не) спится.
  8. Укажите, в какой строчке находится переходный глагол совершенного вида:
    1. накрываешь на стол;
    2. вспоминаем былое;
    3. рассмеяться от счастья;
    4. расколоть дрова;
    5. дуть на воду;
    6. обжечься о сковороду.

Причастие. Деепричастие.

  1. Вставьте пропущенные гласные ( Ю или Я ) в суффиксах причастий:
    1. отдыха…щий;
    2. колебл…щийся;
    3. завис…щий;
    4. сия…щий;
    5. стро…щийся;
    6. кол…щийся.
  2. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е:
    1. волну…мый;
    2. слыш…мый;
    3. вид…мый;
    4. контролиру…мый;
    5. гон…мый;
    6. прослушива…мый.
  3. Укажите причастия, в суффиксах которых на месте пропусков нужно писать букву А:
    1. заряж…нная пушка;
    2. прослуш…нная сказка;
    3. вымощ…нный двор;
    4. брош…нный билет;
    5. задерж…нная книга;
    6. обещ…нный подарок.
  4. Найдите словосочетания, где в причастиях нужно писать –НН-:
    1. Заряжен…а картечью;
    2. непрошен…ая слеза;
    3. получен…ое письмо;
    4. сажен…ый лес;
    5. утоптан…ая площадка;
    6. распахан…ые и засеян…ые поля.
  5. Укажите словосочетания, в которых - НЕ - с причастиями нужно писать раздельно:
    1. (не) дочитанное письмо;
    2. лед (не) окрепший;
    3. (не) нарушаемая ничем тишина;
    4. (не) исследованная, а дикая тайга;
    5. полоска (не) сжата;
    6. (не) забытая песня.
  6. Найдите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми.
    1. В саду поредевшем осенью было пусто и неуютно.
    2. И льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.
    3. И вот слышнее стали звуки не умолкавшие во мне.
    4. Пьянящим фимиамом наполнился храм.
  7. Укажите словосочетания, в которых НЕ с деепричастиями пишется раздельно:
    1. шел (не) торопясь;
    2. летел (не) останавливаясь;
    3. смотрел (не) доумевая;
    4. сразу (не) взлюбив;
    5. ничего (не) найдя;
    6. (не) убив медведя.
  8. Найдите предложения, в которых нужно обособлять деепричастный оборот:
    1. Кто-то не спеша шел по аллее.
    2. Левинсон слушал не вмешиваясь.
    3. Некоторое время он сидел не шевелясь.
    4. Листва берез висит не шелохнувшись.

Правописание наречий. Служебные части речи.

  1. Вставьте букву А или О на конце наречий:
    1. изредк…;
    2. влев…;
    3. дочист…;
    4. наглух…;
    5. добел…;
    6. насильн….
  2. Укажите словосочетания, в которых НЕ с наречиями пишется раздельно:
    1. (не) лепо выглядеть;
    2. (не) брежно одеваться;
    3. смотреть (не) ласково;
    4. уйти (не) далеко;
    5. прыгать (не) высоко, а низко;
    6. совсем (не) легко работать.
  3. Найдите наречия с Ь на конце:
    1. проч…;
    2. вскач…;
    3. уж…;
    4. навзнич…;
    5. замуж…;
    6. наотмаш….
  4. Укажите словосочетания с приставкой НИ:
    1. н…где не видно;
    2. н…куда идти;
    3. н…когда не увижу;
    4. н…откуда взять;
    5. н…зачем говорить
    6. всё н…почем;
  5. Найдите наречия с буквой О после шипящих (в суффиксах):
    1. хорош…;
    2. неуклюж…;
    3. горяч…;
    4. общ…;
    5. певуч…;
    6. угрожающ….
  6. Определите, где следует писать НН:
    1. рассказывать дли…о;
    2. исти…о русский;
    3. говорить убежде…о;
    4. собрание удивле…о;
    5. встретить неожида…о;
    6. нестись беше…о.
  7. Укажите, какие наречия пишутся через дефис:
    1. (по) осеннему неуютно;
    2. работать (по) нашему;
    3. (еле) еле;
    4. (во) первых;
    5. когда (то);
    6. (когда) нибудь.
  8. Укажите, где выделенные слова – предлоги и пишутся слитно:
    1. Шел (во) круг дома;
    2. Находился (в) близи озера;
    3. (по) зади остались;
    4. предложил (в) замен книгу.
  9. Вставьте букву Е или И в окончании предлогов:
    1. в течении… дня;
    2. в продолжении… болтовни;
    3. вследстви… печальных обстоятельств;
    4. в продолжени… повести;
    5. в следствии… по делу;
    6. впоследствии… узнал.

Обобщающие задания по орфографии.

  1. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву О:
    1. алая з…ря;
    2. разг…рается костер;
    3. прекр…тить работу;
    4. восст…новить завод;
    5. опытный пло…вец;
    6. нак…сить травы;
    7. прик…саться к печи;
    8. пл…вучий дом;
    9. прик…снуться к знаниям;
    10. решить ур…внение;
    11. отр…сль промышленност014их;
    12. юная пор…сль;
    13. вск…чить на ноги;
    14. подр…внять волосы;
  2. Определите, в каких словах нужно писать букву Ё:
    1. ж…ванный хлеб;
    2. крикнуть громч…;
    3. слабая реш…тка;
    4. сладкий крыж…вник;
    5. жуткая трущ…ба;
    6. искаж…нное от боли лицо;
    7. ударить плеч…м;
    8. наш…птывать на ухо;
    9. никч…мный разговор;
    10. ключ…вая вода;
    11. голосистый петуш…к;
    12. маленькая кош…лка;
    13. растолч…шь зерно;
    14. на улице свеж…;
  3. Укажите в каких словах нужно писать ПРИ:
    1. пр…амбула договора;
    2. пр…бывать в неведении;
    3. пр…амурский регион;
    4. пр…неприятный разговор;
    5. пр…ветственная речь;
    6. пр…возмогать усталость;
    7. пр…воротное зелье;
    8. пр…обрести книгу;
    9. пр…скверный характер;
    10. пр…нарядиться к празднику;
    11. пр…длинный рассказ;
    12. пр…восходящие силы;
    13. пр…шить рукав;
    14. пр…усадебный участок;
  4. Найдите слова, в которых пишется Ь:
    1. наглая лож…;
    2. много задач…;
    3. железных крыш…;
    4. бережеш… покой;
    5. обознач… ударение;
    6. несется вскач…;
    7. выйти замуж…;
    8. снег скрипуч…;
    9. спряч…ся за углом;
    10. ветер свеж…;
    11. строиш… быстро;
    12. сжег… хворост;
    13. закон всемогуш…;
    14. усатый морж…;
  5. Укажите слова, в которых пишется - НН:
    1. потеря…ый билет;
    2. варе…ый картофель;
    3. вяза…ая сестрой кофта;
    4. дробле…ый горох;
    5. груже…ый вагон;
    6. нечая…ая встреча;
    7. жаре…ые в масле овощи;
    8. вскопа…ый братом участок;
    9. круч…ая нитка;
    10. ваго…ые мастерские;
    11. плавле…ый сырок;
    12. реше…ая задача;
    13. ветре…ый день;
    14. гости…ый двор;
  6. Определите, где НЕ со словами пишется раздельно:
    1. (Не) просто достается хлеб.
    2. Мы (не) досмотрели пьесу до конца.
    3. Встреча с Родиной всегда (не) повторима.
    4. (Не) стыдно (не) знать – стыдно (не) учиться,
    5. Отец стал сильно (не) домогать.
    6. Туристы (не) спеша поднимались в горы.
    7. За теплым летом последует (не) настное время.
    8. В этот вечер всем было (не) весело.
    9. Добро по указу (не) добро.
    10. Карандаш (не) красный.
    11. Скамейка (не) покрашена.
    12. Хлеб (не) намазан маслом.
    13. (Не) укрытые ничем дети спали спокойно.
    14. (Не) ярко светило солнце.
    15. Ручей (не) глубокий, но очень бурный.
  7. Укажите, где надо писать НИ:
    1. Не было н… цветущего сада, н… пчелиной арфы, н… ласковой материнской песни, н… сладких снов на рассвете.
    2. Кто б н… был ты, о мой читатель.
    3. Что н… спроси, растолкует, научит.
    4. Н… помириться ли нам?
    5. Кто только к нему н… приходил и н… обращался.
    6. Сколько я н…старался различить что-нибудь вдалеке, но все было безуспешно.
    7. Он н…кого не узнавал.
    8. Это отнюдь н… близко.
    9. Н… разу его здесь не было.
    10. Н… читал бы ты при плохом освещении.
    11. Я остался н… с чем.
    12. Мать н…мало волновалась за нас.
    13. Мы н… раз пели эту песню.
    14. Она стояла н… жива, н… мертва.
    15. Н… об одном из нас плохо не сказали.
  8. Определите, какие слова пишутся через дефис:
    1. (авиа) конструктор;
    2. точь (в) точь;
    3. (гидро) механика;
    4. (микро) автобус;
    5. (дизель) электроход;
    6. (электро) (водо) лечебница;
    7. (грамм) молекула;
    8. (честь) честью;
    9. Иван (да) Марья;
    10. (штаб) квартира;
    11. любишь (не) любишь;
    12. (экс) чемпион;
    13. (Эльзас) Лотарингия;
    14. (журнально) газет

Синтаксис и пунктуация

  1. Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.
    1. приставлен учителем;
    2. у бродячих монахов;
    3. явно не хватало;
    4. хорошая книга;
    5. ветка сирени;
    6. спряжения слов;
    7. украшали букварь;
    8. очень рано;
    9. оформление оригинала;
    10. слева от дороги;
    11. упорно преодолевать;
    12. легче достичь;
    13. упражнения для чтения;
    14. совсем не смешно;
  2. Укажите вид связи в словосочетании: а) согласование; б) управление; в) примыкание:
    1. веселая песня;
    2. написать стихотворение;
    3. видеться редко;
    4. пойти в кино;
    5. интересный рассказ;
    6. встретить друга;
    7. замечание учителя;
    8. говорить медленно;
    9. попросить послушать;
    10. встать утром;
    11. достойная награда;
    12. убрать чисто;
    13. дом у реки;
    14. обязательно уговорить;
  3. Укажите простые предложения.
    1. По сырым местам растет сушеница.
    2. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.
    3. Сумерки и тучи все сгущались, пока ехали от станции по большому селу.
    4. День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета.
  4. Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительным; б) местоимением; в) числительным; г) глаголом; д) причастием; е) междометием; ж) словосочетанием; з) прилагательным.
    1. Счастливые часов не наблюдают.
    2. На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.
    3. Семь не делится на два.
  5. Определите вид сказуемого: а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое; в) составное именное сказуемое.
    1. Сейте разумное, доброе, вечное.
    2. Пять плюс пять будет десять.
    3. Я буду долго гнать велосипед.
    4. Осень пришла дождливая и холодная.
    5. Рад угодить вам.
    6. Он был мастером на все руки.
    7. В доме казалось пусто и темно.
    8. Они должны были вернуться утром.
  6. Укажите, в каких предложениях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым:
    1. Венера самое яркое небесное тело после Солнца и Луны.
    2. Сад как лес.
    3. Сердце не камень.
    4. Детская любовь лучшая награда учителю.
  7. Найдите односоставные предложения:
    1. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
    2. Открой нам, Отчизна, просторы свои.
    3. Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
    4. Не по словам судят, а по делам.
    5. Звезды высоко.
  8. Найдите неполные предложения.
    1. Искусство – ноша на плечах.
    2. Люблю тебя, ангел-хранитель во мгле.
    3. Перед нами бескрайние просторы.
    4. Из-за моря дальнего от тебя жду весточку.
    5. В простоте слова – самая великая мудрость.
    6. Перед боем на рассвете тишина
    7. В песнях молодость наша.
  9. Укажите предложения с однородными членами.
    1. Поэты будут грустно, нежно, страстно писать про юность много-много лет.
    2. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
    3. Вводные слова не связываются ни с одним членом предложения ни одним видом подчинительной связи.
    4. Длинные, висячие ветки берез едва шевелились.
    5. Надвинулась туча, скоро пошел дождь, но недолго.
  10. Найдите в предложениях однородные определения, расставьте знаки препинания.
    1. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.
    2. Лунный ясный свет был прекрасен.
    3. И всё лицо у него было освещено хорошей доброй улыбкой
    4. На девочке было новенькое полосатое платье.
    5. Мы живем в большом каменном доме.
    6. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
  11. Укажите предложения, в которых перед союзом ДА нужна запятая.
    1. В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавших на юг.
    2. Мал золотник да дорог.
    3. Теперь стук тележки да звон колокольчика одни нарушают окрестное безмолвие.
    4. Лес у нас рядом да не грибной.
  12. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.
    1. Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя Русь.
    2. Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия!
    3. Нивы родимые нивы с детства вы в сердце моем.
    4. Как февраль ни злись, как ты март ни хмурься, а весной пахнет.
    5. Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись.
  13. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с вводными словами.
    1. Кабарга – это самый маленький олень и пожалуй самый изящный.
    2. Нет слов пчеловодство – интересное занятие.
    3. План работы пришлось изменить: во-первых с утра пошел дождь, во-вторых вовремя не доставили тару для картофеля.
    4. Окрестные горы можно сказать совершенно оголены от древесной растительности.
    5. Прелестная песенка честное слово.

Обособленные члены предложения.

  1. Найдите предложения, в которых нужно обособлять определения.
    1. Девушка не замечала обращенных на нее взглядов.
    2. И вот слышнее стали звуки не умолкавшие во мне.
    3. На острове заросшем ивняком кормились два лося.
    4. Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в березовой аллее.
    5. Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло.
  2. Расставьте, где нужно, недостающие знаки препинания.
    1. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом (?) и на старый дворец на острове.
    2. Желтые доски спокойно лежали на воде и (?) увлекаемые незаметным течением (?) поворачивались концами к реке.
    3. Книги (?) запыленные и принадлежавшие старым хозяевам (?) лежали в углу комнаты.
    4. Жаворонки висели в воздухе, наполненном парами и светом (?) и заливались над степью.
    5. Листва была навалена горами и (?) нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.
  3. Укажите, какие знаки препинания нужно поставить в предложениях с приложениями: а) Запятую; б) две запятых; в) тире; г) знаки расставлены верно.
    1. Яркая иволга (?) обитательница высокого березового леса (?) дает знать о своем прибытии звучным свистом.
    2. К брату зашел наш сосед (?) студент.
    3. Страж рыбаков и друг их неизменный (?) маяк горит бессменно на посту.
    4. Мне часто снятся те ребята (?) друзья моих военных лет.
    5. Пришвин происходил из старинного русского города Ельца.
    6. Отступник бурных наслаждений (?) Онегин дома заперся…
  4. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами, в которых допущены пунктуационные ошибки.
    1. Льды (?) растаяв, становятся синью в реке.
    2. Татьяна любит не шутя.
    3. Люблю дорожкою лесной (?) не зная сам куда, брести.
    4. И (?) запахи поля вздыхая, мне радостно будет шагать.
    5. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
    6. Старик, молча и не торопясь, собирал рыболовные сети.
  5. Найдите предложения с обособленными обстоятельствами и расставьте знаки препинания.
    1. На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись
    2. Феня еще долго сидела пригорюнившись.
    3. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.
    4. Легкий ветерок пробежал по степи неся глухой шум ушедшего поезда.
    5. Вот вдоль колоды едва касаясь снега прошмыгнул ловкий соболь.
    6. Вернувшись в палатку я долго читал не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды.
  6. Найдите предложения, в которых нужно выделять запятыми обороты с союзом КАК.
    1. Молодость как песня жаворонка на заре.
    2. Знания опекают как мать.
    3. Большая душа как большой костер издалека видна.
    4. Было спокойно и тихо как после бури.
    5. У тебя брошка вроде как пчела.
    6. Дождь лил как из ведра.
  7. Укажите предложения, в которых на месте вопроса нужно поставить запятую.
    1. Ой (?) цвети, кудрявая рябина.
    2. Да (?) были люди в наше время.
    3. Ну (?) что за шейка, что за глазки!
    4. Нет (?) весь я не умру...
    5. Ах (?) поля мои, борозды милые.
    6. Ох (?) лето красное! Любил бы я тебя…
  8. Определите, где на месте вопроса в скобках запятая не нужна.
    1. Однажды (?) в будний день(?) поутру (?) я с дедом разгребал на дворе снег (?) обильно выпавший за ночь.
    2. Я один ходил ловить птиц (?) почти за тридцать верст (?) в Кстовский лес (?) на берегу Волги.
    3. Заросли (?) усыпанные большими (?) в кулак красными цветами (?) были видны вдалеке.
    4. А молодые березки (?) тоненькие (?) пряменькие (?) как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому (?) весеннему куполу неба(?) напоминая девичью красоту (?) стройную и статную (?) радуют глаз.
    5. Помороженный (?) простуженный (?) отдыхает он (?) герой(?) битый (?) раненный (?) простуженный (?) да здоровый и живой.
    6. Скоро забрезжило круглое (?) заросшее камышом лесное озеро (?) окруженное глухим лесом (?) сплошь розовое (?( в закатном свете (?) угасавшем над зубчатыми вершинами елей.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения.

  1. Укажите тип предложения: а) ПП; б) ССП; в) СПП; г) БСП.
    1. На земле, на небе и всюду кругом было спокойно, и ничто не предвещало непогоды.
    2. Белка песенки поет да орешки все грызет.
    3. В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
    4. Хорошо проснуться в долгую зимнюю ночь в теплой, родной комнате, поговорить, разогнать жуткие ощущения веселым огоньком.
    5. Под вечер, возвращаясь из лесу, на поле, где была убрана рожь, я повстречал знакомого охотника.
    6. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.
  2. Расставьте на месте (?), где нужно запятые в СП.
    1. Это был трудный путь (?) и люди (?) утомленные им, пали духом.
    2. Оно пылало так ярко (?) как солнце (?) и ярче солнца (?) и весь лес замолчал (?) освещенный этим факелом великой любви к людям (?) и тьма разлетелась от света его.
    3. На следующий день (?) лишь солнце выглянуло из-за гор (?) мы двинулись вниз по ущелью.
    4. Забелели дачи (?) забелели домики местечка (?) разбросанные по пустому берегу.
    5. В деревню мы собирались затем (?) чтобы отдохнуть (?) собрать грибов (?) ягод (?) позагорать (?) и покупаться.
    6. Сумерки и тучи все сгущались (?) пока ехали от станции по большому селу (?) тоже еще весеннему (?) грязному.
  3. Укажите, где нужно поставить запятые в ССП.
    1. Великий человек лишь громок на делах (?) и думает свою он думу без шуму.
    2. Осень (?) и листья опадают с деревьев (?) и в воздухе потянулась паутина.
    3. Кажется, не осталось в руках силы (?) и топор затупился.
    4. Улыбка была слабая, чуть заметная (?) и (?) несмотря на улыбку (?) строгое выражение глаз не изменилось.
    5. Как холодно, росисто (?) и как хорошо жить на свете!
    6. Теперь умолкли поезда (?) и не кричат автомобили (?)и , между прочим, навсегда гудок фабричный отменили.

Спп с одним придаточным

  1. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.
    1. Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
    2. Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге.
    3. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
    4. Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар.
    5. Не жаль сил, если они дают такие результаты.
    6. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  2. Укажите место придаточного предложения по отношению к главному.
    1. Певец (?) сколько я мог его рассмотреть (?) был одет в старенький черный сюртук.
    2. У меня был такой аппетит (?) когда вкус еды ощущают даже десны и зубы.
    3. Под утро (?) когда буря спала (?) Алексей услышал отдаленные звуки боя.
    4. Едва редела ночи мгла (?) Людмила к водопаду шла умыться холодною струей.
    5. Трудился так крестьянин мой (?) что градом пот с него катился.
    6. Где некогда все было пусто, голо (?) теперь младая роща разрослась.
  3. Найдите придаточные изъяснительные.
    1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
    2. Спохватился шапки, когда головы не стало.
    3. Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
    4. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
    5. Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками.
    6. Если бы Шекспир ожил, он был бы поражен обилием вполне глубокомысленных толкований его драм.
  4. Укажите предложения, в которых перед союзом –как-нужна запятая.
    1. Эти равнины (?) как море бескрайние.
    2. Море в далекие годы пело мне песни (?) как мать.
    3. Смотри (?) как роща зеленеет.
    4. Земля еще (?) как смутный негатив, она никак не может проявиться.
    5. Сегодня месяц (?) как светлый серп.
    6. Бор волновался вокруг сторожки (?) как расходившееся море.
  5. Расставьте, где нужно недостающие знаки препинания.
    1. С восьми часов утра, когда рассвело (?) и началась атака (?) все кончилось.
    2. Уж кричали третьи петухи (?) и заря начинала заниматься (?) когда он уехал.
    3. Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив (?) и кто отнят войной.
    4. Мы спустились в долину и (?) как только нашли воду, тотчас остановились.
    5. Я пошел быстро, почти побежал (?) и (?) когда очутился на окраине (?) перевел дух.
    6. Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике (?) и это ярко проявлялось в теоремах.
  6. Расставьте знаки препинания в СПП.
    1. Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.
    2. Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.
    3. Когда долго не отрывая глаз смотришь на глубокое небо то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества.
    4. Такое мнение весьма лестное для гостя составилось о нем в городе и держалось до тех пор покамест одно странное свойство гостя не привело в совершенное недоумение почти весь город.
    5. Никогда не подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего.
  7. Найдите СПП с однородным подчинением.
    1. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
    2. Каштанка отлично помнила, как она провела этот день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.
    3. Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его.
    4. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
    5. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку.
    6. Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве, уже перестанет быть обывателем.
  8. Укажите, где на месте цифр в скобках запятую ставить не нужно.
    1. Где-то не близко плакал чибис(1) и изредка раздавался писк бекасов (2) прилетавших поглядеть (3) не уехали ли непрошенные гости.
    2. Между далью и правым горизонтом мигнула молния (1) и (2) так ярко (3) что осветила часть степи и место(4) где ясное небо граничило с чернотой.
    3. Подъезжая ко двору (1) Чичиков заметил на крыльце самого хозяина (2) который стоял в зеленом шалоновом сюртуке (3) приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами (4) чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж.
    4. Как я люблю его спокойный вид (1) когда(2) душой (3) в минувшем погруженный (4) он летопись свою ведет.
    5. Помедли (1) осень(2) покажи мне желтых листьев виражи (3) дай убедиться не спеша (4) как тишина твоя свежа (5) и как бездонна неба синь над жарким пламенем осин.

Бессоюзные сложные предложения.

  1. Найдите бессоюзные сложные предложения.
    1. Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье.
    2. Я посмотрел на часы: подъем длился полтора часа.
    3. Все может случиться: и богатый к бедному постучится.
    4. В окна проникал свет: то ли сияние озера, то ли сияние неба.
    5. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.
    6. Совсем распогодилось: чистое небо, чистая светлая вода, чуть колеблемая ветром.
    7. С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы.
    8. Не руби дерево выше головы: щепой глаза запорошишь.
    9. Я доверяю любящим: они великодушны.
    10. Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги.
  2. Определите, где поставлено тире: а) в ПП с однородными членами; б) между подлежащим и сказуемым; в) в неполном предложении; г) в БСП.
    1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.
    2. Не красна книга письмом – красна умом.
    3. В словах стариков – мудрость, а в поговорках – поучения.
    4. Личная выгода – тень от травы, общая польза – гора высокая.
    5. Хочешь человека узнать – дай ему власть.
    6. Все пространство на земле – от солнца, и хорошее – от человека.
    7. Охранять природу – значит охранять родину.
    8. Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.
    9. Патриот – это человек, служащий родине.
    10. У Пушкина женщина всегда права – слабый всегда прав.
  3. Укажите, какой знак нужно поставить между частями БСП. а) запятую; б) двоеточие; в) тире.
    1. Погасло дневное светило (?) на море синее вечерний пал туман.
    2. Свойство зеркальце имело (?) говорить оно умело.
    3. Я поглядел кругом (?) торжественно и царственно стояла ночь.
    4. Взошло красно солнышко (?) прощай светел месяц.
    5. Чиста небесная лазурь (?) теплей и ярче солнце стало.
    6. Ввысь взлетает Сокол (?) жмется Уж к земле.
    7. Потерянное золото можно найти (?) потерянное время – никогда.
    8. Учись, мой сын (?) наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
    9. Куст заденешь плечом (?) на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
    10. Поздняя осень (?) грачи улетели (?) лес обнажился (?) поля опустели.

Прямая речь.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
    1. (?) В хорошей посуде и чай вкуснее(?) гласит пословица.
    2. Осел увидел Соловья и говорит ему (?) Послушай-ка, дружище!(?)
    3. (?) Скажи-ка мне, красавица (?) спросил я (?) что ты делала сегодня на кровле (?)
    4. (?) Барышня жива (?) отвечала Палаша(?) Она спрятана у Акулины Панфиловны.(?)
    5. (?) Эй, Влас (?) воскликнул туман, вглядевшись в него(?) Здорово, брат(?)
    6. (?) Узнала меня (?) шепотом спросила Любка(?) Помнишь отца моего(?)
    7. Сережа сказал (?) Вернусь к обеду(?) и вышел.
    8. (?) Что ты спишь, мужичок (?) Уж весна на дворе(?) услышал он и поднял голову.
    9. Пустился мой хитрец в переговоры и начал так(?) Друзья (?) К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры(?)
    10. Папа читал что-то и на мой вопрос(?) Бывают ли синие зайцы(?) не поднимая головы, ответил (?) Бывают, мой друг, бывают(?)
  2. Определите, какие недостающие знаки препинания, нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятых; в) двоеточие ; г) тире; д) вопросительный знак; е) восклицательный знак.
    1. Рада и говорит (?) «Хорошо ты, Лойко, играешь!»
    2. « Ну, теперь, кажется, мы можем ехать»(?) заметил мой новый приятель.
    3. « Надо будет ему возразить так (?)- решил Берлиоз (?)- да, человек смертен, никто против этого и не спорит».
    4. « Вот друга я люблю(?) – вскричал Демьян. –Зато уж чванных не терплю».
    5. « Ты волен, - дева говорит (?) – беги!»
    6. « Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик.(?)Скажи, не знаешь ли, где дорога?»
    7. «Эх вы, вороны! – крикнул Павел. – Чего всполохнулись (?)»
    8. И хором бабушки твердят (?) «Как наши годы-то летят!»
    9. «И прошел тот день к вечеру темных осенних ночей(?)» - вспомнилась мне печальная строка из какой-то старой русской песни.
    10. Осенние листья по ветру кружат, осенние листья в тревоге вопят: «Все гибнет! Все гибнет(?)"

Стили речи.

  1. Определите стиль речи:
    1. публицистический;
    2. научный;
    3. официально-деловой;
    4. художественный.

    В России он начал складываться в первые десятилетия 18 века, значительную роль в его формировании сыграли М.В.Ломоносов и его ученики. Но окончательно этот стиль сложился во второй половине 19 века.

     

  2. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю:
    1. интервью;
    2. устные выступления;
    3. юмористические рассказы;
    4. репортажи;
    5. очерки;
    6. повести.
  3. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова:
    1. общеупотребительные;
    2. разговорно-просторечные;
    3. диалектные;
    4. профессиональные.

    Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться.( А.Островский «Гроза»).

     

  4. В какой из столбиков с научной лексикой попали слова из других пластов.
    1. ядерная физика;
      смежные отрасли;
      электронная плавильная установка;
      транзитный ветер;
      цепная реакция.
    2. химическая реакция;
      промышленная нагрузка;
      психические процессы;
      волевые импульсы;
      интерференция воли.
    3. субъективные явления;
      вышестоящие инстанции;
      световые ощущения;
      выдвинутая гипотеза;
      ароматическое возбуждение.