1.1. Пояснительная записка
В ходе социально-экономических преобразований в нашей стране, связанных с переходом к рыночным экономическим отношениям, изменился социальный заказ школе со стороны общества. Это касается, прежде всего, формирования у учащихся отношения к миру, к населению нашей планеты. Первостепенной задачей образования стала выработка у школьников активной жизненной позиции, направленной на формирование приоритетов нравственных ценностей. Только так они смогут в дальнейшем стать патриотами России, способствующими росту её могущества.
Элективный курс «Научить видеть мир» способствует решению этих задач. Он создан при интеграции двух учебных дисциплин: географии и русского языка. Ребятам предлагается создать живой, яркий, эмоционально окрашенный образ Родины, представленный не в схемах и таблицах, а в творческой работе, самостоятельно выполненной и эмоционально пережитой автором.
Решение данной задачи в определенной мере решается в рамках школьного курса «География России». В содержании программ и учебников большое внимание уделяется рассмотрению разнообразных вопросов регионального уровня. Затрагиваются многочисленные проблемы, имеющие региональный «ключ» к своему решению и требующие вынесения по ним оценочных суждений. Однако обширная территория нашей страны не дает возможности ни взрослому, ни тем более школьнику посетить большинство её регионов, поэтому представления учащихся несколько поверхностны, ограниченны, основаны в основном на материале учебника. Дополнительные сведения о регионах учащиеся черпают, как правило, из средств массовой информации. В результате им достаточно сложно сформировать в своем сознании объективное отношение к тем уголкам Родины, в которых они не бывали.
Курс «Научить видеть мир» призван устранить это противоречие и помочь ученикам выстроить оценочные суждения об отдельных регионах России в определенную систему. Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, когда уже накоплен определенный запас географических знаний и идет завершение изучения курса «Экономическая и социальная география России».
Практическая составляющая курса (проект «Широка страна моя родная») также может быть реализована на данном этапе обучения, так как ученики 9 класса уже владеют определенными навыками создания текстов в разных стилях. При сопровождении работы по написанию очерков учителем русского языка эта задача может быть реализована в полной мере.
Программа рассчитана на 21 час. Рекомендуется изучать элективный курс в IV четверти 9 класса, после изучения школьного раздела курса географии «Регионы России» и в I полугодии 10 класса, где идет завершающий этап, часть работы выносится на летние каникулы и является домашним заданием обучающихся.
Курс «Научить видеть мир» может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Цель элективного курса – формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к регионам России
Задачи курса:
- Определение комплекса ценностных ориентиров, позволяющих создать образ региона.
- Интеграция знаний из разных образовательных областей и применение их на практике.
- Активизация познавательной деятельности школьников.
- Повышение информационной и коммуникативной компетенции учащихся, формирование надпредметных компетентностей.
- Самоопределение учащихся, выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- методы исследовательской деятельности;
- разновидности литературных стилей;
- комплексную характеристику регионов России.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- применять на практике различные методы исследования;
- использовать разнообразные источники информации для изучения регионов России;
- давать на основе различных источников разноплановую характеристику разных местностей;
- представлять результаты работы не только в схемах и таблицах, но и уметь доходчиво донести до слушателя информацию, в частности в виде творческой работы;
В процессе обучения учащиеся применяют полученные знания и умения, сформированные надпредметные компетентности.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: материалами краеведческих музеев, научно - популярной и художественной литературой, справочниками, словарями, периодической печатью, Интернетом.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. Рекомендуется рассмотрение содержания данного курса осуществить с использованием технологии проектной деятельности. Результатом элективного курса «Научить видеть мир» станет сборник очерков «Широка страна моя родная», мультимедийная презентация, буклет.
1.2. Учебно-тематический план
1.3. Содержание программы
Введение в курс.(1 час)
Предмет, содержание, задачи и структура элективного курса «Научить видеть мир».
Тема 1. Литературные стили. Очерк как жанр публицистического стиля. (3 часа)
Разновидности стилей. Разговорный, книжные: научный, литературно-художественный, официально-деловой, публицистический. Характерные особенности литературных стилей языка. Основные стилевые черты. Цель использования. Сфера употребления.
Публицистический стиль. Основные стилевые черты публицистического стиля: лаконичность изложения, доходчивость, эмоциональность, обобщенность, непринужденность.
Разновидности очерка: публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк- портрет, очерк- исповедь, очерк- программа, лирический путевой очерк: путевой репортаж, путеводитель.
Семинар. Зависит ли форма от содержания? Если бы ты был писателем, какой стиль и жанр ты бы выбрал, чтобы рассказать о разных уголках нашей родины?
Практическая работа. Отражение особенностей публицистического стиля речи в творчестве известных писателей-публицистов.
Тема 2. Комплексная характеристика регионов России.(3 часа)
История происхождения данного региона. Особенности природных условий и ресурсов. Население. Достопримечательности населенного пункта. Люди, прославившие район. Экономика разных регионов нашей страны. Проблемы, стоящие перед регионом.
Семинар. «Что ни город, то норов». Проблемы регионов.
Практическая работа. Решение учебно-географической задачи по теме: « Европейский Север».
Тема 3. Методы исследования.(3 часа)
Методы как путь исследования. Совокупность приемов практического и теоретического познания действительности. Методы обработки и представления полученных данных.
Семинар. Методы обработки содержания текстов. Рецензирование.
Практическая работа. Экспертиза и составление рецензии на обучающие исследовательские работы.
Тема 4. Проектирование работы. (4 часа)
Объект и предмет исследования. Основные этапы деятельности: выдвижение гипотез, постановка задач, выявление проблемы исследования, исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Определение дополнительных источников информации. Распределение задач и обязанностей среди участников проекта. Выбор формы отчета. Критерии оценки проекта.
Семинар. Выдвижение гипотез, постановка задач, выявление проблемы исследования.
Практическая работа. Разработка модели характеристики образа регионов.
Тема 5. Оформление собранного материала (4часа)
Систематизация и классификация собранных материалов. Оформление отчета о ходе исследования. План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. Рекомендации по ведению записей. Работа над текстом очерка. Оформление в виде мультимедийной презентации.
Практическая работа. Написание очерка. Оформление презентации.
Тема 6. Защита проекта. (2 часа)
Законы красноречия. Рекомендации по технике речи. Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии.
Практическая работа. Защита проекта на научно - практической конференции.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов. Итоговая рефлексия.
1.4. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Цели и задачи: сформировать положительное эмоционально-ценностное отношение к регионам России; познакомиться с различными литературными стилями; познакомиться с различными жанрами публицистического стиля; узнать различные регионы России и научиться составлять их описание; вызвать интерес к изучаемым объектам на территории России, сформировать высокие нравственные качества.
Вводная лекция знакомит учащихся с общей структурой элективного курса «Научить видеть мир», его примерным содержанием и, самое главное, формами, видами и планируемым объемом работ, которые и предстоит выполнить за данное время.
Необходимо познакомить учащихся с технологией проектной деятельности, основу которой составляет учебно-исследовательская деятельность ребят. Также целесообразно обсудить темы самостоятельных и коллективных работ, выступлений на семинарских занятиях, а также представления материалов и критерии их оценивания.
Тема 1. Литературные стили. Очерк как жанр публицистического стиля.
В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по русскому языку. На лекции учащиеся получают основные знания о функциональных стилях языка, изучают их классификацию, знакомятся со сферой употребления стилей, целью их применения, а также выявляют основные стилевые черты и их характерные особенности. Особое место уделяется публицистическому стилю. Внимание ребят акцентируют на основных стилевых чертах, таких как лаконичность изложения, доходчивость, эмоциональность, обобщенность, непринужденность. Необходимо обратить внимание ребят на то, что публицистический стиль не только должен сообщать информацию, но и воздействовать на массы, призывать их к определенным действиям. Публицистический стиль характерен для общественно-политической сферы жизни. Газеты и журналы, радио и телевидение, собрания, митинги - все это призвано сообщать информацию, воздействовать на людей, формировать у них отношение к общественным делам. По языку публицистический стиль близок художественному. Интерес к выявлению «общего» сближает его с научным стилем.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Поэтому ребятам предлагается познакомиться с разновидностями очерка, такими как публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа, лирический путевой очерк: путевой репортаж, путеводитель.
На семинаре «Зависит ли форма от содержания? Если бы ты был писателем, какой стиль и жанр ты бы выбрал, чтобы рассказать о разных уголках нашей родины?» обсуждаются вопросы, связанные с выбором литературного стиля и жанра, в котором будут работать ребята. На занятии учащиеся представляют подготовленные заранее памятки для пишущих в различных стилях.
На практическом занятии учащиеся анализируют произведения известных писателей-публицистов с целью выявления особенностей публицистического стиля и затем обосновывают свои выводы.
Тема 2. Комплексная характеристика регионов России.(3 часа)
В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся из изученного ранее по географии. На лекции ребята знакомятся с расширенным планом описания региона, в который входит история происхождения данного региона, особенности природных условий и ресурсов, население, достопримечательности населенного пункта, люди, прославившие район, экономика региона, проблемы, стоящие перед регионом. Все это нужно для того, чтобы сформировать образ региона, который, предусматривает следующие аспекты его анализа:
- как части географического пространства;
- как комплексную географическую характеристику;
- как пространство жизни отдельного человека;
- как сосредоточение этнографической культуры населения.
Данный многоаспектный подход позволит сформировать у учащихся избирательное отношение к регионам.
На семинаре «Что ни город, то норов» рассматриваются проблемы регионов России. Обширная территория нашей страны не дает возможности ни взрослому, ни тем более школьнику посетить большинство её регионов, поэтому представления учащихся несколько поверхностны, ограниченны, основаны в основном на материале учебника. Дополнительные сведения о регионах учащиеся черпают, как правило, из средств массовой информации. В результате им достаточно сложно сформировать в своем сознании объективное отношение к тем уголкам Родины, в которых они не бывали. Поэтому на семинаре обсуждаются проблемы, как общие для всей страны, так и характерные для отдельных регионов. Приводятся примеры, выявляются причины проблем, прогнозируются последствия в целом для региона и для страны.
На практическом занятии отрабатывается многоаспектный подход к описанию региона. Ребята решают учебно-географическую задачу по теме: « Европейский Север»[6,с.35] (Приложение 2)
При постановке задачи учащимся сообщается о том, что у многих жителей России Европейский Север, к которому принадлежит город Инта, ассоциируется с суровыми климатическими условиями, депрессивным состоянием экономики, оттоком населения, что частично соответствует истине. Задача ребят состояла в том, чтобы разрушить стереотипные представления о регионе. Написать о нем так, чтобы у читателя сформировался положительный образ региона.
Тема 3. Методы исследования
В содержании учебной лекции учащиеся знакомятся с методами исследований, которые определяются поставленными задачами: теоретическими методами познания (критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование) и эмпирическими методами: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов. Особо выделяются методы обработки полученных данных - конкретных фактов или статистических показателей. Необходимо познакомить ребят с сутью этих методов, с какой целью они используются, с последовательностью их применения.
На семинаре продолжают рассматривать методы исследований, ребята заслушивают и обсуждают сообщения о методах обработки содержания текстов; знакомятся с приемами написания рецензии.
Практическая работа учащихся заключается в работе с предоставленными образцами обучающих исследовательских работ. Результатом деятельности учащихся является экспертиза и составление рецензии на обучающие исследовательские работы.
Тема 4. Проектирование работы
На лекции учащиеся знакомятся с предварительной разработкой всего аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности. Аппарат состоит из операций, позволяющих разработать, во-первых, стратегию исследования, которая заключается в определении актуальности темы, выявления противоречий, определения проблемы, формулировки конечной цели исследования; во-вторых, тактики исследования, которая включает в себя изучение объекта исследования, предмета, гипотезы, задачи, методы, методологии и этапов исследования; в-третьих, оценочных действий в конце работы.
На первом семинаре учащиеся разрабатывают стратегию исследования. Последовательно определяют актуальность работы, выявляют противоречия, определяют проблему, формулируют конечную цель исследования
На втором семинаре ребята определяют объект и предмет исследования, выдвигают гипотезы, формируют задачи проекта, вырабатывают план действий, определяют источники необходимой информации, Определяют способы сбора и анализа информации, распределяют обязанности между участниками проекта. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности и определяют способ представления результатов (формы проекта).
На практическом занятии ребята занимаются разработкой модели характеристики образа региона, для которой используется набор показателей, характеризующих регион:
- Географическое положение
- Природно-ресурсный потенциал
- Наиболее интересные природные объекты
- Уровень экономического развития
- Отрасли хозяйства
- Типы населенных пунктов, их особенности
- Традиции, обычаи, национальные костюмы, украшения, национальная кухня
- Памятники истории, искусства, музеи, театры
- Эмоциональные личностные переживания и ощущения
- Политические деятели, знаменитые личности
- Деятели науки, культуры, искусства, спорта
- .Географические названия
- Обидные прозвища
Тема 5. Оформление собранного материала
На практических занятиях учащиеся занимаются систематизацией и классификацией собранных материалов. Оформляют отчет о ходе исследования. Составляют простой и сложный план будущего произведения. Занимаются написанием очерков, после чего оформляется сборник очерков. В дополнение к сборнику создают мультимедийные презентации и буклет.
Тема 6. Защита проекта
Заключительный этап - защита проекта на конференции. Ученики представляют свою работу, участвуют в её обсуждении и в обсуждении других работ. Защита проекта - сильная «встряска», стимулирующая дальнейшую работу над подобными проектами. Именно на таких защитах закладываются ростки будущих интересов.
Итоговое занятие
Ребятам предлагается решить кроссворд по написанным очеркам (Приложение 3) Результат работы по выполнению проекта никто не оценит лучше самих участников. Как правило, это происходит при откровенном разговоре по завершению изучения элективного курса. Такой разговор позволяет учителю довольно верно судить об изменениях в мышлении, произошедших в умах участников. Он может быть своеобразным подведением итогов и подготовкой к следующему проекту. При оценивании и обсуждении проекта ребятам предлагается перечень вопросов, на которые они должны будут ответить:
- Насколько удачным оказался проект?
- Изменился ли я в процессе работы?
- Интересно ли мне было работать над этой проблемой?
- Интересно ли мне было работать с этими людьми?
- Хотелось ли бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?
- Хотелось ли бы изменить процесс работы над проектом? Почему?
Список литературы
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПб.: Питер,2004
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.
- Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. М.,2001
- Ткачева З.Н. Методические рекомендации изучения регионов России// География в школе. М., 2008.-№3.-С. 34-40.
- Яновский С.А. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие. Сыктывкар,2008. 76с.