Помочь учителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Цель, которую я перед собой поставила: добиться сознательного усвоения знаний учащихся, используя в образовательном процессе элементы информационно-коммуникационных технологий.
Сначала это было использование уже готовых презентаций на электронных носителях мультимедийного обеспечения. Сегодня у меня имеется большое количество таких носителей, которые охватывают практически все разделы русского языка, литературы (виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Издательство “УЧИТЕЛЬ”, центра Микон, Просвещение-МЕДИА, электронная библиотека “Просвещение”). Очень удобно при изучении нового материала: ярко, готовые схемы, таблицы, видео фрагменты, аудио комментарии. И сразу результат: повышение мотивации, активное восприятие и лучшее запоминание учебного материала учащимися. Однако, быстро выявились и противоречия:
- мало действий по закреплению;
- редкий контроль в виде небольших тестов;
- один материал для учащихся разных классов (разные ступени обучения).
Поэтому начала составлять и использовать свои презентации. Помогают в работе материалы всероссийского Фестиваля педагогических идей, в котором я тоже принимаю участие.
С появлением интерактивных средств возможности увеличились. Интерактивные методы обучения обладают способностью “откликаться” на действия участников образовательного процесса, “вступать” с ними в диалог.
Возможности интерактивного оборудования:
Ученик начинает работать активно: Первое время для учащихся – это игра, затем – инструмент для работы, т.к. дети быстро привыкают к “доске”. Большой экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее.
У учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи маркером или пальцем, рисовать поверх изображения или текста, передвигать объекты, выделять главные мысли, конструировать, фиксировать свои наблюдения. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе.
Различные стили обучения: Использование различных ресурсов. Визуальный и слуховой контакт. Использование моторики: можно двигать, рисовать, писать и т.п. Работа на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и коррекция. В программе Drag&drop (тащить и отпустить): соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание.
Внимание всего класса: Хорошая наглядность: большие рисунки и схемы, хорошо читаемый текст. Мобильность учителя: не надо бегать от компьютера к доске или быть обособленным от учащихся; он всегда обращен лицом к классу и всегда на виду. Использование “затемнение экрана” позволяет раскрывать информацию так, как захочется или как надо.
Экономит время: Одну презентацию можно использовать в разных параллелях при изучении одной темы. Одна презентация на блок уроков. Возможность внесения корректив “на месте”. Большая коллекция готовых рисунков, схем, формул, видео и т.д. Показ слайдов в любом порядке. Работа на слайде и возможность сохранения изменений (можно вернуться к любому слайду и проанализировать правильность рассуждений или предположений).
Основные возможности программ для
работы
с интерактивной доской на уроках химии
Возможности | Пример применения |
Работа с разными цветами | Классификация, обобщение, сравнение, выделение “нужного”, рефлексия… |
Возможность делать записи на экране | Дописать части слов, членов предложения и др. исправление ошибки, найти соответствие… |
Управление аудио и видео вложениями | Видеофрагменты по литературе, аудиофрагменты |
Управление интерактивными программами | Схемы, цепочки превращений; дополнение и изменение информации… |
Drag & drop (тащить и отпустить) | Конструирование предложений , текста,моделирование, классификация, группировка… |
Выделение отдельных частей экрана | За шторкой: алгоритм или понятия, скрытые ответы или этапы; контроль знаний… |
Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам | Итоговый тест по этапам урока или по теме; анализ ошибок; рефлексия… |
Коллекция шаблонов и рисунков | Готовые рисунки, схемы, заливка экрана, динамические пособия… |
Используя данную методику провожу:
- Уроки-презентации по изучению нового материала, закреплению, контролю и коррекции знаний.
- Анализ поэтического текста, анализ эпизода, морфологические и другие виды разбора предложений слов, текста
- Интернет уроки (с использованием сайта Интернет-школа, на котором помещены разработки уроков с использованием интерактивного оборудования с разбивкой по этапам уроков. Такая система работы позволяет использовать оборудование не на всех этапах урока (требование САНПИН), а на отдельных его этапах.
Эффективность методики
- Возможность структурирования обучения.
- Возможность подачи материала небольшими порциями.
- Возможность задавать много вопросов.
- Возможность предусмотреть отступления и исправления.
- Уровень заинтересованности и участия в работе обучающихся составляет не менее 80%.
- Возможность предусмотреть постоянное применение знаний на практике.
Результаты использования ИКТ
Приложение (находится у автора)