Урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обособленные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные:

  • учить применять ранее изученные пунктуационные правила;
  • учить анализировать предложенный текст.

Развивающие:

  • развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы;
  • быть внимательными к авторскому слову, работая с текстом;
  • развивать память, речевую активность учащихся;
  • создавать презентации на заданную тему;
  • высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку, развивать желание изучать родное слово;
  • на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки.

Задачи: повторить правила, регламентирующие правописание и постановку знаков препинания; продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование урока:

  • Розенталь Д.Э. Дидактический материал: учебник “Русский язык”. 10–11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М: ООО “Издательство Оникс”: ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2006.
  • Компьютер
  • Презентации учащихся
  • Экран, мультимедийный проектор
  • Тестовые задания на распечатанных листах. Работа с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

Презентация 1. Харак Ю. и Тихонечко В.

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой.

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью.

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

1.5. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом (1) и красным сердцем на груди (2) пронзенным мечами (3) выглядывала из ветвей.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 1;
4) 2, 3.

1.6. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мать его (1) сухая старушка с черными глазами и букольками (2) щурилась (3) вглядываясь в сына (4) и слегка улыбалась тонкими губами.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 2;
4) 3, 4.

1.7. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Воротясь домой она тотчас ушла к себе в комнату.
2) Будучи по природе своей любознательным Паша никогда не проходил мимо чего-то необычного.
3) Сочиняя свою первую оперу композитор Пери подражал спектаклям древнегреческого театра.
4) Ты когда-нибудь увидишь машущего палочкой и не заглядывающего в ноты дирижера.

1.8. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Нависшая над высокими вершинами тополей туча уже сыпала дождиком.
2) На Ветлугой спустились синие сумерки теплые и тихие.
3) Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.
4) На небе задумчиво замерли легкие облака еще розовые от заката.

ОТВЕТЫ на тест № 1:

1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,
1.5 – 4,
1.6 – 1,
1.7 – 4,
1.8 – 1 .

Презентация № 2 Ершовой Е. и Бочкаревой К.

Тест № 2

Разделите данные предложения на две колонки. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Ставится запятая 2. Ставится тире
   

1.1 Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться.

1.2 Я не слишком люблю это дерево осину.

1.3 Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

1.4 Его друг Дима Иванов приезжает завтра.

1.5 Лютейший бич небес, природы ужас мор свирепствует в лесах.

1.6 Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова старичок.

1.7 Я начал говорить об условиях, о неравенстве, о людях жертвах жизни.

1.8 Мы дети очень любили эту старушку.

1.9 Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

1.10 Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.

Ответы на тест № 2:

1.1 – 1,
1.2 – 2,
1.3 – 2,
1.4 – 1,
1.5 – 2,
1.6 – 1,
1.7 – 2,
1.8 – 1,
1.9 – 1.

Презентация № 3. Обучение написанию сочинению.

А) Работа по учебнику “Русский язык”. 10–11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Д.Э. Розенталь. М: ООО “Издательство Оникс” : ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2006.

Упражнение 370 (подготовительный этап – домашнее задание)

Б) Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания А27–А32; В1–В 8; С1.

(1)На всем земном шаре существовало устойчивое представление о сверхчеловеческом, божественном происхождении музыки, что обнаруживается в различных верованиях и религиях, у народов и западного, и восточного полушария. (2) В христианской музыкальной традиции подчеркивается, что музыка и пение дарованы высшими, ангельскими силами, что они “богодухновенны”. (3) В Старом Завете серафимы и херувимы окружают Господа, сидящего на высоком небесном престоле, и воспевают ему славу. (4) В Новом Завете ангелы в Вифлееме поют славословие, когда родился Иисус Христос: “Слава в вышних Богу, и земле мир, и в человеках благоволение”. (5) Именно божественное, ангельское пение стало прототипом пения церковного, храмового, получившего в противоположность мирским песням название “песнь новая”. (6) В результате такого поиска возвышенного, благочестивого, высоконравственного стиля храмового христианского пения появилась та серьезность и глубина музыкального выражения, которая сказалась на дальнейшей многовековой истории развития европейской музыки как музыки “серьезной”. (7) Оттенок “божественности” сохранился в самой акустически чистой структуре певческого голоса, благодаря чему эпитеты “ангельский голос”, “божественное звучание” стали весьма привычными для характеристики академической европейской традиции в самые разные периоды истории. (8) Обратим внимание, что хоровое церковное пение, хотя и неразрывно связанное со священным словом и обрядом, как тип музыкального искусства оказалось в значительной степени сосредоточенным на себе, самостоятельным, поскольку по природе своей не было связано с театром, танцем, стихом, жестом. (9) Тем самым оно взяло курс на музыкальную автономию и стало также и в этом плане одним из истоков будущей европейской “академической музыки”.

(10) Если взять по контрасту такую культуру, как древний Китай, и обратиться к учению Конфуция, то понятие музыки представляется совсем иным. (И) Общим является лишь ее нравственное значение. (12) Но сама музыка окажется синтетическим явлением, включающим музыкальные тоны, слово, игру на инструментах, пляски со щитами, боевыми топорами, архитектуру и даже кулинарное искусство. (13) Эта неавтономность музыки удивительным образом сохранилась и до сих пор, например, в типе Пекинской оперы. (В.Холопова)

Часть 1

А27 – Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1) Академическая европейская музыка берет начало от церковного христианского песнопения.
2) В отличие от музыкальной культуры древнего Китая европейская академическая музыка автономна.
3) Культура Китая не наделила музыку божественным началом.
4) Прототипом храмового пения было пение ангельское.

А28 – Какая тема не затрагивается в этом тексте?

1) Происхождение музыки;
2) Академическая и церковная музыка;
3) Понятие музыки в культуре Европы и Китая;
4) Влияние музыки на воспитание человека.

А29 – Определите стиль и тип речи текста:

1) Научный стиль, описание;
2) Публицистический стиль, рассуждение;
3) Научный стиль, рассуждение;
4) Художественный стиль, описание.

А30 – Какое из слов употреблено в тексте в переносном значении?

1) Окружают;
2) Пляски;
3) глубина;
4) культура.

А31 – Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?

1) 2; 2) 7; 3) 8; 4) 11.

А32 – Какие средства выразительности используются в предложении 6?

1) Метафоры; 2) эпитеты; 3) гипербола; 4) антитеза.

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1–В8). Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр и букв.

Ответы В1–В4 запишите слово (словами).

В1 – Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ВЕСЬМА (предложение 7).

В2 – Из предложения 6 выпишите два союза.

В3 – Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В4 – Какой тип связи используется в словосочетании УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ?

Ответы к заданиям В5–В8 запишите цифрами.

В5 – Сколько простых предложений во втором абзаце?

В6 – Среди предложений 1–6 найдите осложненные обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите их номера.

В7 – Среди предложений 6–9 найдите сложное предложение, в состав которого входит простое определенно-личное предложение. Напишите его номер.

В8 – Сколько грамматических основ входит в состав предложения 2?

Часть 3

С1 – Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по тексту В.Холоповой. Какие новые представления о музыке вы получили из текста? О каких общих вопросах, связанных с осмыслением понятия искусство, говорит автор?

Рекомендации: желательно, чтобы в сочинении были прокомментированы основные мысли автора: 1) в разных местах земного шара, в разных культурах, в том числе и в христианской, происхождение музыки связывается с божественным началом; 2) поиск возвышенного, благочестивого, высоконравственного музыкального стиля определил дальнейший путь развития “серьезной” европейской музыки; 3) академическая европейская музыка автономна, то есть не связана с другими видами искусства; 4) общность музыки разных культур – ее нравственное значение. Следует изложить свое мнение относительно затронутых вопросов, показать, совпадает оно или нет с мнением автора. Необходимо в ходе сочинения выявить наиболее яркие средства, характерные для данного текста (например, цитирование Нового Завета, противопоставление культур, оценочная лексика, ряды однородных членов предложения, синонимов, градация и т.д.) и показать, какова их роль в тексте, т.е. как данные средства способствуют реализации авторского замысла, привести примеры их использования. Высказать свое согласие или несогласие с позицией автора, аргументировав собственную точку зрения на поднятые проблемы.

1. Работа по тексту.
2. Разбор заданий А, В.
3. Итог урока.
4. Домашнее задание. Написание сочинения по данному тексту (выполнение задания С1).

Ответы на тест по тексту:

А27 – 3,
А28 – 4,
А29 – 2,
А 30 – 3,
А31 – 4,
А32 – 2.
В1 – наречие,
В2 – и, как,
В3 – сверхчеловеческом,
В4 – согласование,
В5 – 3,
В6 – 3,5,
В7 – 8,
В8 – 3.