Тип урока: урок развития речи
Знать:
- что такое текст
- способы сжатия текста
Уметь:
- формулировать основную мысль текста
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию
- сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение
Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.
Ход урока
1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)
2. Интрига
Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".)
Вопросы:
- Известны ли вам данные сказки?
- Кто автор?
- Какая сказка неизвестна?
(учитель сообщает тему и цели урока)
3. Вводная беседа:
Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".
- Как вы понимаете этот термин?
(ответы учащихся)
- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Какие же кратко, а какие - подробно?
(ответы учащихся)
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
2. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником
(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)
2. Осмысление текста.
Беседа:
- Понравился ли вам рассказ?
- Докажите, что данный отрывок является текстом?
(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)
- О чем этот рассказ, т.е. его тема?
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
- Какой урок можно извлечь из данного текста?
(ответы учащихся)
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: - "Старый пень"
- "Притча о гордом человеке"
- "Ты не царь"
- Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4. Словарно-лексическая работа.
- Какое слово в этом тексте является ключевым?
(уч-ся отвечают: гордость)
- Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
- Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)
Учитель: текст делится на абзацы - микротемы.
На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
5. Выделение микротем и составление плана
- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
- Что мы составили для рассказа?
План
Грибники вокруг старого пня
Старый пень возгордился
Молчание деревьев
"Я ваш царь!"
" Ничего ты не царь"
-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
5. Сжатый пересказ.
Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.
обобщение
исключение
упрощение
6. Отбор нужной информации.
- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)
- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
- Верно, его можно сделать покороче.
(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)
- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
- Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
3. Итог.
4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.
Приложение №1.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.