Стили произношения (11-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • Познакомить учащихся со стилями произношения.
  • Формировать умение выступать перед аудиторией.
  • Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
  • Разобрать задания ЕНТ, связанные с определением стилей.

Ход урока

I. Проведение диспута. Задание было дано в качестве домашнего задания заранее.

На уроках литературы мы познакомились с произведением М.Горького «На дне». Сегодня я предлагаю вам продолжить беседу, но в форме диспута. Прежде чем будет сообщена тема, давайте вспомним о речевом этикете, о культуре спора, о видах речи, которые вы будете использовать.

На доске опорные конспекты (темы изучены на предыдущих уроках русского языка).

ОК № 1

Условия моделирования речи:

  1. Естественность и максимальная простота.
  2. Разговорность, убедительность, примеры.
  3. Отсутствие позы, стремление быть самим собой, обращенность к аудитории.
  4. Временные ограничительные рамки.

Реакция слушателя:

  1. Корректность, доброжелательность, конструктивная помощь.
  2. Оценка речевого поведения выступающих (темпа речи, культуры речи, громкость, манеры держаться, контактности со слушателями, жестов, позы).

 

ОК № 2

Аргументирующая и воздействующая речь:

  1. По сути, есть лишь три способа добиться чего-либо от другого человека: принудить, уговорить и убедить. Как правило, законен лишь последний способ.
  2. При всем техническом совершенстве любая настоящая речь требует этической предпосылки – сознательной ответственности говорящего.
  3. Суть любой речи – в ее назначении – служить людям. Никому не позволено думать, что его речь всегда и полностью удовлетворяет этому условию. И тот, кто пренебрегает таким условием, становится демагогом и никогда не будет оратором в подлинном смысле этого слова.
  4. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Цель – определить образ мышления и поведения.

 

ОК № 3

Что запрещено на диспуте:

Слова и выражения

Бранные, грубые, унижающие достоинство человека, перебивающие, категоричные, высокомерные.

Аргументы

агрессивные, провоцирующие резкую реакцию, с угрозами, с передразниванием оппонента, бессмысленные, искажающие мысли оппонента.

Тон высказывания

раздражительный, презрительный, скандальный, крикливый, обидный.

Помните о культуре спора: каждый имеет право высказать свою точку зрения, не навязывать своего мнения, выслушивать до конца. Форма нашей дискуссии: свободное обсуждение. Тема: «Унижает ли человека жалость?». Кроме пьесы Горького можно использовать другие литературные произведения.

II. Повторение.

  1. От слова жалость образовать знаменательные части речи.
  2. От глагола жалеть образовать все виды наклонений, проспрягать глагол. Попутно повторить личные окончания глаголов II спряжения и глаголы исключения.
  3. Запись под диктовку.

Всей нашей жизни лучший дар –
Честь наша; человек, ее лишенный,
Подобен жалкой глине позлащенной
Или куску раскрашенной земли.
Нам дан брильянт, чтоб мы его блюли
За десятью замками: твердый, верный,
Отважный дух в груди нелицемерной
Честь – жизнь моя; они срослись в одно,
И честь утратить – для меня равно утрате жизни.

Шекспир.

Задание: расставить и объяснить знаки препинания в предложении. Выписать местоимения, указав их разряд.

Всей (определительное), нашей (притяжательное), ее (личное), нам (личное), мы (личное), его (личное), моя ( притяжательное), они (личное), для меня (личное).

III. Работа по основной теме.

1. Работа по таблице «Виды речи» в учебнике, стр. 211.

Построение

Аргументирующая речь (убеждающая и агитирующая)

Воздействующая речь

Информирующая речь

1. Цель

Убедить в спорном вопросе, вызвать отклик, доказать.

Выразить чувство, отношение, похвалить, воодушевить.

Сообщить о событиях и явлениях, вызвать интерес.

2. Композиция:

а) введение;

б) основная часть;

в) заключение

а) заинтересовать слушателей;

б) выдвинуть тезис;

в) четкий вывод, указать на действия (агитирующая речь), призыв.

а) учет адресата, прямое сообщение;

б) усиление, сравнение прекрасного;

в) призыв к чувствам слушателей.

а) проблемный вопрос;

б) закон продвижения адресата, четкий план, интересные факты;

в) выводы.

3. Способы изложения материала

Методы: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии.

Метод аналогии, цитирование.

Ступенчатый метод, хронологический метод

4. Тип речи (доминирующий)

Рассуждение, описание.

Описание, повествование.

Повествование, описание, рассуждение

5. Стиль речи

Научный, научно-учебный, разговорный

Художественный, публицистический.

Официально-деловой, научный, публицистический.

6. Жанры речи

Дискуссия, диспут, беседа, лекция, доклад, научное сообщение, полемика, ответ у доски или на экзамене.

Поздравительная речь, юбилейная, комплимент, благодарственная речь, обращение, слово.

Лекция, сообщение, инструктаж, обзор, телевизионная речь.

Каждая из разновидностей речи имеет свои особенности в целях, в планировании, в тактике и стратегии речи. Далее предлагается прочитать материал на страницах 212-214.

В начале урока вы выступили с небольшими сообщениями. К какому виду речи их можно отнести? Докажите, используя материал таблицы. ( Воздействующая речь)

2. Выполнение упражнения 292, стр. 215.

На основе этого упражнения учитель отрабатывает и закрепляет не только новый материал, но и необходимый для повторения и подготовки к ЕНТ, т.е. задания даются на усмотрение учителя.

Гимн парте

…Старая парта! Помнишь ли ты того первого школяра, который, набравшись нахальства, вскочил на тебя ногами, не подозревая о том, что если бы все парты мира поставить друг на друга, то по ним можно было бы добраться до Луны, что, кстати, уже и сделано, и не без твоей помощи!

Мудрая парта! А помнишь ли ты всех великих, которые, не будучи еще великими, уже сидя за тобой, стремились к великой цели и только тебе одной поверяли свои первые стихи и теоремы, проекты и прожекты, грандиозные замыслы путешествий и чертежи космических аппаратов?

Терпеливая парта! Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет, и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и о ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…

Презираемая, когда урок нагоняет тоску, обожаемая, когда он тоски не нагоняет, а уносит тебя к заоблачным вершинам знаний, где парят еще не открытые законы, нерешенные уравнения, невыведенные формулы, необнаруженные звезды, не пойманные никем доселе бабочки, еще не выращенные цветы, – ты, о парта, ты – колыбель гениев. Одно из самых великих изобретений, которому благодарное человечество, несомненно, еще поставит памятник. (М.Ю. Федосюк и др.)

IV. Подготовительная работа по тестовым сборникам ЕНТ.

1. В бытовой устной речи употребляются

  1. Специальная лексика
  2. Общественно-политическая лексика
  3. Разговорная лексика, просторечие
  4. Термины
  5. Стандартизированные словосочетания.

2. Определите, какая из характеристик соответствует официально-деловому стилю

  1. Языковые средства – научные термины, сложные предложения, вводные слова.
  2. Языковые средства – тропы, разнообразие синтаксических конструкций.
  3. Языковые средства – общественно-политическая лексика, обращения.
  4. Языковые средства – речевые штампы, сложные предложения.
  5. Языковые средства – бытовая лексика, неполные предложения.

3. В заявлениях, объявлениях, отчетах используется стиль:

  1. Научный
  2. Художественный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический
  5. Разговорный

4. Стилевыми чертами научного стиля являются:

  1. Точность, конкретность, стандартизированность, предписывающий характер
  2. Объективность, строгая логичность, доказательность, точность
  3. Непринужденность, неподготовленность, спонтанность, эмоциональность
  4. Эмоциональность, экспрессивность, создание художественных образов
  5. Логичность, призывность, эмоциональность, оценочность.

5. Публицистический стиль используется для

  1. Постановлений
  2. Протоколов
  3. Инструкций
  4. Газетных статей
  5. Докладных

Ключ: 1 С; 2 С; 3 С; 4 В; 5 D.

V. Домашнее задание: упражнение 293 или 297 (по выбору учащихся), практикум по пунктуации (знаки препинания на стыке двух подчинительных союзов) на стр. 219.