Разработка урока по русскому языку в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. "Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова.
  • коррекция мышления.
  • привитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • таблица по теме урока,
  • таблица "определение рода существительных",
  • индивидуальные карточки,
  • картинки-загадки,
  • зелёная паста для выделения орфограммы.

Ход урока

I. Оргмомент.

1) Проверка готовности учащихся к уроку.

2) Беседа с дежурным:

а) какое сегодня число?

б) кто отсутствует в классе?

II. Проверка домашнего задания.

(проверка по цепочке)

Упр. 247, стр 107, объясните написание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова.

Н-р: Спелая рожь. Ночной сторож. Красный карандаш. Полевая мышь.

Вопросы к классу.

  • Что называется именем существительным?
  • Как пишутся существительные с шипящей на конце женского рода?
  • Как пишутся имена существительные с шипящей на конце слова мужского рода?

III. Повторение.

Определение рода существительных

Работа по таблице и в тетрадях:

М.р Ж. р Ср. р.
он-(мой) она(моя) оно-(моё)
день сирень окно
сарай книга солнце

Вопросы к классу.

  • Сколько родов имеет имя существительное?
  • Как определить мужской род?
  • Как определить женский род существительных?
  • Как определить средний род существительных?

Работа в тетрадях.

1) группа: словарный диктант под диктовку, запись слов в столбик по родам.

стена, конь, ежь, ежиха, голубка, голубь, здание, небо, письмо, кошка, кот, школьница, дерево, стол, бензин, трава.

2) группа: Работа по индивидуальных карточкам. Определить род существительных и записать в нужный столбик.

IV. Логопедическая минутка.

Автоматизация произношения звука "ш"

Шапкой Миша шишки сшиб.

(индивидуальное проговаривание, выделяя звук "ш" и хоровое)

V. Физминутка

Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют ряд упражнений.

VI. Закрепление.

Вопросы к классу.

  • Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце слова?
  • Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце слова?
  • Как отличить мужской род от женского?

Учащимся предлагаются рассмотреть картинки: (шалаш, мышь, мяч) Картинки закрепляются на доске.

Вызванные ученики прикрепляют соответствующие подписи под картинками, объясняя написание слов с шипящим на конце.

Н-р. Шалаш - сущ., м.р -Мышь - сущ., ж.р. -: Мяч - сущ., м.р. -Рожь - сущ., ж.р. - ь

Вопрос к классу.

  • Какая разница в написании существительных мужского рода и существительных женского рода в единственном числе?

Вывод: (используя таблицу)

В существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется.

У существительных мужского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак не пишется.

VII. Комментированное письмо.

Работа с пословицами, с воспитательным моментом.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

(Один ученик у доски объясняет, а все записывают в тетрадь).

Вопрос ученику.

  • Чему учит эта пословица?
  • Кто может быть хорошим товарищем?

Найти орфограмму и объяснить ж.р.

Помощь оказал, дружбу доказал.

Вопрос ученику.

  • Чему учит это пословица?
  • Какую помощь можно оказать другу?
  • Найди орфограмму и выдели.
  • Какие ещё орфограммы есть в этой пословице?

VIII. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

1 группа

Упр. 254, поставить существительные в единственном числе, орфограмму выделить зелёной пастой.

Н-р: Летняя (ночи)

Летняя ночь

Верный (товарищи)

Верный товарищ

2 группа.

Упр. 251, выделить существительные в единственном числе с шипящее на конце слова.

Н-р: На чужбине и калач не в радость.

IX. Игровой момент.

Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске закрыты 5 предметов (мышь, мяч, ёж, ландыш, грач)

Учитель загадывает загадки, а учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана верно, то учитель открывает нужную картинку и ученик объясняет написание этого слова.

Н-р: 1) Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет. (Мяч)

Чёрный, проворный,
Кричит "Кряк",
Червям враг. (Грач)

Хвост длинен, если крошки,
Боимся очень кошки. (Мышь)

Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (Ёж)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш).

Белые горошки на зелёной ножки. (Ландыш).

X. Подведение итога урока.

Как пишутся существительные женского и мужского рода ед. числа с шипящей на конце слова?

XI. Комментирование оценок.

Оцениваются ученики по активности участия на уроке и по индивидуальным заданиям.

XII. Домашнее задание.

Упр. 253, стр 108, найти существительное с шипящей на конце слова и выделите, определяя род (для I группы).

II Группа Списать 4 предложения и подчеркнуть слова с шипящее на конце слова.