План урока развития речи по русскому языку "Описание общего вида местности"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

1. Образовательные:

  • отработать навыки построения описания общего вида местности;
  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над домашним сочинением.

2. Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к родному городу;
  • формировать умение высказывать своё личное мнение.

3. Развивающие:

  • расширить кругозор учащихся.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы по источнику информации: словесные, наглядные.

Форма организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока:

  • репродукции картины В.Д. Поленова «Московский дворик»;
  • фотографии города Саянска на столах учеников;
  • мультимедийная презентация фотографий с видами Саянска (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграфом к уроку послужат слова известного саянского поэта Александра Галыги.

(Читает заранее подготовленный ученик.)

Первостроителям Саянска.

Я город мой люблю и воспеваю
За свежесть рос, за утренний туман,
Сосновый бор в котором утопает
По гулким голубеющим утрам.

За яркую расцветку редколесья
По осени над милою Окой,
За русскую задористую песню
По вечерам, морозною зимой.

И землякам своим я благодарен
За то, что здесь, в моём родном краю
Красавец-город выстроен, подарен
И навсегда вошёл в судьбу мою.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Сообщение темы, задач урока.

- Согласитесь, автор стихотворения смог передать красоту любимого города, свою любовь к нему. Какие слова помогают понять чувства поэта? (Люблю, воспеваю, милою, благодарен, красавец-город, подарен...)

- Вы уже знаете, что в 2010 году у нашего Саянска юбилей – 45 лет со дня присвоения ему статуса города. Предлагаю сделать нашему городу подарок – написать сочинение, в которое будет включено описание общего вида Саянска. Это и будет темой нашего урока – «Описание общего вида местности». Сочинение надо написать так, чтобы у прочитавших его и не бывавших у нас в городе людей появилось желание приехать сюда, в Саянск. Чтобы ваша работа получилась удачной, необходимо повторить знакомый вам материал, вспомнить, что должно быть в сочинениях такого типа.

III. Этап закрепления новых знаний.

1. Анализ примера художественного описания известной картины.

Работа по упражнению №24. Прочитайте описание картины; постарайтесь мысленно увидеть её.

«Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тинистого сада виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходящего во двор; правее – старый покосившийся сарай, колодец, вдали – крыши невысоких московских домов и, наконец, пятикупольная церковь с шатровой колокольней, вырисовывающаяся на фоне голубого неба. Дворик живёт своей обычной, повседневной жизнью: на зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки; в глубине двора женщина несёт ведро с водой; на верёвке сушится бельё; лошадь мирно ожидает своего хозяина. Весь дворик окутан воздухом, светом и солнцем.»

- Узнали ли вы картину? Как она называется ? Кто её написал?

- Рассмотрите репродукцию на вклейке. Совпали ли ваши впечатления о картине с впечатлениями автора текста – И. Раздобреевой?

- Так как это у нас второй урок по теме «Описание места», вы можете самостоятельно определить композицию описания местности.

- Выделите в тексте место, где говорится о позиции наблюдателя.

- Определите последовательность перечисления или описания изображённых на картине предметов.

- В какой форме употребляются все глаголы в данном тексте и почему?

- Назовите, пожалуйста, опорные слова, словосочетания, обозначающие местоположение описываемых предметов.

- Как вы думаете, можно ли по тексту И. Раздобреевой понять общую оценку предмета описания? Обязательна ли такая оценка в сочинении? Почему?

- Составьте подробный план описания картины.

2. Работа с упражнением №23. Сравнение тем сочинений.

Темы сочинений:

  1. Улица моего детства.
  2. Любимый уголок природы (родного города).
  3. Вид из окна.
  4. Панорама родного города.

- Какая тема более широкая?

- Для каких тем обязательна первая часть описания общего вида местности (обозначение позиции наблюдателя)?

- В сочинении на какую тему важна общая оценка предмета описания?

3. Подготовка к сочинению по фотографии родного города.

- В течение нескольких лет мы собирали коллекцию фотографий с видами Саянска, фотографировали его в разное время года, в разное время суток. Рассмотрите, пожалуйста, некоторые из фотографий.

- Назовите места, изображенные на фотографиях. Чем они известны и, может быть, памятны вам?

- Как вы думаете, какие фотографии могли бы подойти к предложенным темам?

- Можно ли (или нужно ли) в сочинении по фотографии передать личное отношение к описываемой местности?

4. Задание творческого характера по парам.

На каждую парту розданы разные фотографии с видами Саянска. Учащимся нужно за несколько минут подготовить краткий рассказ по плану сочинения–описания общего вида местности. При подготовке к сочинению важно учесть советы упражнение №23 (2,3,4):

  • Выберите место, которое будете описывать. Оно должно быть не только хорошо известно вам, но и чем-то особенно памятно, дорого.
  • Продумайте, кого, в чём и как вы будете убеждать содержанием своей работы.
  • Перед сочинением постарайтесь побывать на том месте, которое собираетесь описывать. Выберите точку обзора, наметьте последовательность описания.
  • Составьте сначала план или предельно краткое описание избранного вами места, а затем разверните, распространите его. Припомните, понаблюдайте, в какое время года, суток любимый вами уголок природы, родного города особенно красив. Напишите об этом.

5. Индивидуальное задание за доской.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы в следующих словах и словосочетаниях: вблизи, поблизости, недалеко, неподалёку, вдали, поодаль, вдалеке, напротив, посреди, посредине; с одной стороны, с другой стороны, в нескольких шагах от, в нескольких метрах от, чуть поодаль и т.д.

6. Проверка выполнения индивидуального задания, затем обсуждение нескольких устных сочинений.

7. Укажите, что общего в значении глаголов: простираться, стлаться, расстилаться, раскинуться. Образуйте (письменно) от трёх первых глаголов формы 3-его лица ед. и мн. числа.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

- Закончить урок хотелось бы словами другого нашего поэта Игоря Аброскина:

Хорошо в Саянске. Несуетно.
Сосны воздух несут. Уют.
Лес вправо. Лес влево.
Суть города – молодость,
Горсть домов на холме. И небо…

- Скажите, пожалуйста, теперь вы сможете написать сочинение так, чтобы тем людям, которые прочитают вашу работу, захотелось приехать в наш город?

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж.

- Предлагаю выбрать одну из предложенных в упражнении №23 (1) тем и написать сочинение, при желании используя фотографию.