Обучающие цели:
- повторение написания гласных в корнях с чередованием;
- обучение написанию нового корня с чередованием гар-гор.
Развивающие цели:
- различение слов с чередованием в корне и слов с безударной гласной в корне;
- проектирование нового условия написания корней с чередованием, где выбор гласной зависит от ударения.
- составление алгоритма правила.
Тип урока: первичное обучение.
Единица содержания образования: условие написания гласной в корне с чередованием гар-гор.
Граница знания – незнания: дети знают, что написание гласной в корне зависит от суффикса -а- или от следующей согласной, что с помощью ударения можно проверить безударную гласную в корне; и не знают, что выбор гласной в корне с чередованием может зависеть от ударения.
Типы диагностических заданий:
- Вставь пропущенные буквы в слова и выдели орфограммы;
- Задание – «ловушка»: найди лишнее слово в цепочке.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока
I этап. Оргмомент.
II этап. Понимание и постановка учебной задачи.
Выделите корни в словах (слайды 1, 2 приложение 1):
прилагаются - предложить, отрасль - растение, касаться - коснуться, замереть - замирать.
Какое языковое явление мы наблюдаем?
Мы помним, что при написании таких слов можно испытывать затруднения при выборе гласной.
Вставьте пропущенные буквы в слова и выделите орфограммы (слайд 3, приложение 1).
Непроходимые зар…сли, легкое прик…сновение, пол…гаться на свои силы, слабый р…сточек, проск…чить незаметно, зам…реть от страха.
От каких условий зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Приведите примеры.
Посмотрите на тему урока (слайд 4, приложение 1). Чему вы должны научиться на уроке?
Посмотрите на картинку (слайд 5, приложение 1). Опишите, что произошло с пирогом? Запишите эти глаголы. Выделите корни в словах.
Проверка написания гласных в корнях. Фиксируется разное написание гласных.
Правильное написание слов (слайд 6, приложение 1).
Организация учителем рефлексии прежнего способа действий.
Может ли написание гласной в корне гар-гор зависеть от согласной или суффикса –а-?
III этап. Моделирование нового способа написания.
Выделите корни в словах (слайд 7, приложение 1).
заг…р – заг…реть
уг…рный – уг…ревший
разг…р – разг..рятся
В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему? (слайд 8, приложение1).
Теперь посмотрите на слова второй колонки (слайд 9, приложение 1). Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной (слайд 10, приложение 1).
IV этап. Первичная проверка усвоения.
Задание-«ловушка»: вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных в корнях (слайд 11, приложение 1).
Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.
Организация учителем детской рефлексии (анализ ошибок).
Посмотрите на экран (слайд 12, приложение 1).
Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?
заблестали – блестки
подстелает – стелет
V этап. Первичное закрепление.
Найдите лишнее слово в цепочке (слайд 15, приложение 1):
Горевать, гора, пригорок, пригореть.
Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.
Растение, выращивать, росток, распределить.
Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.
Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.
VI этап. Итоговый контроль усвоения.
Диагностическая работа.
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.
Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.
VII этап. Итоги урока.
Какую учебную задачу вы решали?
Удалось ли ее решить?
В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?