Имя прилагательное. Обобщающий урок в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цель – обобщение, систематизация знаний об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

- повторить изученный материал;

- формировать навык анализа художественного текста, определяя роль имени прилагательного в нем;

- развивать устную речь учащихся, обеспечив возможность аргументированного высказывания собственного мнения, презентации подготовленного сочинения - описания природы – виртуальной экскурсии.

Оборудование: проектор; карточки с текстом – фрагментом рассказа вологодского писателя В.И. Белова “Бобришный угор”, 2 – с индивидуальным заданием, со словами, выражениями, необходимыми для проведения презентации; тест.

Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Повторение, обобщение материала, пройденного в рамках темы “Имя прилагательное”.

Работа у доски:

  1. Написать правильно, обозначить орфограммы:
  2. Францу…кий язык, (не)глубокий пруд, стекля…ый цилиндр, (светло)голубое небо, соломе…ая шляпка, гус…ое перо, гре…кого ореха, (не)взрачный цветок, песча…ая отмель, пр…во…заль…ая площадь, вовсе (не)интерес...ый рассказ, (не)без…звест…ый человек, безветре…ый день.

  3. Вставить пропущенные в слове буквы, пояснив выбор написания, сделать синтаксический разбор, характеристику предложения:

Новая книга была интерес…а по содержанию и хорошо иллюстрирова…а.

Задание классу: используя знания, завершите формулировку, поясняя свое мнение:

Имя прилагательное – это часть речи, которая:

- отвечает на вопросы … (какой? чей?);

- обозначает … (признак предмета, принадлежность);

- в предложении чаще всего бывает… (определением, сказуемым);

- в предложении зависит от… (существительного);

- изменяется по…(числам, родам, падежам);

- может иметь… (краткую и полную форму, степень сравнения);

- относится к … (одному из 3 разрядов).

Проверка задания, выполненного на доске – повторение правил написания прилагательного, выборочно – определения разряда, выявление роли в предложении и написания краткого прилагательного, в характеристике предложения – внимание осложнению предложения.

Работа с текстом (карточка)

Текст читает учитель.

Дорога была суха, песчана и оттого тепла. Но иногда спускалась в низинки, становилась влажно-мягкой и потому холодила ногу. Она незаметно вошла в лес. Думается, так же вот входит по вечерам в свой дом женщина-хозяйка, называемая у нас большухой.

Июльский сумеречно-темный лес неспешно готовился отойти ко сну. Смолкали одна по-за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой елки. Затвердевала смола. И ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы.

Везде был отрадный, дремотный лес. Он засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души, он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем, как веет от старой и мудрой матери…

Ах, тишина, как отрадна и не тревожна бывает она порой, как хорошо тогда жить. И это была как раз та счастливая тишина. Хотя где-то неопределенные и по происхождению явно человеческие звуки выявляли окрестные деревни. Но это еще больше оттеняло главную мелодию нашего состояния. Мелодия же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас самих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина…

(В.И. Белов. Рассказ “Бобришный угор”)

Отрадный – приятный, доставляющий радость.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид. А также описание природы в литературном произведении. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986 г.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Поделитесь впечатлением, вам понравился текст?
  2. Что описывает автор, это состояние только природы? Выберите словосочетания прилагательное + существительное, позволяющие нам представить картину природы.
  3. Обратите внимание на прилагательные отрадный, дремотный, когда речь идет о лесе. Подберите к ним синонимы. Что сказали бы о них с точки зрения употребления, значения, для чего, по-вашему, Василий Иванович использует именно эти слова?
  4. В предложенном отрывке есть краткие прилагательные. Выберите их, определите синтаксическую роль, как вы думаете, почему именно эту форму берет автор, а не традиционное полное прилагательное?
  5. “Счастливая тишина”,- говорит автор. Поясните значение определения.
  6. Как описывается состояние человека или людей? В чем заключалась “мелодия нашего состояния”?
  7. В чем, по-вашему, заключается основная мысль? Воспользуйтесь словами текста.
  8. К каким художественным средствам прибегает автор?
  9. Обратимся к отдельным словам из текста:
  10. - чем объяснить дефисное написание 2 прилагательных, найдите их;
    - июльская – выделите суффикс в прилагательном, определите разряд?
    - неназойлив – почему слитно пишем с частицей не, как понимаете значение слова;
    - в каком словосочетании употреблено прилагательное сухой, сделайте морфологический разбор прилагательного. 

  11. Как вы считаете, чему мы научились сегодня вместе с В.И. Беловым?

3. Работа с тестом (выдан каждому ученику, необходимо заполнить табличку ответов, выбрав свой вариант).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

1) -нн- пишем во всех словах в строке:

а. травя…ой, подветре…ая, утре…ий;

б. клюкве…ый, соломе…ый, чугу…ый;

в. экстре…ый, труд…ый, завтраш…ий.

2) -н- пишем во всех словах в строке:

а. стра…ый, гуси…ый, невзрач…ый;

б. выгод…ый, серебря…ый, кожа…ый;

в. звезд…ый, лимо…ый, деревя…ый.

3) суффикс -ск- во всех словах в строчке:

а. англий…ий, казац…ий, совет…ий;

б. матрос…ий, словац…ий, татар…ий;

в. белорус…ий, турец…ий, кавказ..ий.

4) через дефис все слова в строчке:

а. (юго)восточный, (древне)русский, (бело)голубой;

б. (старо)славянский, (глино)битный, (железно)дорожный;

в. (чугуно)литейный, (темно)лиловый, (кисло)молочный.

5) без мягкого знака все слова в строке:

а. хорош…, ноч…, нарисуеш…;

б. дремуч…, отреж…, задач…;

в. камыш…, скрипуч…, дач…

6) только относительные прилагательные в строке:

а. лисья шапка, перекидной календарь, пришкольный участок;

б. медвежья берлога, гусиные лапки, песчаная отмель;

в. холодная роса, вчерашняя встреча, серый асфальт.

7) формы только сравнительной степени в строке:

а. выше, самый громкий, более сильный;

б. строжайший, более веселый, ярче;

в. солонее, более правильный, старше.

8) краткие прилагательные изменяются

а. по числам и падежам;

б. по родам и числам;

в. не изменяются.

9) только краткие прилагательные в строке:

а. печален, школьный, напрасен;

б. красив, страшен, велик;

в. веселый, труден, весенний.

10) качественные прилагательные

а. имеют степень сравнения, полную и краткую форму, могут быть определением и сказуемым в предложении;

б. имеют степень сравнения, только полную форму, изменяются по родам, числам, падежам;

в. не имеют степени сравнения, краткой формы, в предложении могут быть только определением.

4. Виртуальная экскурсия в нашей картинной галерее.

(Собственную фотографию – пейзаж и сопровождение – сочинение учащиеся готовят заранее, приносят на электронном носителе, на уроке 2-3 желающих представляют свои работы. Это могут быть фотографии - пейзажные зарисовки, сделанные детьми, возможно, при участии родителей, репродукции картин художников)

Используем карточку со словами, выражениями, которые помогут экскурсоводу в общении со зрителями - экскурсантами:

Представляю вашему вниманию…, предлагаю познакомиться.., обращаю ваше внимание…, заметьте, как…, хотелось бы сказать…, на переднем плане…, удивительно, как.., надеюсь, что…, я рад, что…

Возможно дополнение, уточнение, вопросы гостей галереи – учащихся

5. Завершение урока. Учитель: надеюсь, наш урок сегодня дал вам не только возможность оценить свои знания, но и заставил о многом подумать, поразмышлять.

Изучая тему “Имя прилагательное ”, мы привлекали в качестве рабочего материала фрагменты произведений В.И. Белова, нашего земляка, писателя, мастера художественного слова, но главное – человека, любящего наш край, родину, и это общение мы с вами продолжим. Я рада, что вы постарались представить нам полотна художников, которые вам нравятся, и свои собственные произведения, показав нам всем то, что вам дорого, ведь все мы знаем, что сфотографировать, сохранить в памяти всегда хочется только самое красивое, дорогое. Прекрасно, что мы с вами помогаем открывать для себя друг друга и мир, окружающий нас, богатство и красоту которого невозможно передать в речи без имени прилагательного.

6. Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту по теме – повторение, составление карточки “Напиши правильно и поясни” из десяти словосочетаний сущ.+прил. с пропусками букв на месте орфограмм для соседа по парте.

Приложение

О. Бороздин “Июль. Покровское”

 

Автор: Серова Мария, ученица 6Д класса

Сочинение
по картине художника О.А. Бороздина “Июль. Покровское”

Дамы и господа, мы продолжаем нашу экскурсию.

Художников на белом свете много, и каждый из нас выбирает для себя тех из них, чье творчество созвучнее душе и сердцу. В своем сочинении я хочу рассказать вам об одном из произведений заслуженного художника Российской Федерации Олега Александровича Бороздина. Творчество этого художника отличается большим жанровым диапазоном. Он - мастер тематической картины, натюрморта, портрета и пейзажа, но полнее всего его дарование раскрылось в пейзаже, жанре, в котором художник всегда работал с наибольшей творческой свободой. В лучших своих работах, посвященных родным архангельским краям и вологодской земле, художник создал обобщенный, глубоко национальный образ русской природы. Не сомневаюсь, вы знаете, что в настоящее время в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи работает выставка, посвященная 80-летию художника, на которой представлены работы, созданные им за шестьдесят лет творчества. Произведения О.А. Бороздина радуют глаз своей красотой, пробуждают в зрителях возвышенные и добрые чувства, раскрывают гармоничный и светлый мир души большого художника. Надеюсь, вам будет интересно полотно, которое я выбрала.

Картина “Июль. Покровское” была написана О.А. Бороздиным в 2004 году. В яркий солнечный день словно сказочное видение возникает перед нами из-за зарослей буйно цветущих колокольчиков и могучих стволов старых лип стройный белокаменный усадебный дом, в котором прошли детские годы великого русского богослова святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале июля в Покровском распускаются садовые колокольчики. На несколько дней все пространство верхней террасы парка заполоняют голубые цветы. Глядя на картину, невольно возникает желание оказаться в этом красивейшем месте, пройтись по старинному парку, вдали от шума городского можно бесконечно долго наслаждаться яркими красками природы, тишиной и спокойствием, побывать в усадебном доме Брянчаниновых.

Художник писал произведение в 2004 году, а сегодня в отреставрированном усадебном доме создан “Культурно-просветительский и духовный центр “Усадьба Брянчаниновых”.

Полюбоваться главным домом усадьбы, посетить церковь Покрова Пресвятой Богородицы, погулять по усадебному парку приезжают не только вологжане. На Родину святителя Игнатия (Брянчанинова) прибывают православные паломники со всей России. В старинной усадьбе вновь зазвучит музыка, будут проводиться литературные и театральные вечера. Новая история обновленного памятника архитектуры обещает быть весьма яркой на события, а значит - интересной для вологжан и гостей нашего города. Предлагаю съездить в усадьбу весной, надеюсь, мы с вами сможем оживить картину – угадать изображенный уголок.

Автор - Карпюк Артем, ученик 6-д класса.

Сочинение
по картине И.И. Шишкина “Полдень в окрестностях Москвы”

А сейчас мы подходим к картине великого русского художника И.И.Шишкина “Полдень в окрестностях Москвы”. Однажды летом

И.И. Шишкин вместе с другом посетил старинную подмосковную усадьбу Братцево. Усадьба располагалась в очень живописном месте на берегу реки Братовка, рядом с селом Тушино. В этом мы можем убедиться, посмотрев на картину.

Большую часть полотна занимает небо, покрытое пушистыми облаками, сквозь которые пробиваются золотистые лучи солнца. В нижней части композиции художник изобразил крестьян, идущих по размытой дороге через поле поспевающей ржи. Крестьяне несут на плечах грабли. По всей видимости, недавно прошел сильный дождь, так как на дороге поблескивают лужи.

Обратите внимание, какое золотое море ржи с обеих сторон дороги изобразил художник. Колосья созрели, и под их тяжестью стебли наклоняются к земле. Присмотритесь: между ними проглядывают синие головки васильков.

На заднем плане изображено село Тушино. Оно расположено на берегу реки, русло которой очень изогнуто. Она огибает берега и исчезает вдали. Село довольно большое. В нем есть церковь с колокольней.

Эта картина, наделенная естественной красотой, притягивает внимание и не может оставить никого равнодушным. Надеюсь, и вам понравилось это полотно, вы захотите вернуться к нему вновь.