Система уроков по теме "Лексика" с использованием блочно-модульной технологии

Разделы: Русский язык


  1. Теоретический модуль по теме «Лексика».
  2. Практический модуль по теме «Лексика».
  3. Практический модуль по теме «Лексика».
  4. Практический модуль по теме «Лексика» ( работа в парах).
  5. Тестовая работа по теме «Лексика».

Урок № 1.
Тема: Теоретический модуль по теме «Лексика».
Цель: закрепление понятий, полученных учащимися в 5 классе по теме «Лексика»,знакомство с понятиями «общеупотребительные, диалектные, профессиональные, заимствованные, устаревшие, новые слова, фразеологизмы».

Ход урока.

1. Словарно- орфографическая работа.
Записать в словарь- справочник словарные слова, которые относятся к данной теме.

поражать
перила
изобретение
реформа
атмосфера
экономить
терраса
солдат
ветеран
ракета

2. Повторение изученного в 5 классе.
а) слово учителя.
Все слова языка составляют его словарный состав, или лексику.
То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.
Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Многозначные слова идут в одной словарной статье под цифрами. Слова могут иметь прямое и переносное значение.
Золотое кольцо - золотые руки
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
Ключ ( ручей)- ключ ( от двери)
Синонимы- слова одной и той же части речи , разные по написанию, но близкие по лексическому значению.
Смелый- храбрый
Антонимы- слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению.
Смелый- трусливый
б) ответы на вопросы:
- что такое лексика?
- что называется лексическим значением слова?
- какие слова называются однозначными, многозначными?
- Дать определение и привести примеры омонимов, синонимов, антонимов.

3. Блок- модуль по новой теме.
а) Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
Фразеология- это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.
б) Слова, известные всему народу, называются общеупотребительными.
Диалектные слова- это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
Подобрать общеупотребительные слова к диалектным:
кочет, пимы.
в) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются профессиональными.
Приведите в качестве примера профессиональные слова, относящиеся к специальности хирурга.
г) Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.
Например, свекла, кукла, барабан, холдинг.
д) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими (архаизмами). В Толковом словаре помета -устар.
Например, чело, ланиты, вельможа.
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
- Почему могут возникать новые слова? Приведите примеры неологизмов.
е) Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В Толковом словаре обозначен ромбиком.
Разобрать фразеологизм – спустя рукава.
Домашнее задание: выучить теоретический материал, записанный в словаре- справочнике, в случае затруднения обращаться к параграфам учебника.

Тема урока: Практический модуль по теме «Лексика».
Цель урока:закрепление теоретических сведений по теме «Лексика», отработка практических навыков по теме.

Ход урока.

1. Словарный диктант с последующей самопроверкой.

поражать
перила
изобретение
реформа
атмосфера
экономить
терраса
солдат
ветеран
ракета

 2.Повторить определение общеупотребительных и диалектных слов.
 Выполнить упражнение 73 по заданию учебника.

 3. Повторить определение профессиональных слов.
Выполнить упражнение 70 по заданию учебника.

 4. Повторить определение заимствованных слов.
Выполнить упражнение 93 по заданию учебника.

 5.Повторить определение устаревших слов и неологизмов.
Выполнить упражнение 87 по заданию учебника.
Домашнее задание: повторить теоретический материал, выполнить упражнение 88.

Тема урока: Практический модуль по теме «Лексика».
Цель урока:закрепление теоретических сведений по теме «Лексика», отработка практических навыков по теме.

Ход урока.

1. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

поражать
перила
изобретение
реформа
атмосфера
экономить
терраса
солдат
ветеран
ракета

2.Тренировочные упражнения.
а) списать предложения, вставить пропущенные буквы, заменить диалектные слова общеупотребительными.
Я шел по улиц…, и сне… громко скр…пел под моими пимами. Я принес дро… из стайки и зат…пил печ?. Во время драки мне д…сталось, и из носа поб…жала юшка.
б) выписать из Толкового словаря 3 диалектных слова, с одним из них составить предложение.
в) выписать из Толкового словаря 3 профессиональных слова, с одним из них составить предложение.
г) списать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть заимствованные слова.
Дож..ь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди заб…гали в вестибюли, закрывали жалюзи, зажигали электричество.
д) подобрать синонимы к устаревшим словам.
Стезя, чело, уста, очи, ланиты, взор.
е)записать фразеологизмы, подобрать к ним синонимы.

Кот наплакал
Висеть на телефоне
Развесить уши
Вешать нос
Звезда первой величины
Навязнуть на зубах

Примечание: сильным учащимся можно дать выполнять задания с взаимопроверкой, а со слабыми поработать индивидуально.
 Домашнее задание: устно ответить на вопросы на стр. 39-40 учебника, упр. 91.

Тема урока: Практический модуль по теме «Лексика»( работа в парах).
Цель урока:отработка ЗУН по теме «Лексика», опираясь на самоконтроль и взаимоконтроль в парах, воспитание чувства товарищества, развитие интереса к предмету.

Ход урока.

Учащиеся работают в парах по карточкам.
Карточка №1 повышенной сложности.
1. Спиши словарные слова, вставь пропущенные буквы, проверь у товарища, оцени.

пор…жать
п…рила
из…бретение
р...форма
атм…сфера
…кономить
те(р,рр)а(с,сс)а
с…лдат
в…теран
р…кета

2.Спиши, подчеркни изученные орфограммы. Отметь устаревшие слова. Проверь у товарища, оцени.

Олег усмехнулся, однако
Чело и взор омрачилися думой.
Меч острый на бедре сияет,
Копье десницу вооружает.
Надвинут на чело шелом
И гибкий стан покрыт щитом.

3.Напиши о специальности водителя 3-4 предложения , употребив профессиональные слова. Проверь у товарища, оцени.
4. Запиши 3-4 фразеологизма. С одним из них составь предложение. Сверься с товарищем, оцени его работу.

Карточка №2 для слабых учащихся.
1. Спиши словарные слова, вставь пропущенные буквы. Сверься по учебнику. Проверь у товарища, оцени.

пор…жать
п…рила
из…бретение
р...форма
атм…сфера
…кономить
те(р,рр)а(с,сс)а
с…лдат
в…теран
р…кета

2.Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни устаревшие слова. Проверь у товарища, оцени.

Волк ноч?ю, думая зале(з,с)ть в овчарню,
П…пал на псарню. Псари кр…чат: «Ахти, ребята,
Вор!» И вми(к,г) ворота на запор.

3.Напиши 5-6 профессиональных слов по специальности врача. Сверься с товарищем, оцени.

4.Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни фразеологизмы. Проверь у товарища, оцени.
Ребята работали спустя рукава. Он ничего (не) мо(г,к) поделать, и все пошло прахом. Девоч?ка загрустила, но друз?я п…советовали ей (не) вешать носа.
Домашнее задание: повторить теоретический материал, подготовиться к тестовой работе.