Урок развития речи в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по миниатюре А.И.Солженицына “Город на Неве”.

Цели урока:

  1. обучение написанию сочинения-рассуждения по данному тексту;
  2. совершенствование навыков анализа текста;
  3. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
  4. развитие интереса к творчеству А.И.Солженицына.

Оборудование:

  1. Портрет А.И Солженицына.
  2. Выставка книг А.И.Солженицына.
  3. Фотовыставка “Город на Неве”.
  4. Текст миниатюры “Город на Неве”.
  5. Рабочая таблица.

Программа урока

I. Оргмомент.

Ii. Этап актуализации субъективного опыта учащихся:

– Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Наша задача – подготовиться к написанию сочинения-рассуждения. Запишите тему урока “Подготовка к сочинению-рассуждению по миниатюре А.И.Солженицына” Город на Неве”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной?

III. Повторение композиции сочинения-рассуждения.

1.Слово учителя:

В соответствии с требованиями экзаменационная работа должна обязательно содержать… Что?

2. Составление плана:

  • Вступление.
  • Комментарий.
  • Авторская позиция.
  • Собственная позиция.
  • Заключение.

3. Работа над лексикой сочинения: заполнить таблицу, ответив на вопросы.

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор (что делает?)

важная

войны

раскрывает

актуальная

мира

формирует

волнующая нас

культур

доказывает

серьезная

экологии

иронизирует

злободневная

политики

отвергаешь

философская

образования

осуждает

политическая

искусства

восхищаться

глубокая

экономика

негодует

идеологическая

воспитания

убеждает

социальная

нравственности

подчеркивает

национальная

идеологии

говорит

IV. Работа по тексту А.И.Солженицына.

1. Слово учителя:

– Есть люди, которых называют столпами общества, самыми непререкаемых моральными авторитетами. Именно они одним своим существованием удерживают на должной высоте такую духовную планку, к которой всем нам ещё тянуться и тянуться. К личностям такого масштаба, безусловно, относится и Александр Исаевич Солженицын. (Именно по одному из его произведений мы сегодня и будем писать сочинение.) Почему уже несколько поколений россиян считают этого писателя “совестью наций”?

2. Выступление ученика с сообщением “А.И.Солженицын – совесть нации”.

3. Слово учителя:

– Текст, с которым мы будем сегодня работать, взят из цикла миниатюр “Крохотки”. Они писались в разное время. Первые из них были созданы с 1958 по 1960 год. Многие в связи с велосипедными поездками автора по Средней России. Попытки напечатать их на Родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате. Первая публикация – журнал “Грани” (Франкфурт, 1964, №56). В 1996-1999 Солженицын вновь пишет “Крохотки”. Этот шаг писатель объяснил так: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…” (из письма в “Новый Мир”).

Обратимся к миниатюре “Город на Неве”. Жанр этого произведения – путевой очерк.

4. Словарная работа:

Путевой очерк – одна из разновидностей художественно-публицистического жанра, отличается большей описательностью, создается на материале, собранном во время путешествий.

5. Выразительное чтение миниатюры “Город на Неве”:

Город на Неве

Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища и дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою России. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…

Какое счастье, что здесь уже ничего нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты.

Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, и окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

6. Беседа:

– Почему Солженицын посвятил своё произведение Петербургу?

– Чем покорил его город?

7. Выступление ученика: заочная экскурсия по Петербургу.

8. Работа с текстом, заполнение рабочей таблицы:

вопрос

ответ

1. Определите тему текста.  
2. Запишите ключевые слова.  
3. Сформулируйте проблему текста.  
4. Назовите затронутые автором аспекты проблемы и его мнение по каждому из них.  
5. Какова идея текста?  
6. Сформулируйте позицию автора.  
7. Аргументы ЗА  
8. Заключение.  

9. Создание различных вариантов вступительной части сочинения-рассуждения.

Задание: продолжите вступление.

1 вариант

А.И. Солженицын – великая личность, писатель, внёсший огромный вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории…

2 вариант

Санкт-Петербург.… Сколько поэтов, писателей воспели его красоту в своих творениях!

10. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя:

– “Солженицын – продолжатель традиций русской классической литературы. Как и у Федора Михайловича, его тема – надо начинать с себя. К этому призывал и сам так жил. Всегда оставался верен своим нравственным понятиям” (Юрий Любимов, режиссёр). Как важно сохранить в себе этот нравственный стержень! Этому мы учимся у писателя.

11. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.