Урок русского языка в 6-м классе "Правописание букв о-а в корнях гор-гар"

Разделы: Русский язык


Обучающие цели:

  1. повторение написания гласных в корнях с чередованием;
  2. обучение написанию нового корня с чередованием гар-гор.

Развивающие цели:

  1. различение слов с чередованием в корне и слов с безударной гласной в корне;
  2. проектирование нового условия написания корней с чередованием, где выбор гласной зависит от ударения.
  3. составление алгоритма правила.

Тип урока: первичное обучение.

Единица содержания образования: условие написания гласной в корне с чередованием гар-гор.

Граница знания – незнания: дети знают, что написание гласной в корне зависит от суффикса -а- или от следующей согласной, что с помощью ударения можно проверить безударную гласную в корне; и не знают, что выбор гласной в корне с чередованием может зависеть от ударения.

Типы диагностических заданий:

  • Вставь пропущенные буквы в слова и выдели орфограммы;
  • Задание – «ловушка»: найди лишнее слово в цепочке.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I этап. Оргмомент.

II этап. Понимание и постановка учебной задачи.

Выделите корни в словах (слайды 1, 2 приложение 1):

прилагаются - предложить, отрасль - растение, касаться - коснуться, замереть - замирать.

Какое языковое явление мы наблюдаем?

Мы помним, что при написании таких слов можно испытывать затруднения при выборе гласной.

Вставьте пропущенные буквы в слова и выделите орфограммы (слайд 3, приложение 1).

Непроходимые зар…сли, легкое прик…сновение, пол…гаться на свои силы, слабый р…сточек, проск…чить незаметно, зам…реть от страха.

От каких условий зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Приведите примеры.

Посмотрите на тему урока (слайд 4, приложение 1). Чему вы должны научиться на уроке?

Посмотрите на картинку (слайд 5, приложение 1). Опишите, что произошло с пирогом? Запишите эти глаголы. Выделите корни в словах.

Проверка написания гласных в корнях. Фиксируется разное написание гласных.

Правильное написание слов (слайд 6, приложение 1).

Организация учителем рефлексии прежнего способа действий.

Может ли написание гласной в корне гар-гор зависеть от согласной или суффикса –а-?

III этап. Моделирование нового способа написания.

Выделите корни в словах (слайд 7, приложение 1).

заг…р – заг…реть

уг…рный – уг…ревший

разг…р – разг..рятся

В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему? (слайд 8, приложение1).

Теперь посмотрите на слова второй колонки (слайд 9, приложение 1). Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной (слайд 10, приложение 1).

IV этап. Первичная проверка усвоения.

Задание-«ловушка»: вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных в корнях (слайд 11, приложение 1).

Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.

Организация учителем детской рефлексии (анализ ошибок).

Посмотрите на экран (слайд 12, приложение 1).

Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?

заблестали – блестки

подстелает – стелет

V этап. Первичное закрепление.

Найдите лишнее слово в цепочке (слайд 15, приложение 1):

Горевать, гора, пригорок, пригореть.

Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.

Растение, выращивать, росток, распределить.

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.

Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

VI этап. Итоговый контроль усвоения.

Диагностическая работа.

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.

Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.

VII этап. Итоги урока.

Какую учебную задачу вы решали?

Удалось ли ее решить?

В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?