Урок по теме "Фонетика". Обобщение и повторение при подготовке к экзаменам

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: систематизировать знания, умения и навыки учащихся по фонетике, правописанию гласных и согласных в корнях и приставках.

ХОД УРОКА.

1. Можно начать урок с фонетического разбора слов осень, любовь, молотьба.

Какие фонетические особенности русского языка отразились в этих словах? (двойная роль букв Е, Е, Ю, Я; замена одного гласного звука другим в слабой (безударной) позиции; оглушение и озвончение согласных звуков).

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ОТВЕТА:

  • Выясняем, о каком звуке (гласном или согласном) идет речь.
  • Определяем позицию (сильную или слабую) звука в слове.
  • Выбираем правильный ответ, учитывая возможные фонетические процессы.

2. Вспоминаем правило написания парных согласных звуков в русском языке.

Приводим примеры, записываем несколько слов:

НАВСТРЕЧУ УРАГАНУ, ИДТИ НА ВСТРЕЧУ, КОЛОННА АВТОМАШИН, НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ, ГЕРБ ГОРОДА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛКИ,

- Какие согласные называются непроизносимыми?

Записываем слова ЛЕСТНИЦА, ЧУВСТВО, БЛЕСТНУТЬ, РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК,

Во время работы можно использовать таблицы.

Сильная позиция согласного

Примеры(глухие согласные)

Примеры(звонкие согласные)

Перед гласным

тени

дома

Перед сонорным (звонким непарным) согласным

плен
срок

книга
бьет

Перед В

квота

свекла

Звонкий перед звонким

 

где, здоровье

Глухой перед глухим

степь.школа

 

Слабая позиция согласного

Процесс изменения

Примеры

В абсолютном конце слова

Оглушение парного звонкого согласного

дуб
клев
код

Звонкий парный пред парным глухим согласным

Оглушение парного звонкого согласного

пряжка
скользкий
ковка

Глухой парный согласный перед парным звонким

Озвончение парного глухого согласного

вокзал
сделать
молотьба

3. Вспоминаем другие языковые процессы:

СМЯГЧЕНИЕ:

  •  перед -ь-
  • перед гласными е, е, ю, я
  • перед непарными мягкими согласными согласные – к, н, р-
  • согласные перед мягкими согласными

ОТВЕРДЕНИЕ: мягкий согласный перед твердым

УПРОЩЕНИЕ ГРУПП СОГЛАСНЫХ, СОСТОЯЩИХ ИЗ 3-4 БУКВ, ИЛИ ВЫПАДЕНИЕ
СОГЛАСНОГО (вств, стн, рдц, лнц)

УПОДОБЛЕНИЕ (АССИМИЛЯЦИЯ) СОГЛАСНЫХ ПО МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ (сч – щ, зч – щ, сш – ш, сж – ж, зж – ж )

УПОДОБЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ( изменения сочетаний -тся -ться- в глагольных формах)

ИЗМЕНЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ - ЧТ-

СОКРАЩЕНИЕ ГРУПП ОДИНАКОВЫХ СОГЛАСНЫХ

Представляем вниманию учеников слова, которые выведены на экран, написаны на доске или распечатаны, и просим распределить их по группам в соответствии с языковым прцессом, встречающимся в каждом слове:

Здраствуй, счастье, катиться, что, ванна, чтобы, садится, грузчик, тростник, сшить, солнце, изжить, волноваться, трасса, нечто, сердце, тростник.

4. Изменение гласных в языковом потоке.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ ГЛАСНОГО – БЕЗУДАРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Подберите пару к словам с безударной гласной:

Просв_щение, посв_щение, препод_вание, обв_ла глазами, обв_ла платок, нав_вать воспоминания, зав_вать волосы, обл_котился, разр_дить ружье, подр_жать, погл_щается.

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ -Е, Е, Ю, Я -

ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГАСНОГО:

После согласного ( мел, плел, люк, мяч).

ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА:

  • В начале слова;
  • После -ь- и -ъ-;
  • После гласных.

- Выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

БЬЕТ, УВЯДАТЬ, СОРЕВНОВАНИЕ, БУЛЬОН, ЛЮБОВЬ, РАЗГОРАЕТСЯ, ПЕРИЛА

5. В конце занятия можно провести проверочную работу.

Ученики записывают только ответы на вопросы.

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки...
  2. Звуки речи делятся на...
  3. Гласные бывают...
  4. Буквы, которые не обозначают звуков...
  5. Последняя буква в слове ЗУБ обозначает звук...
  6. Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ?
  7. Верно ли, что в слове ДОМОЙ все согласные звонкие?
  8. Какими звуками различаются слова МАЛ и МЕЛ?
  9. Верно ли, что в слове ТЕНЬ 4 звука?
  10. Какой звук обозначает буква -Т- в слове ОТБОР?
  11. В слове ПОЕТ звуков больше, чем букв?
  12. В слове ЛАВКА какой звук обозначен буквой -В-?
  13. В слове БЛЮДО какой звук обозначен буквой -Ю-?
  14. В слове ЯБЛОКО сколько мягких согласных?
  15. Сколько звонких согласных в слове ЯБЛОКО?
  16. Сколько звонких согласных в слове ЗВЕРЬ?
  17. Верно ли, что в слове ЧЕСТНЫЕ количество букв и звуков совпадает?
  18. Сколько глухих согласных в слове ЛУНОХОД?
  19. В слове ЕЖ склько звуков?
  20. Если прочитать звуки слова ДОГ наоборот, получится...
  21. В слове ПЛАТЬЕ сколько гласныз звуков?

6. Итоги занятия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать по 3-4 примера к каждому языковому явлению; записать в транскрипции предложение НАКОНЕЦ, СТОЛБЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СОЛОМЕННУЮ КРЫШУ, ПОДГОРЕЛИ.