Русский язык
-
Урок "На службе у частей речи" 2010
Автор не только знакомит учащихся со служебными частями речи, но и практически доказывает их роль в нашей речи. В течение всего урока учащиеся наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы. Также на уроке проводится работа по выявлению орфографической зоркости (работа "Корректор") и творческая по использованию служебных частей речи в предложениях.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка 2010
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся очень важно, чтобы учитель знал возможности каждого ученика, чтобы пришел к твердому убеждению, что все они способны справиться с поставленными перед ними задачами. К такому убеждению должны прийти и сами ученики.
-
Урок-путешествие по теме "Притяжательные прилагательные" 2010
Урок знакомит учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием. Проводится в форме путешествия, что позволяет повысить уровень познавательной активности и общей мотивации учащихся.
-
Урок "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" 2010
В ходе урока учащиеся знакомятся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа, учатся находить их среди других существительных и правильно использовать. Дать почувствовать учащимся удивление, гордость, сопричастность при осознании значимости самостоятельно сделанного открытия. Развиваются важнейшие интеллектуальные качества: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
-
Развитие речи. Словари. 6-й класс 2010
Работа со словарями на уроках русского языка способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции. Ученики овладевают языковым богатством, у них формируются навыки употребления нормативного русского литературного языка. Умение школьников работать со словарем и справочной литературой является одним из важных навыков для развития устной и письменной речи учащихся.
-
Письмо как эпистолярный жанр. 5-й класс 2010
Автор знакомит учащихся с эпистолярным жанром, его этикетными особенностями и учит писать письма. В ходе урока учитель дает понятие "эпистола", "адрес", "адресант"; знакомит с особенностями заполнения конверта, с памяткой по правильному оформлению адреса.
-
Грамматическое значение предложения. 8-й класс 2010
Учащимся предоставляется возможность научиться определять грамматическое значение предложения и способы его выражения; обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся о предложении, как о единице языка.
-
Правописание слов с сочетаниями жи-ши 2010
Урок развивает орфографическую зоркость: умение находить данную орфограмму в устном и письменном слове, оформлять ее на письме, находить и исправлять ошибки.
-
Повторение и закрепление правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу 2010
Урок закрепляет знания, умения и навыки учащихся по теме. Активизирует познавательную деятельность, развивает внимание, наблюдательность, логическое мышление.
-
Повторение и обобщение по теме "Лексика. Фразеология" 2010
Урок разработан для достижения следующих целей: повторить, обобщить и закрепить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями, в том числе электронными; ознакомить учащихся с типами заданий ГИА (ЕГЭ) по лексике и фразеологии.
-
Внеклассная работа по русскому языку в классах компенсирующего обучения 2010
Внеклассная работа по русскому языку является мощным средством расширения и углубления знаний. Важное место на занятии отводится словарной работе, игровым моментам, орфоэпическим упражнениям, выразительному чтению, составлению связных высказываний и текстов.
-
Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья 2010
В данной разработке сделана попытка обобщить накопленный практический опыт организации и проведения словарной работы на уроках русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида. В статье содержатся методы и приемы, используемые при проведении словарной работы.
-
Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-й класс 2010
Урок способствует закреплению знаний об особенностях составных именных сказуемых, развитию умения видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
-
Правописание безударных гласных в приставках. 3-й класс 2010
Урок знакомит учащихся с новым орфографическим правилом правописания безударных гласных в приставках. Учащиеся систематизируют знания по орфографии, продолжают работу по формированию орфографической зоркости; расширяют словарный запас.
-
Природа как объект краеведческой деятельности 2010
В статье говорится о важном значении краеведения в углублении представления школьников об истории, природе, искусстве родного края, расширении идейного кругозора, воспитании жажды познания.
-
Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан" 2010
На изложении учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством художника, с новым лингвистическим термином "градация"; формируют навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения. Урок воспитывает эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи. Урок состоит из нескольких этапов, в которых активное участие принимают ученики, тем самым развивая свою устную и письменную речь.
-
Изучение безличных глаголов на уроках русского языка. 5-й класс 2010
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Данная методика показана в конспекте урока по русскому языку, применяется при изучении безличных глаголов.
-
Рабочая программа учебного предмета "Практикум по русскому языку и культуре речи" для обучающихся 7-х классов 2010
Материал представлен в виде тренировочных заданий, призванных проверить практические умения обучающихся, а также знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил, морфологии, словообразования, орфоэпических норм.
-
Мягкий знак на конце наречий после шипящих 2010
На уроке использованы технологии проблемного обучения, сотрудничества, уровневой дифференциации, личностно ориентированного обучения. Методы наблюдения, диалога позволяют самостоятельно решить поставленную перед учащимися проблему и сделать вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящую.
-
Интегрированный урок памяти "Письмо ветерану" 2010
Задачи урока – формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности истории Отечества, возродить традиции эпистолярного жанра, научить учащихся правильному написанию письма.
-
Чудодейственная сила глагола. 6-й класс 2010
Представленный урок предлагает отправиться в путешествие по стране "Глаголии". Таким образом, учащиеся знакомятся с чудодейственной силой глаголов (выявляется сила глагола в текстах; обогащается речь учащихся глаголами различных лексических групп).
-
Обращение и знаки препинания при нем. 8-й класс 2010
Материал урока может быть использован не только при изучении данной темы, но и при подготовке учащихся к экзаменам, так как содержит полную информацию об этой синтаксической конструкции: определение обращения, история обращений в русском языке, способ выражения, сведения о грамматической форме обращений, роль обращений в языке, использование в поэтической речи. К каждому разделу теоретического материала подобраны задания, включая аудиовопросы.
-
Написание наречий. 7-й класс 2010
Форма урока позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности обучающихся. Цели урока: формирование умения различать наречия и омонимичные формы; формирование орфографических навыков написания наречий; развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся; воспитание основ нравственности.
-
Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение по личным впечатлениям "Этюд о зимнем пейзаже" 2010
Урок входит в систему уроков развития речи и посвящается описанию природы в рамках темы «Имя прилагательное». Он будет полезен учителям, работающим по учебнику «Русский язык»: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2009. Урок призван систематизировать материалы к сочинению по личным впечатлениям.
-
Подготовка к новой форме итоговой аттестации в 9-м классе 2010
Урок из системы подготовки к ГИА. Он разработан по программе Т.А. Ладыженской и учебнику русского языка для 9-го класса под редакцией Л.А. Тростенцовой и др. Урок предполагает восстановление в памяти учащихся изученного в разных областях языка. В течение урока учащимися выполняются задания, помогающие оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетентности. Текст К.Г. Паустовского и музыка П.И. Чайковского призваны воспитать эстетический вкус учащихся к шедеврам мирового искусства.
-
Информационные технологии на уроках русского языка 2010
Данный урок – продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к экзамену. Он подготавливает учащихся к работе и в тестовой форме (в формате ГИА) и к работе над сочинением-рассуждением. Поскольку урок в основном построен на дополнительном материале, считаю, что лучшим является применение презентации, которая также служит источником информации. Данный урок адаптируем к разным моделям уроков.
-
Мастер-класс "Ораторское искусство" 2010
Методическая разработка содержит материал, указывающий на значимость овладения специалистом культурой речи с целью профессионального роста. В разработке приводятся примеры из Античности и из опыта работы Дейла Карнеги. В практической части показано как выработать хорошую дикцию, правильное дыхание, интонацию, красивый голос.
-
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов 2010
На уроке учащиеся учатся выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепляют полученные знания с помощью практических заданий различной сложности и содержания.
-
Не с прилагательными 2010
Цель урока - сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.