Урок русского языка по теме "Категория одушевленности и неодушевленности"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Научить, самостоятельно, определять грамматическую форму одушевлённости – неодушевлённости, пользуясь алгоритмом.
  2. Познакомить детей со случаями несовпадения грамматической формы с грамматическим значением слова.

Ход урока

I. Орг. момент

- Урок посвящён обобщению знаний о категориях имён существительных. Перечислите эти категории, уточните постоянные они или переменные.

Д:

  • переменная категория падежа
  • переменная категория числа
  • постоянная категория рода

У: Что мы рассматриваем у каждой категории?

Д: Грамматическую форму и грамматическое значение.

II. Работа над новым материалом.

У: Запишите высказывание:

Мы долго рассматривали стол. /В.п., м.р., ед.ч./ ?

Мы долго рассматривали слона. /В.п., м.р., ед.ч./?

У: Какими словами отличаются высказывания? Выделите в них окончания. Выясним какая категория существительных повлияла на различные окончания.

Дети сравнивают категорию падежа, рода, числа и делают вывод, что все они одинаковые. Значит, есть ещё какая-то категория, которая повлияла на окончание.

У: Если это грамматическая категория, значит, у неё есть грамматическая форма и грамматическое значение. Рассмотрим грамматическое значение слова стол. Это живое существо или неживой предмет?

Д: Неживой.

У: А слон?

Д: Живой.

У: Получается так, что в винительном падеже неживые предметы и живые существа имеет разные окончания. Проверим это во всех падежах.

И.п.

 

стол

 

=

 

слон

Р.п.

 

стола

 

=

 

слона

Д.п.

 

столу

 

=

 

слону

В.п.

 

стол

 

 

слона

Т.п.

 

столом

 

=

 

слоном

П.п.

 

о столе

 

=

 

о слоне

 

 

В.п. = И.п.

 

 

В.п. = Р.п.

 

 

 

 

 

 

 

Гр. ф.

 

 

Гр. ф.

 

 

 

 

 

 

 

Гр. знач. – нежив. пр.

 

 

Гр. знач. – жив. сущ.

У: А как называются грамматические формы?

Д: Неживой предмет – неодушевлённая форма, живое существо – одушевлённая форма.

У: Назовите тему урока.

Д: Грамматическая категория одушевлённости – неодушевленности.

У: Выведем алгоритм определения одушевлённости – неодушевленности. Какие падежи помогают это сделать? Какой будет главный? Какой вывод можно сделать?

В ходе обсуждения появляется алгоритм.

Алгоритм

1. И.п., Р.п., В.п.

2. В.п. = ?

3. В.п. = Р.п. – одуш. пр.
В.п = И.п. – неодуш. пр.

У: А всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.? Давайте проверим, пользуясь алгоритмом.

  • 1-й вариант – сестра
  • 2-й вариант – стена

Дети приходят к выводу, что в ед.ч. алгоритм не работает. Предлагают проверить во множественном. Всё получается.

Вывод: если не работает единственное число – проверяем множественное.

III. Физкультминутка.

Физические упражнения с закрытыми глазами.

В это время на доске появляются слова:

  • Кукла
  • Народ
  • Толпа
  • Матрёшка

IV. Проблемная ситуация.

У: А всегда ли грамматическая форма одушевлённости – неодушевленности совпадает с грамматическим значением живое существо – неживой предмет? Распределите слова в 2 группы. Обоснуйте выбор.

Дети раздели слова на 2 группы:

  • Кукла, матрёшка – неодуш. пр.
  • Народ, толпа – одуш. пр.

У: Возьмём слово матрёшка, посмотрим, как ведёт себя это слово в высказывании:

Посетителям выставки на память подарили расписные деревянные ложки и забавных матрёшек.

У: Работаем по алгоритму:

И.п. – матрёшки

Р.п. – матрёшек

В.п. – матрёшек

В.п. = Р.п.

Гр. ф. – одуш. пр.

Гр. знач. – нежив. пр.

У: Совпадает ли грамматическая форма с грамматическим значением?

Д: Нет.

У: Как мы спросим про матрёшек в В.п.? Вижу кого – матрёшек или вижу что – матрёшки? На какой вопрос будет отвечать матрёшка: кто или что? Грамматическая форма или грамматическое значение нам подскажут это?

Д: Матрёшка – кто, так как гр.ф. – одуш. пр., хотя гр. знач. – нежив. пр.

У: Итак, слово матрёшка стоит не на месте. Может, и остальные слова заблудились? Проверьте это в группах.

V. Исследовательская работа в группах.

Дети по алгоритму работают над словами: толпа, народ, кукла. После обсуждения приходят к выводу, что толпа и народ отвечают на вопрос «что?» и являются неодуш. пр., хотя гр. знач. – жив. сущ. Кукла – отвечает на вопрос «кто?», имеет гр.ф. – одуш. пр., а гр.знач – нежив.пр.

Группы со своими выводами выступают перед классом, продукт своей работы вывешивают на доске.

VI. Итог урока.

У: Так что же главное в выборе вопроса «кто?» или «что?» гр.ф. или гр. знач.? Какой падеж главный в определении одуш.-неодуш.? Постоянная или переменная эта категория?

Дети отвечают на все вопросы, оценивают свою работу на уроке, работу в группах. Получают домашнее задание.