Правописание приставок при-, пре-

Разделы: Русский язык


Цель урока: показать зависимость написания гласных в приставках пре- и при от их значения, научить определять значение приставок при– , пре-.

Ход урока

1 этап – орг. момент.
2 этап – актуализация знаний (прием “яркое пятно”).
3 этап – постановка учебной задачи.
4 этап – “открытие нового знания”.
5 этап – динамическая пауза.
6 этап – работа по развитию речи.
7 этап – первичное закрепление.
8 этап – самостоятельная работа.
9 этап – рефлексия деятельности (итог урока).
10 этап – домашнее задание.

1 этап. Организационный момент.

Учитель здоровается, желает всем интересного урока, высказывает добрые пожелания, обращает внимание уч-ся на погоду за окном или какое-либо действие, отвлекает их. Запись числа и классной работы.

2 этап. Актуализация знаний (приём “Яркое пятно”).

Раздается стук в дверь. Учитель спрашивает: “Кто там пришел? Может быть, это чей-то приятель, который имеет привычку прерывать уроки, или врач, который пригласит вас на прививки, или привидение придумало устроить здесь привал”.

Входит почтальон, передает конверт синего цвета.

Учитель: “Вы заметили, какие у него грязные-прегрязные ботинки. Наверное, он преодолел очень много преград. Интересно, что он нам принес? Какой синий-пресиний конверт”.

Вешает на доску синий лист бумаги (синий конверт). На нем адрес: Г. Приволжск, Ул. Привокзальная, дядя Федор.

Учитель читает письмо дяди Федора, выделяя голосом некоторые слова с приставками При– и ПРЕ-: “Дорогие ребята! Приближается конец четверти, скоро каникулы, и я сильно-пресильно хочу поехать в Простоквашино. Но родители отпустят меня в Простоквашино только в том случае, если я закончу четверть с хорошими отметками. Помогите мне, пожалуйста, написать словарный диктант без ошибок. Ваш дядя Федор”.

Учитель: “Ну что, ребята, поможем дяде Федору прямо сейчас?”

Уч-ся раздаются карточки с группами слов, в которых пропущены гласные в приставках.

Прискакать пришкольный прибить присесть
Прибежать придорожный приклеить приплясывать
Прилететь прибрежный привязать припоминать

Преуспевать прекратить
Премного преграда
Презабавный предатель

Учитель: “Как вы думаете, ребята, сможем ли мы сейчас помочь дяде Федору? Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Можем ли мы, не зная орфографического правила, сделать правильный выбор?”.

3 этап. Постановка учебной задачи.

Учитель: “Какой же возникает вопрос? Какова же тема урока? Какую задачу поставим перед собой на этот урок?”

Уч-ся называют тему урока, определяют его задачу и цель. (“Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-.”)

Цель: научиться правильно определять гласную в приставках ПРИ-, ПРЕ-.

4 этап. Открытие нового знания.

Вопрос учителя:

“Как вы думаете, какое общее значение объединяет каждое из слов в группу?” Можно дать возможность детям изобразить значение слов.

1-я группа – приближение

2-я группа – близость к чему-либо

3-я группа – присоединение

4-я группа – неполное действие

5-я группа – высшая степень (близко значению слова “очень”)

6-я группа – значение приставки ПЕРЕ-

Чтение учащимися правила в учебнике (самостоятельно).

5 этап. Динамическая пауза

Учитель: “Настало время сделать привал и отдохнуть. Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду называть слова с приставками, которые мы сегодня изучаем, а вы будете хлопать в ладоши в том случае, если приставка пишется с И, и прикладывать палец к губам, если приставка пишется с Е”. Здесь можно использовать одно из упражнений в учебнике по данной теме.

Слова: прекрасный, преступление, приблизиться, пришкольный, прежуткий, прикоснуться, принарядиться, презабавный, приклеиться.

6 этап. Работа по развитию речи.

Учитель: “Придумайте по два предложения с парами слов, записанными на доске, так, чтобы было понятно значение каждого слова из пары. Например, пара слов: приёмник – преемник. “Слушать приёмник в комнате брата. Он стал преемником брата”.

Преступить (черту) – Приступить (к делу)
Пребывать (в городе) – Прибывать (в город)
Претворить (в жизнь) – Притворить (дверь)

Учитель: “Ребята, какой вывод можно сделать из данного упражнения?” (Значение слова зависит от выбора гласной в приставке).

7 этап. Первичное закрепление.

Упр. № 155 – 1-2 ученика у доски.

8 этап. Самостоятельная работа.

Упр. № 156 комментированное письмо.

9 этап. Подведение итогов.

Учитель задает вопрос: “Какую цель урока ставили? Удалось ли ее решить? Каким способом? Что нужно сделать еще?”

10 этап. Домашнее задание.

§14, ПРАВИЛО, УПР. 158.