Цели:
обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ-.
развивающая:
- формирование умения обобщать путем сравнения;
- совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;
- развитие способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез;
- развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи.
воспитывающая:
- предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации;
- реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока;
- формирование навыков взаимовыручки.
Основой данного урока стала педагогическая технология исследовательской направленности, которая как нельзя лучше помогает реализации принципов научности и доступности, а также формированию коммуникативной, информационной и исследовательской компетенций учащихся.
Здоровьесберегающие элементы урока представлены следующими моментами:
- гигиена классного кабинета перед уроком;
- положительная установка на успех в начале урока;
- постановка учащихся в позицию выбора;
- работа в группах, где сильный ученик поможет слабому;
- смена деятельности несколькими видами работы (работа в группах, склеивание полосок со словами, выход к доске, работа с учебником, выполнение индивидуального письменного задания без выставления отметок в журнал);
- приглашение на помощь сильного ученика во время выполнения задания на интерактивной доске;
- рефлексия после каждого этапа урока;
- релаксация по окончанию урока.
Ход урока
- Организационная часть. Определение темы и цели урока, постановка проблемы.(3 мин.).
- Организация работы в группах, раздача печатного материала (1 мин.).
- Работа в группах по решению учебной проблемы (7 мин).
- Выступление с итогами работы в группах, представление итогов в виде схемы (5 мин.).
- Оформление схем на доске (3 мин.).
- Первичное формулирование ответа на поставленную проблему (3 мин.).
- Сравнение полученных итогов работы в группах с авторской концепцией, представленной в учебном пособии (5 мин).
- Закрепление знаний путем выполнения тренировочных упражнений (10 мин).
- Окончание: релаксация, мотив на завтра, объяснение домашнего задания (3 мин).
1. Начало урока. Установка личностного контакта с учащимися, взаимное приветствие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного общения учителя с учащимися, пожелание успехов, предвкушение от удачно проведенной работы. Здесь же определяется тема урока и выясняется практическая значимость урока для учащихся путем фронтальной беседы. Ученикам предлагается сделать выбор: объяснить новую тему может учитель или они сами попробуют сделать это в группах. (И тот и другой вариант учителем предусмотрен)
Далее выдвигается проблема: на доске записаны слова, нужно вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму и распределить слова на 3 группы по характеру приставки (о..деру, ..бить, по..мигнуть, в..пахать, бе..цельный, пр..рвать, пр..клеить, пр..огромный, ра..сеянный). Слова распределятся на три группы по характеру приставки:
1 – неизменяемые приставки,
2 – приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-,
3 – приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Все слова дети пишут в тетради, у доски работают трое, они должны вставить буквы и объяснить условия выбора орфограммы, слова третьей группы потребуют комментария со стороны учителя. Написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей сегодняшнего урока.
2. Организация работы в группах. Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками:
1. Прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать, приделать, пристроить, прикрепить, присоединить, прилететь, приплыть;
2. Пригород, приморье, пришкольный, привокзальный, придорожный, прибрежный, приволжский, приусадебный, Прикарпатье, Прикамье, приазовский, прибалтийский, приозёрный;
3. Приоткрыть, притворить, притормозить, прилечь, присесть, привстать, привскочить, прищурить, прикрыть, прислониться, притвориться;
4. Предобрый, премудрый, предлинный, преглупый, премилый, прелегкий, преискусный, прекрепкий, прекрасно, превышать, превеликий, презабавный;
5. Преградить, прервать, преломление, пресечь, пререкания, преграда, непрерывно, преодолеть, преследовать, превратиться..
Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки.
3. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу.
4. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Должно получиться 5 групп слов со следующими значениями приставок:
1) Приближения, присоединение, прибавление;
2) Расположение вблизи чего-нибудь;
3) Неполноты действия;
4) Значение приставки ПЕРЕ-;
5) Значение приставки близко к слову ОЧЕНЬ.
5. На доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе).
6. Один ученик из группы приглашается к доске и формулирует одно значение приставки. Представитель 6-й группы обобщает сказанное всеми и делает итоговый вывод.
7. Учитель просит открыть учебник “Теория. 5-9 класс” (под редакцией В.В. Бабайцевой) и прочитать вслух теоретический материал по теме урока и сравнить формулировку значений приставок ПРИ- и ПРЕ- по учебнику и вариант группы. Происходит корректировка ответа учащихся, может быть, понадобится корректировка записи значения приставок, сделанной учениками в процессе работы в группах. Далее учащимся предлагается презентация на интерактивной доске, где представлены материалы теоретического характера (учебник “Русский язык. Орфография. Пунктуация” под редакцией Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб), в которых даны формулировки значений исследуемых приставок: (материал демонстрируется на интерактивной доске):
1) Пространственной близости: приозёрный, приусадебный;
2) Приближения, присоединения, прибавления: прибывать, примкнуть, приделать, прислониться;
3) Совершение действия не в полном объеме: приоткрыть, приостановиться;
4) Доведение действия до конца: придумать, приехать.
В данном учебнике значение приставки ПРИ- дается в 4-х пунктах, что отличает трактовку значений данной приставки с учебником за 5 класс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ученикам предлагается сделать свой выбор в пользу того или другого варианта объяснения значения приставки ПРИ-.
Игровой момент урока – зачитывание стихотворений из “Радионяни” (четверостишия звучат в записи):
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой”-
Пре- мы напишем при этом.
8. Закрепление изученного материала. На интерактивной доске предлагается выполнить задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . Приглашается один (слабо подготовленный) ученик, он вставляет буквы в слова. Учитель предлагает ему в помощь выбрать любого ученика класса для проверки, прежде чем будет произведена проверка учителем. Данный вид работы заведомо слабым учеником поможет выявить учителю степень усвоенности темы. В это время все остальные также выполняют данную работу в своих тетрадях, затем по просьбе учителя проверяют задание по монитору доски. Слова для работы на интерактивной доске: придворный, притянуть, присказка, придвинуть, призанять, преодоление, привязать, приоткрыть, превосходящий, притащить, приморье, принимать, премилый, привстать, превращение, приставить, пришкольный, прибить, прескверный, Прикарпатье, пристройка, присолить, пришить.
Вторая группа слов записывается учениками и проверяется самостоятельно (вариант- проверку можно организовать в парах).
Если остается время, учитель предлагает работу с учебником, выполняется упражнение № 684 на доске по цепочке.
9. Окончание урока. Рефлексия по поводу урока, выставление отметок. Оценка работы учащихся учителем, проговаривание алгоритма выполнения домашнего задания, высказывания учащихся по итогам урока. Домашнее задание – упражнение № 687 и составление таблицы (карточки) по значению изученных приставок.