Цель урока:
- Научить, самостоятельно, определять грамматическую форму одушевлённости – неодушевлённости, пользуясь алгоритмом.
- Познакомить детей со случаями несовпадения грамматической формы с грамматическим значением слова.
Ход урока
I. Орг. момент
- Урок посвящён обобщению знаний о категориях имён существительных. Перечислите эти категории, уточните постоянные они или переменные.
Д:
- переменная категория падежа
- переменная категория числа
- постоянная категория рода
У: Что мы рассматриваем у каждой категории?
Д: Грамматическую форму и грамматическое значение.
II. Работа над новым материалом.
У: Запишите высказывание:
Мы долго рассматривали стол. /В.п., м.р., ед.ч./ ?
Мы долго рассматривали слона. /В.п., м.р., ед.ч./?
У: Какими словами отличаются высказывания? Выделите в них окончания. Выясним какая категория существительных повлияла на различные окончания.
Дети сравнивают категорию падежа, рода, числа и делают вывод, что все они одинаковые. Значит, есть ещё какая-то категория, которая повлияла на окончание.
У: Если это грамматическая категория, значит, у неё есть грамматическая форма и грамматическое значение. Рассмотрим грамматическое значение слова стол. Это живое существо или неживой предмет?
Д: Неживой.
У: А слон?
Д: Живой.
У: Получается так, что в винительном падеже неживые предметы и живые существа имеет разные окончания. Проверим это во всех падежах.
И.п. |
стол |
= |
слон |
|||
Р.п. |
стола |
= |
слона |
|||
Д.п. |
столу |
= |
слону |
|||
В.п. |
стол |
≠ |
слона |
|||
Т.п. |
столом |
= |
слоном |
|||
П.п. |
о столе |
= |
о слоне |
|||
|
В.п. = И.п. |
≠ |
В.п. = Р.п. |
|||
|
|
|
||||
|
Гр. ф. |
≠ |
Гр. ф. |
|||
|
|
|||||
|
Гр. знач. – нежив. пр. |
≠ |
Гр. знач. – жив. сущ. |
У: А как называются грамматические формы?
Д: Неживой предмет – неодушевлённая форма, живое существо – одушевлённая форма.
У: Назовите тему урока.
Д: Грамматическая категория одушевлённости – неодушевленности.
У: Выведем алгоритм определения одушевлённости – неодушевленности. Какие падежи помогают это сделать? Какой будет главный? Какой вывод можно сделать?
В ходе обсуждения появляется алгоритм.
Алгоритм
1. И.п., Р.п., В.п.
2. В.п. = ?
3.
В.п. = Р.п. – одуш. пр.
В.п = И.п. – неодуш. пр.
У: А всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.? Давайте проверим, пользуясь алгоритмом.
- 1-й вариант – сестра
- 2-й вариант – стена
Дети приходят к выводу, что в ед.ч. алгоритм не работает. Предлагают проверить во множественном. Всё получается.
Вывод: если не работает единственное число – проверяем множественное.
III. Физкультминутка.
Физические упражнения с закрытыми глазами.
В это время на доске появляются слова:
- Кукла
- Народ
- Толпа
- Матрёшка
IV. Проблемная ситуация.
У: А всегда ли грамматическая форма одушевлённости – неодушевленности совпадает с грамматическим значением живое существо – неживой предмет? Распределите слова в 2 группы. Обоснуйте выбор.
Дети раздели слова на 2 группы:
- Кукла, матрёшка – неодуш. пр.
- Народ, толпа – одуш. пр.
У: Возьмём слово матрёшка, посмотрим, как ведёт себя это слово в высказывании:
Посетителям выставки на память подарили расписные деревянные ложки и забавных матрёшек.
У: Работаем по алгоритму:
И.п. – матрёшки
Р.п. – матрёшек
В.п. – матрёшек
В.п. = Р.п.
Гр. ф. – одуш. пр.
Гр. знач. – нежив. пр.
У: Совпадает ли грамматическая форма с грамматическим значением?
Д: Нет.
У: Как мы спросим про матрёшек в В.п.? Вижу кого – матрёшек или вижу что – матрёшки? На какой вопрос будет отвечать матрёшка: кто или что? Грамматическая форма или грамматическое значение нам подскажут это?
Д: Матрёшка – кто, так как гр.ф. – одуш. пр., хотя гр. знач. – нежив. пр.
У: Итак, слово матрёшка стоит не на месте. Может, и остальные слова заблудились? Проверьте это в группах.
V. Исследовательская работа в группах.
Дети по алгоритму работают над словами: толпа, народ, кукла. После обсуждения приходят к выводу, что толпа и народ отвечают на вопрос «что?» и являются неодуш. пр., хотя гр. знач. – жив. сущ. Кукла – отвечает на вопрос «кто?», имеет гр.ф. – одуш. пр., а гр.знач – нежив.пр.
Группы со своими выводами выступают перед классом, продукт своей работы вывешивают на доске.
VI. Итог урока.
У: Так что же главное в выборе вопроса «кто?» или «что?» гр.ф. или гр. знач.? Какой падеж главный в определении одуш.-неодуш.? Постоянная или переменная эта категория?
Дети отвечают на все вопросы, оценивают свою работу на уроке, работу в группах. Получают домашнее задание.