Урок-презентация «Повторение изученного материала по теме "Причастие" в 7-м классе»

Разделы: Русский язык


СЛАЙДЫ 1, 2.

Цели урока.

1. Повторить, закрепить знания по теме “Причастие”. Научить использовать полученные знания, умения и навыки в практической творческой деятельности.

2. Способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннего плана действий на основе работы по алгоритму.

3. Воспитывать уважение друг к другу, научить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов техники личностно - ориентированного обучения.

СЛАЙД 3.

Оборудование:

  • Презентация. (Приложение 1)
  • Изображение замка Причастий.
  • Жители города (суффиксы причастий).
  • Карточки: “Пароль”, “Ключ”, “Центральная площадь”, “Мина”, “Ступеньки”.
  • Листы-маршруты. (Приложение 2)
  • Указатели с номерами бригад.

Ход урока

1. Организационный момент. СЛАЙД 4.

Психологический настрой. Установка на плодотворную результативную работу. Проговаривание слов на слайде.

Развитие внимания.

Слушаем внимательно.
Говорим правильно и внятно,
Чтобы всем было понятно.
Выполняем быстро и качественно.

2. Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Причастие”.

Игра-путешествие “ Причастие”. Постановка целей урока, объяснение правил игры-путешествия. Дети заранее делятся на бригады по 3-4 человека.

3. Заполнение листа-маршрута. Выполнение заданий листа маршрута.

а) Задание “Пароль”.

Дифференциация и индивидуализация задания.

I бригада II бригада III бригада
Ответь на поставленные вопросы: Вставьте пропущенные слова: Выбери правильный ответ:
а) Что называется причастием? Причастие- это особая ...... Причастие - это особая форма глагола,
б) Что обозначает причастие? ... которая обозначает ... которая обозначает:
в) Приведите пример причастий признак а) предмет и его признак,
б) признак предмета по действию,
в) действие предмета.

Проверка задания: проговаривание правила ребёнком. СЛАЙД 5.

Развитие произвольного внимания, логического мышления. Использование элементов личностно-ориентированного обучения.

Оценка: самостоятельное выставление отметок в лист-маршрут.

б) Задание “Ключ”.

I бригада II бригада III бригада

На какие вопросы отвечает причастие:
а)
б)
в)
г)

Приведите пример словосочетания:
1) совместное (хоровое) проговаривание правила вслух

В приведенных примерах поставьте вопросы от существительного к причастию:
а) разработанный план,
б) украденная картина,
в) указанное место,
г) сожженные свечи.

2) сравнение результатов с ответами на доске.

Используя таблицу на странице 22 вашего учебника, дайте ответ: на какие вопросы отвечает причастие:
а)
б)
в)
г)

Оценка: Самостоятельное выставление отметок в лист-маршрут.

Проверка задания. СЛАЙД 6.

Развитие логического мышления, пространственных представлений.

в) 3адание "Центральная площадь”.

I бригада

Распределите указанные суффиксы на 2 группы: суффиксы действительных причастий и суффиксы страдательных причастий.
-ащ-; -ящ-; -ущ-; -ющ-,-вш-;-ш-; -ом-; -ем-; -им-; -енн-; енн-; -нн-; -т-.

II бригада

Соедини стрелками так, чтобы получился правильный ответ.

III бригада

Впишите суффиксы причастий в таблицу.

ДПНВ -енн-, - енн-, -вш-, -т-
ДППВ -ом-, -им-, -ем- ДПНВ ДППВ СПНВ СППВ
Д. п. С.п. СПНВ -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- …,
…,
...,
…,
…,
…,
…,
…,
        СППВ -вш-, -ш- …,
…,
...,
…,
…,
…,
…,
….
       

Проверка задания: поэтапная проверка результатов по таблице. СЛАЙД 7.

Оценка: самостоятельное выставление отметок в лист-маршрут.

г) Задание “Мина”.

I бригада

Сделайте морфологический разбор причастия обдуманный (ответ) по приведённой схеме.

I. Обдуманный - особая форма.., которая обозначает …

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки: а), б), в).

3. Непостоянные: а), б), в), г).

II бригада

Сделайте морфологический разбор причастия исправленная (ошибка) по приведённой схеме.

I. Исправленная - особая форма.., которая обозначает..,

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки: а) б) в)

3. Непостоянные признаки: а) б) в) г)

III бригада

Сделайте морфологический разбор причастия обдуманный (ответ) по следующему образцу.

Развитие внутреннего плана действий.

I. В заминированном (парке) причастие

II. Морфологические признаки:

Начальная форма - заминированный

2. Постоянные признаки:

а) страдательное,
б) прошедшее время,
в) совершенный вид.

З. Непостоянные признаки:

а) полная форма,
6) предложный падеж,
в) ед. число,
г) мужской род.

III. В парке (каком?) заминированном.

Проверка задания: дети первой и второй группы сравнивают результаты с ответами на СЛАЙДАХ 8–9.

Развитие зрительного анализатора, расслабление верхней части тела. Поднятие эмоционального тонуса. Разгрузка зрительного анализатора.

Работы детей третьей группы учитель проверяет вместе с детьми.

Оценка: самостоятельное выставление отметок в лист-маршрут.

Физкультминутка. СЛАЙД 10.

Я прошу сидящих встать и команды выполнять,
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите.
Потянитесь, на носочки опуститесь.
Ваши мышцы все проснулись,
Ваши губы улыбнулись.

Посмотрите друг на друга, пожелайте добра и здоровья. Продолжим работу.

Развитие логического мышления, пространственных представлений.

Задание “Ступеньки к замку”.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени:

1. Затоптать - по ............... . ковру.

2. Оставить -................... ….замок.

3. Освещать - .................... …..коридор.

4. Сжечь -..................................свечи.

5. Разработать - .................. ... план.

6. Закопать -.......................... клад.

7. Указать -........................... место на карте.

8. Купить - ................................билет.

9. Выбросить - .........................деньги на ветер.

Проверка задания: проговаривание причастий по слогам (по цепочке).

СЛАЙД 11. Проверка заданий “Ступенька к замку”.

Выполнение задания письменно.

Оценка: самостоятельное выставление отметок в лист-маршрут.

СЛАЙД 12. Домашнее задание.

I бригада - составить рассказ со словами из задания “Ступеньки к замку” и записать его.

II бригада – составить рассказ “ Портрет Причастия”.

III бригада - нарисовать рисунок “Родословная Причастия”.

СЛАЙД 13–14. Итоги урока. Выставление оценок.