Цели и задачи урока:
1) обобщение и систематизация
изученного о бессоюзном сложном предложении;
2)закрепление пунктуационных навыков, освоенных
в процессе изучения бессоюзного сложного
предложения;
3)закрепление умения правильно определять
интонационные особенности бессоюзного сложного
предложения и выбирать знаки препинания;
4)закрепление умения производить синонимическую
замену сложных предложений;
5)повторить пунктуацию при прямой речи,
однородных членах предложения, в неполных
предложениях; рассмотреть пунктуацию бессоюзных
сложных предложений в ряду названных случаев;
6)проведение лингвистического исследования
(работа в группе).
Развитие речи:
1)обогащение речи учащихся за счет
умения использовать синонимические союзные и
бессоюзные сложные предложения;
2)стилистический анализ текста (определение типа
речи, интонационно-смысловой анализ);
3) лингвистическое исследование.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: учебник “Русский язык/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: Просвещение, 2004; раздаточный материал; карточки с индивидуальными заданиями; презентация для работы на интерактивной доске.
Ход урока
I. Сообщение цели и задач урока
Учитель: Сегодня мы с вами повторим все то, что вы изучили о бессоюзном сложном предложении: теоретический материал и особенности пунктуации; вспомним случаи постановки двоеточия и тире в простых предложениях и в предложениях с прямой речью. В общем, закрепим то, что знаем и умеем, а может, и узнаем что-нибудь новое.
II. Синтаксическая разминка.
2.1.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обобщите изученное о тире в простом предложении.
- (1)Акварель один из самых поэтических видов живописи. (2)Лист белой зернистой бумаги коробочка с красками мягкая послушная кисть вода в небольшом сосуде вот все “хозяйство” акварелиста. (3)Плюс к этому зоркий глаз твердая рука знание материалов и владение техникой этой живописи. (Из энциклопедии юного художника)
- Мир освещается солнцем а человек знанием. (Пословица)
Карточка 2.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обобщите изученное о двоеточии в простом предложении, а также в предложениях с прямой речью.
- Простые вещи вызывают наслаждение кружка молока белый хлеб ветер вздувающий занавески на окнах. (К.Г.Паустовский)
- Осень обещала я озолочу.
А зима сказала как я захочу.
А весна сказала ну-ка, ну зима.
И весна настала. Всюду кутерьма. (К.Бальмонт)
2.2. Работа на интерактивной доске. Задание: распределите значения (причина, пояснение, изъяснение, время, условие, следствие, противопоставление, быстрая смена событий, сравнение) по двум колонкам — двоеточие, тире.
2.3. Синтаксическая разминка для всего класса.
Вставить пропущенные буквы, объяснив выбор; расставить знаки препинания. Определить смысловые значения.
Слово отр_жает мысль (не)понятна мысль (не)понятно и слово.
Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.
III. Опрос
1.На какие две группы делятся все сложные предложения?
2.Что лежит в основе этого разделения?
Средства связи: в сложносочиненном предложении — союз или союз слова и интонация, а в бессоюзном сложном предложении — интонация.
3.В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие?
Проверьте выполненное задание: правильно ли разнесены значения по схемам?
4.Докажите, что бессоюзные сложные предложения и союзные предложения могут выражать сходные смысловые значения.
IV. Творческая работа по синонимической замене.
Упражнение 235.
1.Раздается по одному предложению (кроме 4-го) на ряд.
Вывод: В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее?
Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.
2.Лингвистический эксперимент. А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте.
Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации)
V. Тест №1 “Дело мастера боится” (работа в парах, взаимопроверка)
Расставьте недостающие знаки препинания.
1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.
2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.
3.Зима без снег лето без хлеба.
4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.
5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.
Контрольная карточка
1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.
2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.
3.Зима без снега — лето без хлеба.
4.Облако пройдет — озеро заблестит, нивы обольются золотом.
5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.
6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.
VI. Проверка выполнения индивидуальных заданий (работа по карточкам).
Сообщения учащихся о случаях употребления двоеточия и тире. Анализ примеров.
Вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания.
VII. Тест №2 “Будь внимателен!”
Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
1.Ученого учить только портить.
2.Хочешь человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.
5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.
7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
(В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.)
Контрольная карточка: 2457
Ученого учить — только портить.
Хочешь человека узнать — дай ему власть.
Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
Игнат спустил курок — ружье дало осечку.
Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам.
Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
VIII. Работа в группах. Лингвистическое исследование.
Организуются 5 групп, каждая получает материал для анализа: 1) отрывок из “Задонщины” (начало) (или “Слова о полку Игореве”); 2) текст (отрывок) разговорного стиля; 3) пословицы (или текст русской народной сказки, отрывок из былины); 4) отрывки из книги К.И.Чуковского “От двух до пяти”; 5) стихотворения, написанные от лица детей, например, А.Барто. Проблема, над которой работает каждая группа учащихся: “Какие предложения в нашем языке появились раньше: сложные союзные или бессоюзные?” (Материалы для анализа на уроке предоставляются учителем. Такую работу можно провести в течение изучения темы “Бессоюзные сложные предложения”. В таком случае материалы находят сами учащиеся, анализируют. Итоги подводятся на уроке обобщения изученного, оформляются в виде сообщения.)
Вывод (общий): раньше в языке появились бессоюзные сложные предложения.
Учитель (дополняет): В бессоюзных сложных предложениях смысловые связи между частями слабее, чем в союзных, потому они и не являются характерными для научного стиля. Можно предположить, что активное развитие сложных союзных предложений в языке связано с развитием науки.
IX. Работа с текстом.
Упражнение 240. Прочитайте. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Аргументируйте свой ответ. Анализируются средства связи предложений в тексте.
Работа с предложениями 2-го и 3-го абзацев. Почему автор использует именно бессоюзные предложения? Попробуйте переделать эти предложения в сложноподчиненные. Что стало с текстом?
Текст стал громоздкий. Бессоюзные сложные предложения придают тексту легкость и выразительность, приближают его к разговорному стилю.
X. Обобщение.
Запишите предложение под диктовку. Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему.
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединяет — он дурной. (Л.Н.Толстой)
Чем интересно это предложение?
Учитель: Вот так емко Л.Н.Толстой при помощи бессоюзных сложных предложений смог выразить основной принцип, лежащий в основе отношений между людьми. Вооружитесь этим знанием, и дай Бог, чтобы вы как совершали, так и испытывали на себе только добрые поступки.
XI. Домашнее задание:
упражнение 240 или 241.Список использованной литературы:
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобраз. Учреждений С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: “Просвещение”, 2004
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 2003.
- Е.И. Никитина. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1980.