Цель: познакомить пятиклассников с орфограммой буквы и-ы после ц, проверить усвоение ранее изученных тем: «Согласные твердые и мягкие», «Буквы ё–о после шипящих в корне». Закрепить умение различать написание гласных и – ы после ц.
Знать: условия выбора и – ы в корнях слов после ц.
Уметь: обосновывать выбор гласных и–ы после ц
Ход урока
1) Проверка домашнего задания (фронтальная).
Вопрос к классу: что было задано? (упр. 442)
Что надо было выполнить в упражнении? (Обозначить в словах изученную орфограмму).
Ученики поочередно читают предложения, проговаривая орфограмму «Буквы о-ё после шипящих в корне».
Вопрос к классу: На что указывает значок у слова щеголять?
(1. Нарядно одеваться; 2. Выставлять что-либо напоказ, хвастаться).
Вопрос: С какими видами орфограмм вы работали дома? («Правописание гласных о- ё после шипящих в корне».Ученик произносит правило).
Синтаксический разбор предложения
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). [= -].
Вопрос: Какие звуки являются непарными по твёрдости и мягкости? Приведите примеры.
([ч'], [щ'], [й']; [ж], [ш], [ц])
- Какие виды орфограмм в связи с этими звуками вы знаете? (Буквы и, у, а после шипящих: ).
А теперь разберёмся, когда пишутся гласные и–ы после ц.
2) Объяснение нового материала . «Буквы и–ы после ц»
а) На доске написаны слова:
цыплёнок, цыган, цыц, цыкать, цыпочки.
Учитель: «Записать эти слова в словарь трудных слов».
На странице 182 ученик читает вслух правило. Запись орфограммы в тетрадь.
Учитель читает вслух стихи и просит детей назвать слова на заданную орфограмму.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал:
Где и, а где же ы?
Вопрос: «Ребята, вы знаете, что такое цимбалы?» (Это музыкальный инструмент. Ящик со струнами, на котором играют деревянными ложками или молоточками).
б) Творческий диктант: заменить одним словом.
- Основной закон государства - конституция.
- Точная выдержка из какого-то текста - цитата.
- Прикрикнуть на кого-либо с угрозой - цыкнуть (исключение)
- Инструмент для вычерчивания окружностей – циркуль.
- Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны – цитрус.
- Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, облачностью - циклон.
в) Синтаксическая пятиминутка.
Запись и разбор предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). [= -] .
Вопрос к классу: Назовите слова, в корнях которых после ц пишется ы? (Это слова- исключения: цыц, на цыпочках, цыган, цыплёнок. В этих словах в корне после ц пишется ы).
- А какие гласные мы пишем в других частях слова после ц? (В существительных на -ция пишем и, в суффиксах и окончаниях существительных пишем ы. Например: коллекция, сестрицын, овцы).
Запись таблицы в словарик.
3) Закрепление материала.
Работа с перфокартой
В корне |
В суффиксе, в окончании |
На -ция |
цыган |
царицына |
делегация |
цистерна |
кузницы |
традиция |
цинк |
красавицы |
станция |
цилиндр |
проказницы |
грация |
цыц |
бледнолицый |
акация |
нарцисс |
куцый |
лекция |
панцирь |
|
|
Домашнее задание: параграф 87, упр.446(устно), упр.447 (письменно).