Цели: дать понятие о видах связи слов в
словосочетании; научить определять способ
связи в словосочетаниях; конструировать их;
закрепить понятия о строении и значении
словосочетаний; преобразовывать
словосочетания одного грамматического значения
в синонимичные с другими видами связи; правильно
употреблять словосочетания, связанные способами
управления и согласования; использовать в
речи словосочетания – стилистические синонимы.
Методические приемы: повторение
пройденного, объяснение учителя,
конструирование словосочетаний, работа со
схемами, составление алгоритма, словарная
работа, работа над речевыми нормами.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания
Упр.66 проверяется по цепочке, уделяя особое внимание на главное и зависимое слова. По ходу проверки упражнения вспоминаем виды словосочетаний.
3. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: монумент, истинный,
подлинный, гениальный, директор, секретарь,
традиция, идеал, стипендия, ветеран,
олицетворять, ландшафт, колорит, архитектура,
зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.
По выбору учителя и подготовленности класса
можно провести другую разминку:
Просклонять словосочетания с числительными:
Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста
девяносто шестой номер.
4. Объяснение нового материала происходит с попутным разыгрыванием сценок, заранее подготовленных учениками.
1 сценка
Выходят 2 ученика в образе главного и
зависимого слов. (Костюмы на усмотрение учителя).
Разговор нескольких слов между собой
Главное слово: Мой любимый способ связи – согласование. Люблю, чтобы со мной во всем соглашались: Буль то любимое лицо или род, число или падеж. Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»
Зависимое слово: Не все так стремятся
к власти. Вполне самостоятельное слово может
быть и очень зависимым. Это зависит от характера
слова. Я, например, мягкое и податливое, как воск.
Я тоже обожаю согласовываться, но терпеть не могу
быть образцом для подражания. Напротив, мне
нравится принимать такую форму, какую выбрало
другое слово, которое считают главным. Мне
доставляет удовольствие следить за малейшими
его изменениями и следовать им до тонкостей.
Так и живём – как нитка с иголкой. Ниточкой быть
так приятно! А отвечать на вопрос, который задает
мне главное слово – моё любимое занятие!
Затем учитель на доске записывает в столбик словосочетания, обозначает главное и зависимое слова, определяет какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составляет схему словосочетаний.
прил. х сущ. х
Пренеприятное известие прил. + сущ.прил. х сущ. х
Прибрежные заросли прил. + сущ.
прич. х сущ. х
Приближающаяся буря прич. + сущмест. х сущ. х
Этого пристанища мест. + сущ.
числ. х сущ. х
Второе приглашение числ. (поряд) + сущ.
2 сценка
Выходят 2 ученика в образе главного и
зависимого слов. (Костюмы на усмотрение учителя)
Разговор нескольких слов между собой.
Главное слово: Я вообще не люблю согласовываться, считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Управление – вот способ достичь всего, чего хочешь. Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж. Бывают ,конечно, у меня и свои капризы: то мне хочется, чтобы зависимое слово употреблялось с предлогом, то глаза бы мои не видели никаких предлогов, то подавай мне только один падеж, о других и слышать не хочу, то иногда я вроде становлюсь помягче – можно при мне постоять в винительном.
Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно! Я, как только слышу, что ко мне обращаются с вопросом от главного, как тут же принимаю нужную форму – падежную, разумеется. Падеж волнует меня больше всего! Это нить, связывающая меня с другими словами, грамматическое окошко в мир Предложения.
Затем учитель на доске записывает в столбик словосочетания, обозначает главное и зависимое слова, определяет какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составляет схему словосочетаний.
х сущ. сущ.. х
Привидение к знаменателю сущ. + сущ.
х глаг. сущ. х
Увидел привидения глаг. + сущ.
х глаг. мест. х
Примчаться к тебе глаг. + мест.
х глаг. сущ. х
Призадуматься над задачей глаг.+сущ.
3 сценка
Выходят 2 ученика в образе главного и
зависимого слов. (Костюмы на усмотрение учителя)
Разговор нескольких слов между собой
Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю. Несмотря на мой довольно жёсткий характер, мне их даже жаль – разные там инфинитивы, деепричастии, наречия, простые формы степеней сравнения, которые даже отказались от окончания. Все эти слова и формы слов не могут удовлетворить естественную жажду перемен, которая живёт в каждом. Но в них есть свой смысл, своё значение. Пусть примыкают ко мне по смыслу – я сделаюсь им опорой в жизни.
Зависимое слово: Даже странно слышать, как вы отзываетесь о примыкающих словах. Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Ах, напротив, нам, примыкающим, можно только позавидовать. Мы хоть и ощущаем свою зависимость, никак её другим не показываем : не бросаемся тут же изменять свою форму в угоду главному слову, не поворачиваемся, точно флюгель от ветра, то так, то эдак. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами, разве кто заставит нас отвечать на вопрос, то обнаруживается весь наш зависимый характер, но на этом вся власть главного слова над нами кончается. Мы зависим по смыслу и делаем это с большим смыслом, так чо нет никакого смысла в том, чтобы нас жалеть.
Затем учитель на доске записывает в столбик словосочетания, обозначает главное и зависимое слова, определяет какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составляет схему словосочетаний.
глаг. х нар. х
Прибыть неожиданно глаг. + нар.
глаг. х прил. х
Выглядел моложе глаг.+ ст.ср.прил.
нар. х нар. х
Очень небрежно нар. + нар.
глаг.х деепр. х
Спал сидя глаг. + дееприч.
глаг. х глаг. х
Старался приехать глаг. + н.ф. глаг.
5. Составление алгоритма определения вида связи между словами и способа подчинения.
6. Учителем раздается заранее подготовленная табличка с указанием видов связи слов в словосочетании и вклеивается в ученический словарь
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ |
Вид связи, при которой при изменении формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. | Вид связи, при которой с изменением формы главного слова форма зависимого слова не меняется, но главное слово управляет падежом зависимого слова. | Вид связи, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу(вопросу). |
Главное слово – самостоятельная часть
речи Зависимое слово – прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. |
Главное слово – самостоятельная часть
речи. Зависимое слово – существительное, местоимение. |
Главное слово – самостоятельная часть
речи. Зависимое слово – наречие, деепричастие, н.ф.глагола, степ.сравнения прил. |
ГЗ: предмет и его признак | ГЗ: действие и предмет, на которое оно направлено | ГЗ: действие и его признак |
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ГЗ | ОБЪЕКТНОЕ ГЗ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ГЗ |
7. Закрепление изученного (задание выполняется коллективно)
Записать словосочетания, составить схему,
определить вид связи слов.
Чей-то взгляд, ловить рыбу, крепко любить, любить
друга, любящий друг, воспитывать себя, наше пение,
пел громче, читать о Пушкине, два приятеля, умная
голова.
8. Практическое задания на отработку нового материала
Упр. 71 устно по цепочке
9.Тест
1 вариант
1) Распределите словосочетания по колонкам, отметьте знаком «+»
С определительным значением | С обстоятельственным значенем | С дополнительным значением | |
1. ЧИТАЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНО | |||
2. НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК | |||
3. НИКОГО НЕ ЗАМЕТИВ | |||
4. НАБИРАЛ СИЛУ | |||
5. ВЫГЛЯДИТ КРАСИВО | |||
6. ТКАЦКИЙ СТАНОК | |||
7. НЕ ВИДЕЛИ ВРАГА |
2) Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ | |
1. ВОВСЕ НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ | |||
2. НЕЛЁГКОЕ ДЕЛО | |||
3. РАД ВСТРЕЧЕ | |||
4. СЛЕТАВШИЙ ОТВЕСНО | |||
5. В СИЛЬНУЮ МЕТЕЛЬ | |||
6. НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ | |||
7. ОДИЧАЛА СОВЕРШЕННО |
3) Отметьте «+» синонимичные словосочетания.
КОЖАНЫЕ ТУФЛИ, ТУФЛИ ИЗ КОЖИ | |
СТОЛ ИЗ ДЕРЕВА, ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ | |
ГОСТИНИЦА ПРИ ДОРОГЕ, СЕЛЬСКАЯ ГОСТИНИЦА | |
КОЖАНЫЙ МАТЕРИАЛ, ДОРОГОЙ МАТЕРИАЛ |
2 вариант
1) Распределите словосочетания по колонкам, отметьте знаком «+»
С определительным значением | С обстоятельственным значенем | С дополнительным значением | |
1. КОФЕ ГЛЯСЕ | |||
2. ГУЛЯТЬ В ЛЕСУ | |||
3. ЗАВАРИВАЯ ЧАЙ | |||
4. НИЧЕГО НЕ РАЗОБРАТЬ | |||
5. ПО КОЛЕНО В ВОДЕ | |||
6. ВЫТЕРЕТЬ ЛИЦО | |||
7. РАССЕРЖЕННАЯ ГУСЫНЯ |
2) Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ | |
1. ШЁЛ К ДОМУ | |||
2. МИГАЮЩАЯ ЗВЕЗДА | |||
3. НЕ МОГ ВСТАТЬ | |||
4. ТУГО НАТЯГИВАЮТСЯ | |||
5. ВЫПАВШИЙ СНЕГ | |||
6. СЛЕТАВШИЙ НА ВЫСОТЫ | |||
7. СКРУЧЕННЫЕ НИТКИ |
3) Отметьте «+» синонимичные словосочетания.
КОМПОТ ИЗ ЯБЛОК, ЯБЛОЧНЫЙ КОМПОТ | |
НОЧНОЙ ХОЛОД, НОЧНАЯ ПРОХЛАДА | |
ОПЛАТА ПРОЕЗДА, ПРОЕЗДНОЙ ДОКУМЕНТ | |
ГИГАНТ ЛЕСА, ЛЕСНОЙ ГИГАНТ |
10.Итоги урока:
– С какими видами связи Вы сегодня
познакомились?
– Какими частями речи выражены главные и
зависимые сова в разных видах связи?
Оценки за урок.
11. Домашнее задание: §7, словарь ученический, упр. 72.
– Всем спасибо за урок! До свидания!