Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Разделы: Русский язык


Задания части В 2 направлены на знание орфограмм «Безударные гласные, проверяемые ударением, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне слова». Задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу  владения орфографическими нормами. Рассматривая структуру теста ГИА, а также единого государственного экзамена, прихожу к выводу, что безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение.  Вопрос изучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.  Чтобы добиться успешности в применении этих правил, необходимо выработать у ученика умение дифференцировать гласные в корне слова как проверяемые, непроверяемые и чередующиеся; отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений. Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе.
Предлагаю познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии.
Данные задания можно использовать для закрепления в 6 классе, а также для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.

1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
В соответствии с фонематическим принципом русской орфографии звук, находящийся в слабой позиции, на письме передается буквой, обозначающей фонему. А фонема определяется по сильной позиции, т.е. слабая позиция проверяется сильной.
            Для проверки безударной гласной в корне нужно изменить слово или подобрать родственное слово таким образом, чтобы на сомнительную гласную падало ударение. Например: приблизительно – близкий, увязать – вязнуть.
Правописание безударного гласного нельзя, однако, проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами –ывать, -ивать, т.к. в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.
Нужно учесть, что секрет написания часто кроется в происхождении слова. Слово может быть немотивированным в современном языке, но найти проверочное слово можно среди слов, которые являлись однокоренными в прошлые эпохи жизни языка. Поэтому для решения некоторых орфографических проблем необходимо знание реального происхождения слова в языке, его этимологии. Например, в слове рябина в современном русском языке выделяется корень –рябин- , но произошло это слово от общеславянского корня, называющего бурый цвет, поэтому исторический корень в этом слове –ряб- , и в ряду родственных слов находим проверочные –рябь, рябчик. Часто встречаются ошибки в написании слова обаятельный. Современный корень в нем –обая-. Однако исторически это слово мотивировано глаголом баять, который, как отмечено в словаре В.Даля, уже в середине XIX в. был диалектным. Современные синонимы этого слова – говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать.
Задание 1. Объясните написание слов, опираясь на этимологию (для этого используйте этимологические словари русского языка); определите современный морфемный состав слов.
            Воплотить, знакомый, мерцать, печаль, попечение, опекать, повесть, повествователь, извещение, починить, сочинить, притязания, распорядился, состязаться.
Задание 2. Перед вами список слов, проверка которых вызывает наибольшие затруднения, подберите к ним проверочные слова, проверьте себя по орфографическому словарю.
Б_готворить, в_пиющий, загл_дение, з_млетр_сение, огр_ничение, оп_лчение, оскв_рненный, осн_стить, от_гощать, пов_сть, погл_щать, препод_вать, расст_гнуть, благосл_вение, нас_ждать, насл_ждаться, настр_чить, об_ятельный, обн_женный, обог_щать, расщ_пить, р_бина, сп_ртакиада, ст_жательство, сум_рки,  уб_юкать, убл_жать, угн_тение, уд_вительно, укр_щение, ч_рующий, шп_ргалка.

Необходимо запомнить группы однокоренных слов, в которых орфографической традицией закреплено разное написание корней:
-дет- : дети, детина, детвора, детеныш, детишки;
-дит-: дитя, дитятко, дитяти;
-сид-: сидеть (сидя), сиделка, сидение, сидячий, посиделки;
-сед-: седло, седлать, сесть, седок, восседать, заседать, наседать, приседать;
-вис-: виснуть, виселица, висеть, свисать, зависать, нависать, провисать, висячий, висюлька, провисеть;
-вес-: весы, весовой, весовщик, весомый, весить, взвесить, вывеска, навесу, повесить, вывесить, подвесной, навесной, отвесить.

Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов, например: поласкать  – полоскать, развиваться – развеваться.
Задание 3.  Подберите к обоим словам каждой пары слов, содержащих корни-омофоны, проверочные слова. Выделите корни. Придумайте словосочетания с каждым из слов.
Благословить – прославлять, вытеснить – вытиснить, долина – удаляться, залезать – зализать, запевать – запивать, нагромождение, громадный, облаченный – облеченный – обличенный, обожать – обижать – обежать, оземь – озимь, освещенный – освященный, отварить – отворить и др.

2. Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Существует немало слов, гласные в которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю, например: аккомпанемент, бюллетень, винегрет, делегат, легальный, палисадник, обаяние, обоняние, эксперимент. Написание таких слов следует запомнить, причем достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый.

3. Безударные чередующиеся гласные корня.
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е-и, а (я) – им (ин); а – о) основано на ряде особых правил.
Какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова?
1)ударение;
2)наличие суффикса а;
3)качество последнего согласного в корне;
4)значение.

Корни с чередующимися гласными От чего зависит написание Выбор гласной Примеры и исключения
I. А/О
-гар- / -гор-
-клан- / -клон-
-твар- / - твор-
От ударения В безударном положении пишется О Загорелый
Поклониться
Творение
Исключение: утварь
-зар- / -зор-
-плав- / -плов-
От ударения В безударном положении пишется А Озарение
Исключение: зоревать
Сплавлять
Исключения: пловец
пловчиха, пловцы
II. Е/И
-бир-/-бер-
-дир-/-дер-
-мир-/-мер-
-пир-/-пер-
-тир-/-тер-
-блист-/-блест
-жиг-/-жег-
-стил-/-стел-
-чит-/-чет-
-им-(-ин-) /-а (я-)
От наличия или отсутствия суффикса –а- Если есть суффикс –а-, пишется И,
Если нет - пишется Е
Собирать - соберу
Сдирать – сдеру
Умирать – умереть
Запирать – запереть
Затирать – затереть
Блистать – блестеть
Зажигать – зажег
расстилать – расстелить
вычитать – вычесть
исключения: побирушка, сочетать, сочетание
пожимать - пожать
А/О
-лаг-/-лож-  
-кас-/-кос
От наличия или отсутствия суффикса –а- Если есть суффикс –а-, пишется А
Если нет – пишется О
Излагать – изложить
Касаться - коснуться
III. А/О
-раст-/-ращ-/-рос-
От качества последнего согласного в корне Перед Ст и Щ пишется А, в остальных случаях - О Растение, сращение –росли       исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
-скак- / -скоч-   В безударном положении перед к пишется  А,
перед ч - О
Прискакать – заскочить     Исключения:    скачок, скачу
IV. А/О
-мак-/-мок- (-моч-)
От лексического значения МАК – в значении «погружать в жидкость»
МОК (МОЧ) – в значении «пропускать жидкость»
Макать хлеб в сметану -  вымокнуть под дождем
А/О
-равн- / - ровн-
От значения РАВН – в значении «равный, одинаковый»
РОВН – в значении «ровный, прямой, гладкий»
Поравняться с грузовиком – выровнять грядки Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень

Задание 4. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от ударения. Объясните правописание гласного в корне.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Задание 5. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от суффикса –А– или согласного в корне. Объясните правописание гласного в корне.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Задание 6.  Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от значения корня. Объясните правописание гласного в корне.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Задание 7. Прочитайте слова, сгруппируйте их по условиям правописания чередующихся гласных в корнях  и запишите в тетради.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Ответы:

Ударение Суффикс –А–, согласный в корне Значение корня
загорелась бумага,
чудесное творение,
загорелый юноша,
яркие зарницы

сложить песню, написать изложение,
опереться на палку,
сжечь письмо,
выскочить на улицу,
неправильное сращение кости,
скакать вдоль дороги, блистать на балу, прилагать усилия, 
вьющееся растение,
отвратительный ростовщик, 
разложить вещи, перебирать овощи, замирать от восторга,
умереть со смеху, буйная поросль
уровень знаний,
заровнять канаву,
уравнять в правах, 
зонт промокает,
сровнять землю в саду,
макнуть в соль, 
замочить  бельё,

  Тест

I. В каком ряду все слова с непроверяемыми гласными корня?

  1. выч…тание, р…вноправие, ин…циатива
  2. д…фицит, л…гион, к…мпьютер
  3. бл…стеть, натв…рить, попл…вок
  4. пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать

II. В каком ряду все слова имеют корни с проверяемыми гласными?

  1. см…родина, пок…затель, д…стоверный
  2. уд…ление, ф…рмацевт, л…скать
  3. т…чилка, с…ринка, ув…жение
  4. локом…тив, укр…щение, ш…нтажист

III. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. зан…мать, угр…жать, соч…тание
  2. расст…лать, уг…реть, бл…стать
  3. зам…реть, прор…щивать, ум…лять
  4. прид…раться, прик…сновение, просл…влять

IV. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

  1. абон…мент, бал…рина, б…нокль
  2. инц…дент, к…бернетика, г…рбарий
  3. в…кансия, б…хрома, г…строном
  4. ж…тон, з…фир, кан…тель

V. В словах какого ряда  пропущена одна и та же буква?

  1. л…гуна, изл..гать, р…сток
  2. заст…лать, выч…тать, ц…стерна
  3. ур...вень, спл…влять, выр…щенный
  4. прил…жить, водор…сль, выпл…влять

Важным мотивационным фактором является использование на уроках медиаресурсов:

  • презентации, созданные учителем и детьми
  • электронные учебники с медиалекциями, тестами
  • обучающие программы по русскому языку
  • виртуальные «Уроки Кирилла и Мефодия»
  • тренажер «Фраза» по русскому языку и др.

Это делает урок ярким, запоминающимся, способствует лучшему усвоению материала. Работа, проводимая в связи с изучением, углубленным повторением правописания безударных гласных создает почву для лучшего усвоения других правил, применение которых связано с развитием речевого слуха, навыком морфемного анализа, пониманием значения слова; способствует, таким образом, повышению общей орфографической грамотности учащихся.