Цель: формирование лингвистической грамотности как качества цельной личности.
Учебно-воспитательные задачи:
- дать учащимся представление о деепричастии как части речи; формировать умение находить слова данной части речи в тексте; расширить речевую компетентность учеников;
- развитие речевых навыков, навыков правильного употребления деепричастий; развитие внимания, логического мышления;
- формирование у школьников представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного анализа текста; воспитание чуткого отношения к окружающим.
I. Организационный момент.
II. Ход урока.
1. Пятиминутка
Доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
- Как вы понимаете эти слова?
- Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
- Замените выражение “одеяние, которое никогда не ветшает” словосочетанием, соответствующим модели (прич. + сущ.).
- Выполните разбор данного словосочетания.
2. Вспомним изученное по теме “Причастие как часть речи”
III. Объяснение нового материала.
1. Сравните два предложения:
Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернулся в узел и стал глядеть в море.
Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. М. Горький
- Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Вполз, лёг, свернулся, стал глядеть)
- Что обозначают эти слова? (Действия, признаки, одинаковые по важности)
- Назовём глаголы второго предложения. (Вполз, лёг)
- Можно ли отнести к глаголам слова свернувшись и глядя? Почему?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- От слов какой части речи они образованы?
- Что они обозначают?
- Как изменяются глаголы?
- Попробуйте изменить слова свернувшись и глядя. (Они не изменяются)
- Какая часть речи не изменяется? (Наречие)
- Какой вывод следует сделать?
Перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия. Такие слова называются деепричастиями.
Тема сегодняшнего урока Деепричастие как часть речи (записывается тема урока).
Сегодня мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся видеть различия между деепричастиями и глаголами, находить деепричастия в тексте.
3. Работа с термином
- Деепричастие. Из каких двух частей состоит данное слово?
- Обратимся к этимологическому словарю.
Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.
- Работа с опорной таблицей. Cхема
4. Подведём итог
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом?
Морфологические признаки – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.
Синтаксическая роль – в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
От глаголов уважать, расположиться, сыграть, стучать образовать деепричастия, выделить суффиксы.
5. Работа с текстом
Старый повар
Почти двести лет назад на окраине Вены в маленьком доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, посуда, покрытая трещинами и клавесин – единственное богатство его дочери Марии.
Когда Мария, умыв умирающего, надела на него чистую рубаху, он сказал: “Я никогда не любил священников, но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет”.
Мария, накинув платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, маленький, худой человек. Он сел, подвинув к кровати табурет, и сказал: “Говорите! Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”.
И старик рассказал о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини золотое блюдо и, разбив его, продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола. Если бы я знал, что золото не поможет Марте, разве я мог украсть!” “То, что вы совершили, не грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю”.
Тогда старик, неожиданно улыбнувшись, сказал: “Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад весной. Но я понимаю, что это невозможно…”
Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет. “Слушайте и смотрите, - сказал он”.
Звучит музыка (Моцарт “Фантазия”), на экране появляется визуальный ряд.
Незнакомец перестал играть, как будто заколдованный собственной музыкой.
Старик, сильно задыхаясь, сказал: “Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!”
Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
По К. Г. Паустовскому
Клавесин * - старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент.
Поразмышляем над прочитанным
- Почему старику важно исповедоваться первому встречному?
- Имеет ли место в данном случае разговор о милосердии? Кто проявляет милосердие по отношению к ближнему?
- Донн Джон сказал: “Быть милосердным значит делать всё, что в наших силах”. Как связаны эти слова с рассказом Паустовского?
Словарная работа
Учащиеся записывают слова милосердие, человеколюбие, благородство, знакомятся с их лексическим значением, составляют словосочетание, соответствующее модели (дееприч. + сущ.).
Работа с текстом
- Докажите, что перед нами текст.
- Какого он стиля?
- К какому типу речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
- Какова основная мысль?
- Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
- Учащимся предлагается записать следующее предложение: Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет.
- Как вы думаете, как называется конструкция (подойдя к клавесину)? Аргументируйте свой ответ.
- Выпишите из текста другие предложения с деепричастными оборотами.
Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно понравилось…
Я могу похвалить себя за …
Домашнее задание: § 141 (теория), записать 7 пословиц, в которых используются деепричастия.