Учение с увлечением (на примере "Имя числительное")

Разделы: Русский язык


Введение

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте ставить запятую.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый школьниками к учебному процессу, учитель успешно решает вопрос воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.

Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор. Об этом ещё в 19 веке писали Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Фортунатов.

В наше время этот вопрос нашел своё отражение лишь в разрозненных теориях. Так, например, Ю.К.Бабанский и Т.И.Шамова основное внимание уделяют формированию интереса к учению вообще В работах Ю.С.Меженко, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой вопрос развития интереса нашел свое отражение в новаторском подходе к изучению предмета. Такие методисты, как Палей И.Р., Петрова Е.И., Иконников С.Н., Подгаецкая И.М., Баранов М.Т. и другие, рассматривали вопрос развития интереса к урокам русского языка, но лишь на примере одного из способов.

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.

Сейчас школьник является объектом обучения, он пассивен. Образование же должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь только обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникает, но он будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным внешним “эффектам”, и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежать неприятностей с учителями и родителями и т.п. среди внутренних можно выделить познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям. Для формирования постоянного интереса нужно создать временные внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним.

Поставленные цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком заинтересованности может быть эмоциональное возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.

Перечислим основные стимулы:

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).
  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой (переключению внимания помогают средства наглядности).
  4. Получение эстетического наслаждения (эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило).

Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель, конечно, должен знать свой предмет и его трудности, индивидуальные особенности детей и умело их использовать. Доброжелательное отношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников увлечения русским языком.

Формирует интерес у школьников и элемент новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

Не меньшее значение в создании условий для развития интереса у школьников имеет такая организация занятий, при которой учащимся приходится преодолевать ряд трудностей.

Развитию интереса способствует такая организация занятий, при которой детям приходится использовать свои жизненные наблюдения. Это одна из важных предпосылок, формирующих любовь к предмету.

Любознательное отношение школьников к урокам русского языка может быть вызвано отдельными темами, используемым языковым дидактическим материалом, некоторыми видами работ. Содержание дидактического материала относится к числу действенных предпосылок развития интереса у школьников. На это обращали внимание ещё Ф.И.Буслаев и К.Д.Ушинский.

Любознательность детей к предмету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать. Это можно будет сделать только тогда, когда будут обеспечены определенные условия и будут применены эффективные методы и приемы.

I. Актуальность

Развитие интереса к урокам русского языка я решила проследить на примере темы “Числительное”.

Изучение числительных в школе имеет свою специфику, свои особенности. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения числительных русского языка, так и с употреблением числительных в различных типах русской речи.

Нередко можно встретиться с недооценкой темы “Имя числительное” в практике школы, а между тем, как показали специальные исследования письменных работ “… до 60% учащихся седьмых классов делают ошибки на числительные, причем ошибки на правописание и употребление числительных составляют значительную долю всех ошибок учащихся”. Надо сказать, что много ошибок на употребление числительных встречается в устной речи. Такие ошибки нередки даже у специалистов устной речи: дикторов радио, телевидения, артистов.

Иногда недостаточное внимание к изучению числительных пытаются объяснить их сравнительной малоупотребительностью. Действительно, например, по подсчетам Джоссельсона, “… числительные в потоке речи составляют всего лишь 1% слов”. Однако сам факт малоупотребительности не может оправдать незнания. Тем более что все же на каждую сотню слов приходится числительное, а на странице книг находится 250-300 слов.

Малоупотребительность числительных относительна и в том отношении, что при сравнительной редкости в художественной литературе они очень и очень употребительны в деловой речи, а грамматически правильно соединить числительное и существительное подчас не просто.

Присутствуя на уроках математики, физики, химии, т.е. тех уроках, которые непосредственно связаны с цифрами, слышишь, порой, какие грубые речевые ошибки при прочтении цифр допускают дети ( а часто и педагоги!). эти ошибки остаются незамеченными и не исправляются учителем. Да и на других уроках, в повседневной жизни слышишь порой: “ обои девочки”, “трое подружек”, “на первом ряду”, “ …расте-ние испаряет…около восемьсот граммов воды” и т.п.

В своей работе я предлагаю задания занимательного характера, которые можно использовать на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы “Имя числительное”.

II. Роль практического овладения правилами грамматики в воспитании интереса учащихся к урокам русского языка.

В основе устойчивого интереса лежит осознание важности объекта и нужности. В преподавании русского языка это значит, что подлинный интерес учащихся может вызвать только такой материал, который воспринимается ими как необходимый для их жизненной практики.

Так как имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения, то большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная с усвоением норм склонения. Если учитель не позаботится о том, чтобы школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не достигнет цели.

Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.

Например:

“Как обойтись бы без числа наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?

Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.

Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе), а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!

Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?!

Нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т.к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.

Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т.д.), а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т.д.)

На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.

Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С.Ожегова, – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.

Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.

Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам).

Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.

Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.

Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.

Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые).

Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов поможет учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

Основная сфера употребления числительных – устная речь. Поэтому, имея в виду выработку практического навыка, целесообразно проводить разнообразные устные упражнения. Эффективно проходит чтение текста с числовым материалом, где числа обозначены цифрами. С таким чтением каждому человеку приходится в жизни сталкиваться очень часто. Такую работу лучше проводить по карточкам, чтобы каждый учащийся мог потренироваться в правильном употреблении в устной речи сложных и составных числительных. Привожу образцы карточек.

№ 1

Марс меньше земли. Поперечник планеты только в 2 раза больше поперечника Луны и составляет около 6800 километров. Время обращения марса вокруг своей оси равно 24 часам 37 минутам 26 секундам. А годичный путь его вокруг Солнца измеряется 669 земными сутками.

№ 2

Знаешь ли ты, что список полезных ископаемых, обнаруженных в недрах Антарктиды, насчитывает более 147 названий, а поверхность шестого контингента покрыта 300 видами лишайников и 70 видами мхов.

№ 3

На Марсе есть горы высотой не более 600-900 метров. У него 2 спутника. Расстояние до одного из них измеряется 5800 километрами, а до другого – 23000. на Марсе суровый климат. Зимой морозы доходят до 70-80°, а летом редко бывает больше 10°тепла.

№ 4

Год Венеры короче, чем год Земли, он равен 225 земным суткам, т.е. 7,5 земного месяца. День и ночь на планете длятся 250-300 часов, т.е. измеряются 12 земными сутками.

№ 5

Миллион шагов – это расстояние от Москвы до Петербурга. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров. Это почти половина высоты Исаакиевского собора. Миллион дней – это почти 27 веков. Таким образом, от начала нашей эры не прошло и миллиона лет.

В это задание можно ввести элемент игры, например: “Ты телеведущий, тебе нужно

прочитать сообщение” и т.п.

Привожу образцы таких текстов.

1. “Дорогая буква”

Самая дорогая буква в России до революции была буква ер (Ъ). В романе Л.Н.Толстого “Война и мир” на каждой странице эта буква встречалась не менее 54-55 раз. На 2080 страницах романа она повторялась более 110 тысяч раз. В общей сложности эта буква занимала 70 печатных листов. Количество страниц, которое уходило за один год во всех печатных изданиях на букву ер, равнялось 8500000. вместо этого можно было напечатать десятки тысяч хороших книг, которых тогда не хватало.

2. Особенно богат растительный и животный мир в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10-15 лет достигают 30-40 метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к 150-200 годам.

3. Часы на Спасской башне Кремля заводятся 2 раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и в 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъемом гирь от 100 до 200 килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр 72 сантиметра. Длина часовой стрелки 2 метра 97 сантиметров, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров.

Эффективно обычно проходит исправление ошибок, которые по заданию учителя заметили сами учащиеся на других уроках или вне школы.

Продолжение урока