Цели:
- Познакомить учащихся со стилями произношения.
- Формировать умение выступать перед аудиторией.
- Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
- Разобрать задания ЕНТ, связанные с определением стилей.
Ход урока
I. Проведение диспута. Задание было дано в качестве домашнего задания заранее.
На уроках литературы мы познакомились с произведением М.Горького «На дне». Сегодня я предлагаю вам продолжить беседу, но в форме диспута. Прежде чем будет сообщена тема, давайте вспомним о речевом этикете, о культуре спора, о видах речи, которые вы будете использовать.
На доске опорные конспекты (темы изучены на предыдущих уроках русского языка).
ОК № 1 Условия моделирования речи:
Реакция слушателя:
|
ОК № 2
Аргументирующая и воздействующая речь:
|
ОК № 3 Что запрещено на диспуте: |
||
Слова и выражения Бранные, грубые, унижающие достоинство человека, перебивающие, категоричные, высокомерные. |
Аргументы агрессивные, провоцирующие резкую реакцию, с угрозами, с передразниванием оппонента, бессмысленные, искажающие мысли оппонента. |
Тон высказывания раздражительный, презрительный, скандальный, крикливый, обидный. |
Помните о культуре спора: каждый имеет право высказать свою точку зрения, не навязывать своего мнения, выслушивать до конца. Форма нашей дискуссии: свободное обсуждение. Тема: «Унижает ли человека жалость?». Кроме пьесы Горького можно использовать другие литературные произведения.
II. Повторение.
- От слова жалость образовать знаменательные части речи.
- От глагола жалеть образовать все виды наклонений, проспрягать глагол. Попутно повторить личные окончания глаголов II спряжения и глаголы исключения.
- Запись под диктовку.
Всей нашей жизни лучший дар –
Честь наша; человек, ее лишенный,
Подобен жалкой глине позлащенной
Или куску раскрашенной земли.
Нам дан брильянт, чтоб мы его блюли
За десятью замками: твердый, верный,
Отважный дух в груди нелицемерной
Честь – жизнь моя; они срослись в одно,
И честь утратить – для меня равно утрате жизни.
Шекспир.
Задание: расставить и объяснить знаки препинания в предложении. Выписать местоимения, указав их разряд.
Всей (определительное), нашей (притяжательное), ее (личное), нам (личное), мы (личное), его (личное), моя ( притяжательное), они (личное), для меня (личное).
III. Работа по основной теме.
1. Работа по таблице «Виды речи» в учебнике, стр. 211.
Построение |
Аргументирующая речь (убеждающая и агитирующая) |
Воздействующая речь |
Информирующая речь |
1. Цель |
Убедить в спорном вопросе, вызвать отклик, доказать. |
Выразить чувство, отношение, похвалить, воодушевить. |
Сообщить о событиях и явлениях, вызвать интерес. |
2. Композиция: а) введение; б) основная часть; в) заключение |
а) заинтересовать слушателей; б) выдвинуть тезис; в) четкий вывод, указать на действия (агитирующая речь), призыв. |
а) учет адресата, прямое сообщение; б) усиление, сравнение прекрасного; в) призыв к чувствам слушателей. |
а) проблемный вопрос; б) закон продвижения адресата, четкий план, интересные факты; в) выводы. |
3. Способы изложения материала |
Методы: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии. |
Метод аналогии, цитирование. |
Ступенчатый метод, хронологический метод |
4. Тип речи (доминирующий) |
Рассуждение, описание. |
Описание, повествование. |
Повествование, описание, рассуждение |
5. Стиль речи |
Научный, научно-учебный, разговорный |
Художественный, публицистический. |
Официально-деловой, научный, публицистический. |
6. Жанры речи |
Дискуссия, диспут, беседа, лекция, доклад, научное сообщение, полемика, ответ у доски или на экзамене. |
Поздравительная речь, юбилейная, комплимент, благодарственная речь, обращение, слово. |
Лекция, сообщение, инструктаж, обзор, телевизионная речь. |
Каждая из разновидностей речи имеет свои особенности в целях, в планировании, в тактике и стратегии речи. Далее предлагается прочитать материал на страницах 212-214.
В начале урока вы выступили с небольшими сообщениями. К какому виду речи их можно отнести? Докажите, используя материал таблицы. ( Воздействующая речь)
2. Выполнение упражнения 292, стр. 215.
На основе этого упражнения учитель отрабатывает и закрепляет не только новый материал, но и необходимый для повторения и подготовки к ЕНТ, т.е. задания даются на усмотрение учителя.
Гимн парте
…Старая парта! Помнишь ли ты того первого школяра, который, набравшись нахальства, вскочил на тебя ногами, не подозревая о том, что если бы все парты мира поставить друг на друга, то по ним можно было бы добраться до Луны, что, кстати, уже и сделано, и не без твоей помощи!
Мудрая парта! А помнишь ли ты всех великих, которые, не будучи еще великими, уже сидя за тобой, стремились к великой цели и только тебе одной поверяли свои первые стихи и теоремы, проекты и прожекты, грандиозные замыслы путешествий и чертежи космических аппаратов?
Терпеливая парта! Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет, и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и о ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…
Презираемая, когда урок нагоняет тоску, обожаемая, когда он тоски не нагоняет, а уносит тебя к заоблачным вершинам знаний, где парят еще не открытые законы, нерешенные уравнения, невыведенные формулы, необнаруженные звезды, не пойманные никем доселе бабочки, еще не выращенные цветы, – ты, о парта, ты – колыбель гениев. Одно из самых великих изобретений, которому благодарное человечество, несомненно, еще поставит памятник. (М.Ю. Федосюк и др.)
IV. Подготовительная работа по тестовым сборникам ЕНТ.
1. В бытовой устной речи употребляются
- Специальная лексика
- Общественно-политическая лексика
- Разговорная лексика, просторечие
- Термины
- Стандартизированные словосочетания.
2. Определите, какая из характеристик соответствует официально-деловому стилю
- Языковые средства – научные термины, сложные предложения, вводные слова.
- Языковые средства – тропы, разнообразие синтаксических конструкций.
- Языковые средства – общественно-политическая лексика, обращения.
- Языковые средства – речевые штампы, сложные предложения.
- Языковые средства – бытовая лексика, неполные предложения.
3. В заявлениях, объявлениях, отчетах используется стиль:
- Научный
- Художественный
- Официально-деловой
- Публицистический
- Разговорный
4. Стилевыми чертами научного стиля являются:
- Точность, конкретность, стандартизированность, предписывающий характер
- Объективность, строгая логичность, доказательность, точность
- Непринужденность, неподготовленность, спонтанность, эмоциональность
- Эмоциональность, экспрессивность, создание художественных образов
- Логичность, призывность, эмоциональность, оценочность.
5. Публицистический стиль используется для
- Постановлений
- Протоколов
- Инструкций
- Газетных статей
- Докладных
Ключ: 1 С; 2 С; 3 С; 4 В; 5 D.
V. Домашнее задание: упражнение 293 или 297 (по выбору учащихся), практикум по пунктуации (знаки препинания на стыке двух подчинительных союзов) на стр. 219.