Цели:
- повторение сведений о сложносочинённом предложении;
- совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
- совершенствование навыков синтаксического разбора сложносочинённого предложения;
- подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Оборудование: учебная книга, тестовый материал, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
I. Подготовительный этап.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
а) какое предложение называется сложным?
б) какие виды сложных предложений вы знаете?
в) расскажите о структуре сложносочинённого предложения.
г) какие типы придаточных предложений вы знаете?
2. Индивидуальное задание у доски. Записать на доске предложение Б (зад. А-9 В-2), подчеркнуть грамматические (ую) основы (у), определить вид предложения по структуре.
С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто …стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу известности.
III. Повторение. Словарно-орфографический диктант.
Бородатый, волосинка, заглядение, заграждение, зачарованный, клеёнка, копна, корпусной, молить, носатый, ободрённый, обрамление, опалить, оснащение, перегревание, повалиться, поглодать, пронизать, родиться, удивляться, цветистый, спина.
- над какой орфограммой вы работали?
- откройте тесты на стр. 46, рассмотрите задание А-13 В-5, выполните задание, запишите в тетрадь правильный ответ (слова с безударной гласной), подберите проверочные слова.
IV. Работа над темой урока.
1. Знакомство с теоретическим материалом (чтение текста параграфа 95).
– Какими знаками препинания разделяются части сложносочинённого предложения?
– Расскажите о постановке запятой в сложносочинённом предложении.
– Расскажите о постановке тире в сложносочинённом предложении.
– При каком условии части сложносочинённого предложения разделяются точкой с запятой?
2. Закрепление.
– Работа с микротекстом (записать текст под диктовку, выполнить задания).
Море.
Оно (море) дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескало о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. 2)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 3)Лодка быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами вёсел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием. 4) Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба и пурпурно-золотых волн реки.
(М. Горький).
Послетекстовые задания.
- Найдите в тексте простые (ое) предложения (е).
- Найдите в тексте сложносочинённые (ое) предложения (е).
- Выполните пунктуационный разбор 4 предложения.
- Начертите схему 3 предложения, объясните условия постановки запятой.
- Найдите в тексте средства художественной выразительности.
– Синтаксический анализ предложения (у доски).
Она глядит – и сердце в ней забилось.
– Выполнение упражнения 466 (самостоятельно). Синтаксический анализ 1, 4, 6 предложений.
– Работа с индивидуальным раздаточным материалом.
V. Подведение итогов.
– Назовите средства синтаксической связи частей сложносочинённого предложения.
– При каких условиях части сложносочинённого предложения не разделяются запятой?
VI. Домашнее задание.
Параграф 95, упр. 467 (расставить знаки препинания).
Литература:
- «Русский язык». 10-11 классы. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М. : «Русское слово», 2007.
- «Типовые тестовые задания», Л.И. Пучкова.-М.: «Экзамен», 2010.