Цели урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
а) Слово учителя.
В одной из русских летописей XVII века читаем: ":Знай же то, что есть 100 и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть леодр:", ": сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, тма есть десять тысящ:"
- Как вы думаете, о чем идет речь?
- Об имени числительном.
- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.
- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?
- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.
- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (6 класс, 25 человек, 12 лет).
- Задайте к ним вопросы. (Какой? Сколько?).
- Значит числительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?
- А что обозначает?
- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).
- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.
- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?
- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.
б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.
- Что же такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- На какие разряды делится?
Закрепление изученного.
а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.
- Запишите их.
- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)
б) Игра "Кто больше?" проводится по рядам.
- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.
Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).
- Какие числительные у нас получились? (порядковые)
- В чем их отличие от количественных?
в) Определение синтаксической роли числительных.
- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.
Два и два - четыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.
г) Грамматические задачи.
Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.
д) Задание на развитие внимания.
- Какие числительные входят в эти слова?
Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.
- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?
Обобщение изученного.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
- На какие вопросы отвечает имя числительное?
- Что обозначает?
- Какую синтаксическую роль выполняет?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное ТРИ.