Односоставные члены предложения (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении темы “Односоставные предложения”; осуществить контроль усвоения темы; повторить пунктуационные и орфографические правила
  2. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся
  3. Воспитывать внимательное отношение к работе, ответственность за результаты своей учёбы; орфографическую и пунктуационную зоркость; практические навыки.

Компетенции:

  • умение различать односоставные и двусоставные предложения;
  • умение использовать различные виды односоставных и двусоставных предложений;
  • умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Стандарт:

  • назвать односоставные предложения;
  • определить состав грамматической основы односоставного предложения;
  • определить, чем выражен главный член односоставного предложения.

Повышенный уровень.

  • Составить схему предложения.
  • Составить предложение по схеме.
  • Составить с данными словосочетаниями односоставные предложения.
  • Переделать двусоставные предложения в односоставные.
  • Переделать односоставные предложения в двусоставные.

Найти в заданном отрывке односоставные предложения.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-1

3 мин.

Цель: знакомство с задачей урока, с критериями усвоения темы Определить, что необходимо освоить вам на занятии
УЭ-2

7 мин.

Цель: обобщить имеющиеся знания по теме.

Теоретический блок.

  • Какие предложения называются односоставными?
  • Какие односоставные предложения вы знаете?

- Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

- Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

- Где чаще употребляются назывные предложения?

- Чем отличаются неполные предложения от односоставных?

В случае затруднения повторите учебный материал п.20-24
УЭ-3

10 мин.

Цель: закрепить полученные знания

Практический блок.

А) Заполните таблицу, указывая номер предложения:

Определённо-личные.

Неопределённо-личные.

Безличные.

Назывные.

Двусоставные.

1) Едем бором, чёрными лесами. 2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала. 3) Росная вечерняя прохлада. 4) Красны, тихи и ясны стояли короткие зимние дни. 5) От её голоса повеяло теплотой. 6) Великие дела предстоит совершать человеку в космосе. 7) Вдыхаешь запах прелой травы. 8) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 9) В ту ночь никому не спалось. 10) Стало прохладно.

Б) Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы. Обозначьте грамматические основы предложений, укажите, чем выражен главный член, вид односоставного предложения:

1) Родина…2) Береги св…тые слова и д..рожи ими .) Родина твой дом твоя колыбель. 4) Нет пр..красней и т..плей этого слова. 5) (Не)возможно не помнить об этом. 6) Патриотизм чу..ство самое стыдливое писал Лев Толстой . 7) Мне (не)хочется стыди(ть,т)ся св..их ч..вств.

В) Составьте схемы записанных предложений.

В случае затруднений обращайтесь к памятке.

Проверьте по ключу.

Проверьте. (Ключ)

УЭ-4

7 мин.

Цель: проверить качество усвоения темы.

Укажите вид односоставных предложений в упр. 246.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10-

Предложения не надо списывать.

Выписать слова с пропусками и со скобками

УЭ-5

Цель: формировать умение работать по схемам

Составьте предложения по данным схемам:

определённо-личное, и двусоставное;
двусоставное, и безличное;
определённо-личное, и определ.- личное.

Это задание выполняется по желанию.
УЭ-6

5 мин.

Цель: формировать умение развивать мысль.

Составьте односоставные предложения с данными словосочетаниями.

1.Удивительная картина. 2.Станут сниться. 3. Не видно огня.

Запишите предложения.

Взаимопроверка.

УЭ-7

5 мин.

Цель: развивать умение конструировать предложения.

А) Переделайте двусоставные предложения в односоставные

1. Я люблю шум взволнованных лесов.

2. Тонкий ледок затянул лужи.

3. Неожиданно мы услышали какой-то шорох.

Б) Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

1. Шучу. 2. Мороз. 3. Пахнет травой.

Запишите полученные предложения.

Взаимопроверка.

УЗ-8

3 мин.

Цель: оценить полноту усвоения учебного материала.

Рефлексия.

Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились ли мы с ними? Оцените свою работу на уроке.
УЭ-9

Домашнее задание

Цель: совершенствовать умение использовать односоставные предложения в своей речи.

Составьте текст, используя односоставные предложения “Природа – бесценный дар, один на всех!”

Напишите сочинение-миниатюру.