Русский язык
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине К.Н. Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" 2010
Предлагаемый урок развития речи в 5-м классе поможет развить у учащихся навыки устной и письменной речи при описании произведений живописи.
-
Учебный тренажер по орфоэпии. Ударение в существительных и прилагательных 2010
Тренажер предназначен для самостоятельной или групповой работы учащихся в качестве учебного, тренировочного и проверочного материала на уроке. Содержит слайды с теоретическим материалом и слайды с практическим заданием. Можно использовать на уроках по теме "Орфоэпия", а также при подготовке к экзамену по русскому языке в 9-, 11-х классах.
-
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение и морфологические признаки 2010
Урок объяснения нового материала в образовательной системе "Школа-2100". Данный урок предполагает использование интерактивной доски ACTIVboard и демонстрирует возможности использования ИКТ на уроке русского языка.
-
Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс) 2010
Предлагается урок русского языка, на котором ученики знакомятся с личными местоимениями, самостоятельно делят их на местоимения единственного и множественного числа, распределяют по лицам. В основе урока содержится как основной материал, так и игровой, позволяющий легко и быстро усвоить новый материал.
-
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс) 2010
Урок рассчитан на 2 часа. Целью урока является обучение лингвистическому анализу текста на основе изученного произведения, формирование видения взаимосвязи литературоведения и лингвистики. Вид урока - повторение и обобщение знаний по изученным темам. В уроке даны упражнения по лексике и синтаксису.
-
Разработка урока русского языка для 3-го класса по теме "Сложные слова" (с использованием интерактивной доски Smart Board) 2010
Разработка урока по русскому языку с использованием интерактивной доски. Свои уроки я строю по технологии деятельностного метода. Этапы таких уроков отличаются от традиционной структуры урока, но использование компьютера и интерактивной доски возможно в любой образовательной системе, главное, чтобы это отвечало задачам и целям урока.
-
Урок развития речи в 7-м классе 2010
В настоящее время одной из серьёзных проблем стала культура общения. С болью в сердце замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо собеседника. Мы разучились смотреть друг другу в глаза. Поэтому очень важным является разговор о внешности человека на уроках развития связной речи, который поможет формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
-
"Такие разные и такие нужные". Урок русского языка по теме "Частицы" 2010
Представленный урок помогает закрепить знания детей о частицах, их значении и правильном письме.
-
Сочинение по картине И.Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене" 2010
Урок развития речи в 6-м классе посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И.Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене", цель которого - воспитание наблюдательности и любознательности, воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению; формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи, любви к творчеству русского писателя и поэта А.С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи.
-
Занятие кружка "Дело о лингвистических рекордах" 2010
Данный материал представляет собой внеклассное занятие по занимательной лингвистике. Оно ориентировано на развитие исследовательской и творческой активности школьников, на расширение кругозора, углубление и закрепление знаний и умений работать со словарями русского языка.
-
Разработка урока руского языка для 8-го класса "Обращение и знаки препинания при нем" 2010
Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету. Ведь если учащиеся любят уроки, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. На своих уроках я стараюсь использовать различные формы работы, как групповые и индивидуальные, так и игровые, показываю связь русского языка и литературы. Также в своей работе использую разноуровневые домашние задания.
-
Урок в 7-м классе "Предлоги и союзы" (урок-экспедиция "Лингвистические раскопки") 2010
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме лингвистической экспедиции с целью обобщить и систематизировать теоретические знания по указанным разделам программы; проверить сформированность навыка различия предложения с однородными членами и сложносочинённых предложений с союзом И; совершенствовать правописание предлогов и союзов, речевые навыки учащихся. Технология перспективно-опережающего обучения обеспечивает надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизацию навыков.
-
Урок по русскому языку в 7-м классе на тему "От словаря к словарю" 2010
Урок знакомства со словарями русского языка, на котором учащиеся составляют алгоритм использования разнообразных словарей. Работа со словарями на уроке проходит в форме игры.
-
Урок русского языка в 7-м классе 2010
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 7-м классе построен на материале письменного и музыкального творчества В.С. Высоцкого. Целью урока является систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии как части речи; формирование умений использовать в устной и письменной речи наречия; воспитание любви к творчеству В.С. Высоцкого.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Ы-И после Ц" 2010
Урок проводится в слабом классе. Чтобы сосредоточить внимание учащихся на уроке и добиться желаемого результата, используется презентация по теме урока, что способствует познавательной активности учащихся, развитию интереса к урокам русского языка.
-
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 2010
Целью урока является повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения; обобщение знания о синтаксической синонимии; формирование навыка постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях; развитие навыков редактирования текста. Также урок развивает речевые навыки учащихся, внимание к слову, формирует коммуникативные навыки.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Роль имени существительного в предложении. Многозначные слова, синонимы" 2010
Цели урока: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи; развивать у учащихся познавательный интерес, речь, память, внимание, мышление; воспитание бережного отношения к слову, трудолюбия, стремления к победе.
-
Открытый урок "Знаем русский! Лексика и фразеология" 2010
Свободное владение литературным русским языком, умение общаться, становятся неотъемлемыми составляющими будущей профессиональной деятельности студента. Занятие помогает развить интерес к языку, сохранить языковую память и ответственность за культурное и интеллектуальное богатство общества.
-
Знакомство с сочинением-рассуждением на дискуссионную тему 2010
Сочинение-рассуждение – один из наиболее трудных видов письменной работы для обучающихся и, одновременно, - один из самых интересных. Ответ на дискуссионный вопрос является тезисом, который ученики будут доказывать с помощью различного рода аргументов. Разработка урока даёт возможность организации действительной дискуссии, чтобы ребята захотели высказать своё мнение и почувствовали необходимость доказать свою правоту.
-
Из истории русских имен и фамилий 2010
Урок может использоваться в 5–6-х классах при изучении темы «Существительное» или на факультативном занятии по русской словесности. Если он проводится в классе с расширенным (углубленным) изучением русского языка и литературы, то итогом его может стать выполнение индивидуальных проектов «Имена и фамилии моей семьи», «Из истории русских имен и фамилий», «Звездные» имена» и т.д.
-
Звуки гласные и согласные 2010
На уроке учащиеся вспоминают, чем отличаются согласные и гласные звуки, закрепляют умение пользоваться знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме, обучаются работе с опорным конспектом. Повторяют правописание безударных гласных и парных согласных.
-
Формирование языковой компетенции учащихся в общеобразовательной школе 2010
Статья посвящена компетентностному подходу в обучении. Особое внимание уделяется приобщению учащихся к языку, к речевой культуре через организацию исследовательской работы, организацию дополнительного образования, проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла и организации учебных занятий на основе компетентностного подхода. Также в статье показано, какую информацию следует включать в содержание преподавания для формирования контекста русской культуры.
-
Урок "Компрессия (сжатие) текста" в формате ГИА и ЕГЭ 2010
Урок в 8-м классе в формате ГИА по русскому языку - сжатие текста (компрессия). В ходе урока использованы распечатанные тексты, памятки, интерактивная и рабочая доски. Осуществлена межпредметная связь русского языка с биологией.
-
Роль сложноподчиненного предложения в художественном тексте 2010
Урок построен в форме обобщения на литературном краеведческом материале (отрывок из рассказа Е.И. Носова "Покормите птиц"). Урок предполагает подготовку обучающихся к единому государственному экзамену в новой форме.
-
Метод проектов на уроках татарского языка 2010
Под разработкой учебных проектов понимается комплекс заданий и советов к определенной теме, который выходит за рамки урока и мотивирует учащихся в такой степени, что они согласны посвятить этому часть своего свободного времени. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают учащиеся в процессе осуществления проекта.
-
Повторение изученного о деепричастии 2010
Повторение и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте, закрепление умений образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия. Урок проводится в сопровождении презентации PowerPoint.
-
Урок русского языка "Сложные предложения" ( 9-й класс) 2010
Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложные предложения» с использованием контрольного опроса игровым методом. На уроке применяется компьютерная презентация для закрепления данной темы и проверки знаний.
-
"Мысли, чувства и… знаки препинания". "Полезно-забавная" игра для учащихся 8-х классов 2010
Игра позволяет убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. На уроке учитель привлекает внимание к истории русского языка, к необходимости правильного использования знаков препинания. Воспитывает любознательность и остроумие. Привлекает внимание к художественной литературе и навыкам выразительного чтения.
-
Урок письма, или О чем рассказали папирус и бумага 2010
На уроках развития речи учащиеся овладевают навыками создания писем разного характера. Необычность представленной разработки урока заключается в том, что в увлекательной форме путешествия ребята знакомятся с историей письменности, расширяют свои знания об истории письма, выполняют аналитические задания.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи" 2010
С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? Учащиеся учатся находить "яркий и сложный узор переплетающихся значений" самой живописующей части речи, развивающие упражнения дают возможность увидеть красоту и выразительность русской речи.