Проблемы обучения письменной русской речи в школе

Разделы: Русский язык


В настоящее время одна из основных проблем образования – проблема всестороннего развития личности каждого учащегося, подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Кем бы ни стали современные выпускники школы, они должны быть культурными людьми, а по – настоящему культурный человек должен свободно и грамотно говорить и писать, уметь точно излагать свои мысли.

Важной задачей обучения русскому языку является развитие речи учащихся в устной и письменной форме. Умение свободно излагать свои мысли в письменной форме – это сложное умение, требующее от учащихся овладения определенными действиями, приемами работы.

Одно из направлений в работе по развитию письменной речи учащихся – обучение нормам литературного языка, в том числе орфографическим и пунктуационным.

Главное место на уроках русского языка занимает работа по овладению орфографическими нормами. Эта работа должна проводиться практически на всех уроках. Основное содержание работы по овладению орфографическими нормами отражено в Программе по русскому языку. Важно, как будет организовано усвоение этих норм на уроке.

Учебники русского языка для 5–9-х классов позволяют в течение года проводить работу по совершенствованию орфографических навыков учащихся. На каждом уроке нужно выделять специальное время для такой работы, учитывать пробелы в орфографии, использовать задания обобщающего характера, совершенствовать у учащихся навыки самопроверки и самоконтроля.

С этой целью можно использовать различные виды работы:

  • упражнения с графическим обозначением условий написания;
  • орфографические диктовки;
  • группировка слов по видам орфограмм;
  • составление обобщающих таблиц;
  • составление словосочетаний и предложений с языковыми средствами, норму употребления которых нужно запомнить.

Орфографические задания на уроках развития речи нужно связывать с темой предстоящей работы. Необходимо также совершенствовать навык проверки написанного текста.

Формирование пунктуационных умений и навыков начинается с обучения применению правила. Один их важных моментов применения пунктуационного правила – произвести синтаксический анализ структуры предложения. Неправильный анализ структуры предложения приведет к ошибкам. Поэтому должны быть использованы такие формы работы, которые помогут учащимся овладеть такими навыками: использование условных обозначений, составление графических схем.

В 8–9-х классах заканчивается систематическая работа по пунктуации в школе. В связи с этим необходимо в этих классах стремиться к тому, чтобы пунктуационный навык был сформирован окончательно.

Работа по развитию письменной речи учит учащихся развивать свои мысли на выбранную тему, дает учащимся возможность высказывать свою точку зрения, свой взгляд на мир, позволяя реализовать себя в написанном. Учащимся нужно предлагать попробовать силы в создании письменных работ разных форм. Многообразие форм письменной речи формирует литературные взгляды и вкусы учащихся, приобщает к литературному творчеству.

Учащиеся 5–7-х классов могут написать письмо, миниатюру, загадку, сказку, рассказ о себе и о своей жизни, дать письменный ответ на вопрос, написать заметку в стенгазету, сообщение.

В 8–11-х классах учащимся предлагаются другие формы письменной речи:

  • репортаж на определенную тему;
  • интервью;
  • рецензия на самостоятельно прочитанное произведение современной литературы;
  • отзыв о книге или фильме;
  • портретный очерк.
  • доклад или реферат;
  • эссе.

Невозможно сразу научиться писать правильно и хорошо. Это будет долгий процесс, который требует систематической работы.

Программой по русскому языку отведены специальные часы на развитие речи учащихся. На этих уроках основными формами письменной речи являются сочинение и изложение. Чтобы привить учащимся навыки самостоятельной работы над письменным текстом, необходимо последовательно обучать их овладению определенными действиями, приемами работы над сочинениями и изложениями. Такая работа проводится поэтапно, ее результатом является формирование умений и навыков учащихся за каждый курс обучения. В целом же в ходе обучения сочинениям и изложениям в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • определять тему сочинения;
  • подчинять сочинение и изложение основной мысли;
  • собирать материал для сочинения;
  • систематизировать собранный материал;
  • строить сочинения разных жанров;
  • выражать свои мысли точно, логично, правильно с точки зрения литературных норм;
  • совершенствовать написанное.

В ходе обучения сочинениям нужно постепенно и систематически доводить до сознания учащихся все те требования, которые предъявляются к данным работам.

В результате работы по обучению письменной речи в школе выпускник должен быть подготовлен к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Причем письменная работа является и вариантом задания С ЕГЭ по другим предметам.

Таким образом, обучение созданию письменных текстов, выражению в них собственного мнения, правильному использованию норм литературного языка, грамотному оформлению – одна из проблем современной школы, готовящей своих выпускников к жизни.