Урок развития речи. Сочинение-описание с элементами повествования по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

Разделы: Русский язык


Данный урок является продолжение работы по развитию речи в 6-х классах общеобразовательной школы. Учащиеся уже знакомы с такими типами речи, как описание отдельного предмета и предмета в интерьере, имеют представление о повествовании. И данный урок, вопреки классическим представления, мною проведен не как урок подготовки к сочинению-описанию, а как урок – сочинение-описание с элементами повествования. Для этой цели в планировании отмечена работа с правилами написания повествования.

Комбинированный урок по развитию речи – работа групповая и индивидуальная.

1. Аналитическая работа по картине Т.Н. Яблонской “Утро” (1 час).

2. Практика написания сочинения описания с элементами повествования (2 час).

Цели и задачи урока.

1. Знакомство с творчеством художницы Т.Яблонской.

2. Продолжить работу над написанием сочинений разных жанров.

3. Описание с элементами повествования.

4.Словарно-орфографическая работа.

5. Умения и навыки в характеристике темы сочинения.

6. Навыки в исправлении речевых и грамматических ошибок.

7. Работа над планом сочинения.

Предварительное домашнее задание.

1. Самостоятельный устный анализ репродукции картины и ее фрагментов (вкладыш учебника, упр.177).

2. Словарно-орфографическая работа (упр.176).

3. Самостоятельная работа с толковым словарем и синонимами: аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный.

4. Используя наводящие вопросы упр. 177, составить простой план.

Оборудование урока.

1. Слайд-праграмма с анализом картины “Утро”.

2. Учебник с репродукцией картины “Утро”.

Ход урока

Работа начинается представления целей урока /слайд 3/. (Презентация)

Далее следует знакомство с личностью художницы Т.Н. Яблонской. Если позволяет время, то можно представить ее творчество более объемно /слайды 4-9/.

Необходима также работа по развитию ассоциативного мышления /слайд 11/.

Непосредственный ход урока по картине “Утро”.

Активизация мышления учащихся.

Какие ассоциации /сравнения, представления/ возникают у вас при слове “утро”?

А что может быть изображено на картине, которая называется “Утро”?

Обращаю внимание на картину и задаю проблемный вопрос, на который они отвечают, написав сочинение: каким же видит утро художница Т.Н. Яблонская и каким его представляют ребята? /слайды 12-13/.

 В ходе рассуждений учащиеся начинают описывать комнату девочки, и я обращаю их внимание на незнакомые предметы и даю им толкование /слайды 14-15/ .

Выяснить лексическое значение слов /индивидуальная домашняя работа/.

Эстамп, кашпо, бахрома

Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) — станковое произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо литографский оттиск (отпечаток), как правило, на бумаге, изображения, выполненного на литографском камне либо на печатной форме из меди или стали травлением или резьбой.

Кашпо - декоративная ваза из керамики, пластмассы, дерева, предназначенная для установки внутрь цветочных горшков с растениями. Кашпо устанавливается в интерьере или на открытом воздухе с целью оформления пространства…

Бахрома - (тюрк., от араб. махрама - платок), гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями; украшение к занавесям, мебели, абажурам.

И как только работа над незнакомыми словами закончена, обращаемся к домашнему упражнению 146 (преподавание русского языка ведется по программе и учебнику под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

М., “Просвещение”, 2008). Дома ребята выполнили самостоятельно это упражнение и сейчас проверяют вместе со мной правильность написания словарных слов /слайд 16/.

Упражнение 176.

Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянная кровать, выход на балкон, оградительная решетка, прекрасную квартиру, абажур под потолком.

Продолжение работы на уроке связано с повторения типов речи, и даны две таблицы, где указаны особенности описания и повествования /слайды 17-18/.

Это работа по повторению и не занимает много времени.

Повествование - последовательные, сменяющие друг друга действия, события.

В повествовании рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга. Как бы создается лента кадров. Мир в таком тексте предстает динамичным/ насыщенным действием, быстротой развития событий/, в движении.

Чтобы подчеркнуть последовательность действия, используются слова и словосочетания, обозначающие время/ потом, через час-другой, через некоторое время/, глаголы движения, обычно прошедшего времени…

Элемент повествования связан у меня с образом девочки: ее не только надо описать, но и предположить, что, возможно, она делала, когда встала, и будет делать, когда закончит зарядку. Для этого я задаю ряд наводящих вопросов /слайд 24/.

На протяжении всего урока проводится работа по предотвращению речевых ошибок, подбору слов-синонимов. Для запоминания необходимых слов на слайде “пляшет” карандашик, и ребята знают, что информация с данного слайда должна быть записана в тетради /слайды 21, 23, 26/.

Когда же речь заходит об описании, я напоминаю ученикам о том, чтобы описать какой-либо предмет или явление, необходимо подобрать эпитеты (с эпитетами они также знакомы: работа по развитию речи в пятом классе начиналась по программе под редакцией Бабайцевой и учебнику “Русская речь” под редакцией Никитиной). Подробная работа с эпитетами-синонимами проводится постоянно /слайды 19-23/.

После подготовительной работы ребята совместно с учителем делают выводы о том, какую цель перед собой ставила художница, изображая утро девочки, каков смысл названия картины /слайд 28/.

Выводы.

Своей картиной “Утро” художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает, что мы не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую балконную дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо и просто в этой картине. На самом деле художница все в ней очень продумала до последней детали, что и помогло ей раскрыть замысел.

Перед тем как начать писать сочинение, я обращаю внимание ребят на образец уже готовой работы и предлагаю отметить недостатки и достоинства сочинения /слайды 30-31/.

Образец сочинения.

Своей картиной “Утро” художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает, что мы не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую балконную дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо и просто в этой картине. На самом деле художница все в ней очень продумала до последней детали, что и помогло ей раскрыть замысел.

Учащиеся отмечают, что сочинение-образец написано не по плану. Поэтому вспоминаем особенности сложного плана к сочинению /слайд 32/.

План сочинения-описания

1. Несколько слов о создателе картины /художнике/.

2. Передо мной картина…

а) передний план…

б) задний план…

в) общее впечатление о картине…

3. Смысл названия картины.

!!! ПОМНИТЕ, что перед вами условная схема плана.

Тут же напоминаю о проблемных вопросах, заданных в начале урока: каким же видит утро художница Т.Н. Яблонская и каким его ребята?

В заключение открываю слайд с картиной “Утро”, который будет перед глазами ребят до завершения работы.

На втором уроке учащиеся пишут сочинение - описание с элементами повествования. / На следующем уроке предполагается работа над ошибками, допущенными в содержании сочинения/