Использование информационно–коммуникативных технологий в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук.
  • Тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки.
  • Разбивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы и подбирать проверочные слова изменением формы слова или подбором родственных слов.
  • Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу.

Оборудование:

  • Музыка: вальс "Метель" Г.Свиридова, "Вальс цветов" П.И. Чайковского;
  • Карточки индивидуального опроса;
  • Слова для орфографической минутки;
  • Картины зимней природы;
  • ПК;
  • Акустическая система;
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент:

- Над какой темой мы работаем? (Слайд 1, 2).

- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?

- Что нового вы узнали на предыдущем уроке о написании имен существительных?

Если вы сомневаетесь при написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук, то у вас будет возможность на этом уроке откорректировать ваши знания по этой теме.

II. Чистописание : И Ш Ц Щ Ч А Л М.

- Почему прописные заглавные буквы И Ш Ц Щ Ч А Л М выделены в одну группу?

- Что вы знаете об этих буквах? Напишите их.

- Какая из них лишняя?

III. Орфографическая минутка.

а) Отгадайте загадку

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима).

- Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад). ( Слайд 3).

А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав еще одну загадку.

Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

- А какой сейчас идет месяц?

- Каким вы видите этот месяц?

В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.

В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

В старину февраль называли лютый, вьюговой и снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли Боногреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днем в феврале често бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет. Игорь Эммануилович Грабарь был великим пейзажистом, изобразил русскую природу.

Автор писал: "Когда я однажды взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". И это видение изобразил художник на картине "Февральская лазурь".

(Слайд 4).

Слайд 5 слова

I

  • зима
  • снегопад
  • февраль

II

  • вьюговой
  • снежень
  • ночь

III

  • снег
  • мороз
  • лёд

- На какое правило слова в первом столбике?

- Как проверить слово с безударной гласной в корне слова?

- Какие соединительные гласные в сложных словах? ( О или Е)

- Прочитайте слова во втором столбике. Какое правило спряталось в этих словах?

- Как проверить парную согласную в корне?

- Определите правило третьего столбика.

- Когда пишется разделительный Ь?

Слого-звуковой анализ слов: ночь.

Каким звуком оканчивается это слово? Какой род? Что мы знаем про этот звук? Как его называют? Какие шипящие звуки вы знаете?

IV. Работа по теме урока.

а) Четыре человека будут работать по карточкам. (Слайд 6, 7, 8)

№1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.

З:мой рус:кий лес сказочен и ч:десен. Снег укр..шает пуш:стые ветки д:ревьев. См:листые ш:шки в:сят на елях. В с:р:бряном уборе ст..ят кр:савицы- б:ре:ки

№2. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.

  • В лес примч:лся первый сне: .
  • Попр:сился на н:чле: .
  • Перепуганный не в шутку,
  • Прим:рять стал зайчик шу:ку!
  • Без иголки, без портного
  • Шу:ка новая готова.

№3. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно.

Закрутило м:тел: . Белка посп:шила к гн:зду. Гн:здо у зв:рька теплое. Забралась белка в гн:здо, прикрылась пуш:стым хвостиком. Х:лодный ветер и м:роз не страшны зв:р:ку. Утихла неп:года. Выл:зла белка из гн:зда. Она ловко поск:кала с дер:ва на дер:во. Вот белка вз:ла в ла:ки :ловую ш:шку. Она стала ее обгрызать. Вкусная еда у пуш:стого зв:р:ка зап:сена в кл:довой.

№4. Составьте из слов в каждой строчке предложение (Слайд 9).

  • Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
  • Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
  • Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

- Почему птицам зимой нужно помогать?

Все выполняют упражнение 54 из учебника Русский язык. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.

Прочитайте строки из стихотворения И. Бунина.

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет,-
Бледная тень набегает и тает:
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Выпишите существительные женского рода в начальной форме. Разберите их по составу. Отметьте твердую и мягкую основы.

V. Физкультминутка под вальс Г. Свиридова "Метель". (Слайд 10).

Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова.

VI. Упражнение 68 из учебника Русский язык. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. - устно.

Вспомните, изменяются ли существительные по родам. Какого рода бывают существительные? Как определить род существительных? Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего рода в начальной форме?

Упражнение 67 из учебника Русский язык. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. - письменно..

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных и помещенных в скобках орфограмм.

  • Звё..ной но..ю св..тло. На д..рогу л..жатся дли..ые тени. В тиш.. слышно журч..ние ключ.. . Во ржи (по)пискивают мыши. (На)рассвете мы с т..варищем ос..длаем к..ней и (в)путь.

Спишите текст. Выпишите выделенные существительные в начальной форме. Объясните, в конце каких слов мягкий знак указывает на род существительного.

VII. Проверка работ по карточкам.

- Какая картина подходит к твоему заданию?

- Прочитай текст.

Ребята, составьте любое предложение по картине. (Дети говорят свои предложения.) Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось, разберите его по членам предложения.

Проверка карточки № 3

- Послушайте, какой текст прочитает нам:

Приготовьтесь ответить на вопрос: "Почему белка зимой не спит?"

- Как прочитала:?

- Поднимите руки, кому понравилось чтение?

- Какое требование к чтению текста нужно соблюдать? (Читать текст нужно выразительно, соблюдая логическое ударение.)

- Почему белка зимой не спит?

- Как вы понимаете смысл выражения: "Крутится, как белка в колесе?"

- Что вы знаете о белках?

VIII. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих?

- У кого из вас вызывает затруднение написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, стоящих в начальной форме?

IX. Домашнее задание. (Слайд 11, 12).

Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Миниатюра - это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложения так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание.

Кормушки

Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.

Презентация