Цели занятия:
- Научить определять тему текста, структурные его части
- Научить создавать текст на предложенную тему, подбирать к тексту заголовок
- Формировать навык работы с информацией, заключенной в тексте
- Разграничить понятия «информация», «знания», «понимание»
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня я хочу рассказать вам одну притчу.
Однажды купец спросил факира:
– Почему ты не боишься держать змею за пазухой?
Наверное, ты очень храбрый человек?
– Видишь ли, – ответил факир, – бывают три вида
храбрости.
Первая – когда храбрец не представляет размер
опасности и поэтому не чувствует страха.
Вторая – когда храбрец представляет размер
опасности, пересиливает свой страх.
А третий вид храбрости – это храбрость знания,
это тогда, когда благодаря знанию ты не боишься, а
человек, не посвященный в тонкости дела, считает
тебя храбрецом. Поэтому я и не боюсь.
Задания.
– О чем именно говорит купцу факир? Как вы
понимаете фразу «храбрость знания»? (Выслушиваются
варианты ответов учащихся).
– А что такое знание?
(Выслушиваются варианты ответов)
– Предлагаю обратиться к материалам
свободной энциклопедии Википедии.
Зна'ние – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельностичеловека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Зна'ние в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.Зна'ние в узком смысле – обладание провереннойинформацией (ответами на вопросы) позволяющими решить поставленную задачу. Зна'ние (предмета) – уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей. Зна'ние – в теории искусственного интеллекта и экспертных систем – совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. 3на?ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).
– Обратимся еще к одному тексту.
Сова знала все и даже более того. Ничем
ее нельзя было удивить. Любое открытие она
принимала равнодушно и всегда говорила:
– Все это я знала двадцать лет назад.
– А знаешь?.. – спрашивал кто-нибудь.
– Давно знаю, – отвечала она, –
сказал бы что-нибудь новенькое.
Даже самые ученые выглядели полными невеждами,
когда Сова задавала им вопросы.
– А ты знаешь? – спрашивала она.
– Что?
– Ничего ты не знаешь и знать
не можешь, – отвечала Сова, – даже
говорить с тобой не стоит.
И вот однажды Сова узнала, что есть в лесу
мышонок, который ничего не знает.
– Вот это новость – впервые удивилась Сова.
– Такого даже я не знала.
И захотелось Сове своими глазами увидеть
необыкновенного мышонка. Долго она его искала.
Переловила много разных мышат и наконец
застала невежду мышонка возле его норки. Она
хотела его схватить, но мышонок успел юркнуть
в норку.
– Так это ты ничего на свете не знаешь?
– спросила Сова.
– Не знаю! – ответил Мышонок.
– Но ты же знал, что Совы едят мышей?
– Не знал! – ответил Мышонок.
– Зачем же спрятался от меня?
– Чтобы ты меня не съела, – ответил
Мышонок.
– Значит, ты кое-что все же знаешь!
– разочарованно сказала Сова.
– И не обманывай.
– Просто я кое-что понимаю! – сказал
Мышонок.
– Разве так может быть?! – удивилась снова
Сова.
– Можно все знать и ничего не понимать!
– ответил Мышонок. И скрылся в норке.
– Все равно я тебя поймаю! – сказала
Сове. – Ты мне все объяснишь, невежда.
С тех пор Сова целыми днями сидит в дупле
и думает. Думает, думает, а понять слова
Мышонка не может. Чуть стемнеет – летит
Сова ловить Мышонка, но тот как сквозь землю
провалился.
Много она переловила других мышей, но толку
от них не добилась. Ничего она из них,
кроме писка, выжать не могла. Вот и мается
Сова, вздыхает тяжко по ночам: «Ух-ух-ух!»
Задание.
– О чем эта история?
– Можно ли назвать данный эпизод текстом. Ответ
аргументируйте.
– Как соотносятся в тексте понятия «знание» и
«понимание»?
– Попробуйте объяснить сове позицию мышонка.
– Еще раз обратимся к энциклопедии.
Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
– Итак, каковы признаки знания?
Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
- быть подтверждаемым,
- быть истинным
- и заслуживающим доверия.
– Давайте проведем небольшую пунктуационную разминку. Запишите предложения.
«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения» С. Джонсон
Задания.
– Объясните постановку знаков препинания.
– Можно ли назвать цитату С Джонсона законченным
текстом? Почему?
– Поясните мысль С.Джонсона. Можно ли говорить о
знании, если мы не владеем информацией о
предмете, про который говорим?
– Скажите, пожалуйста, в чем вы видите различия
между понятиями «знание» и «информация»?
– Обратимся к Википедии.
Информация (от лат. informatio –
осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare –
придавать форму) – в широком смысле абстрактное
понятие, имеющее множество значений, в
зависимости от контекста. В узком смысле этого
слова – сведения (сообщения, данные) независимо
от формы их представления. Сведения об объектах
живой или неживой природы, их свойств и взаимном
влиянии друг на друга.
В настоящее время не существует единого
определения термина информация. С точки
зрения различных областей знания, данное понятие
описывается своим специфическим набором
признаков. Например, «информация» может
трактоваться, как совокупность данных,
зафиксированных на материальном носителе,
сохраняемых и распространяемых во времени и
пространстве.
Качество информации – степень её соответствия
потребностям потребителей. Свойства информации
являются относительными, так как зависят от
потребностей потребителя информации.
Объективность информации характеризует её
независимость от чьего-либо мнения или сознания,
а также от методов получения. Более объективна та
информация, в которую методы получения и
обработки вносят меньший элемент
субъективности.
Информацию можно считать полной, когда она
содержит минимальный, но достаточный для
принятия правильного решения набор показателей.
Как неполная, так и избыточная информация
снижает эффективность принимаемых на основании
информации решений.
Достоверность – верность информации, не
вызывающая сомнений. Объективная информация
всегда достоверна, но достоверная информация
может быть как объективной, так и субъективной.
Причинами недостоверности могут быть:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- непреднамеренное искажение субъективного свойства;
- искажение в результате воздействия помех;
- ошибки фиксации информации.
В общем случае достоверность информации достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искажённой информации и др.
Адекватность – степень соответствия
смысла реально полученной информации и её
ожидаемого содержимого .
Например задан вопрос – "Сколько у человека
пальцев на руке?"
- "На руке у человека пять пальцев" – ответ достоверный и адекватный,
- "У человека две руки" – ответ достоверный но неадекватный.
Доступность информации – мера возможности
получить ту или иную информацию.
Актуальность информации – это степень
соответствия информации текущему моменту
времени.
Эмоциональность – свойство информации
вызывать различные эмоции у людей. Это свойство
информации используют производители
медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции,
тем больше вероятности обращения внимания и
запоминания информации.
– Скажите, пожалуйста, а как соотносятся понятия «информация» и «знание»?
– Предлагаю вам решить две лингвистические задачи, предложены участникам интернет-занятия.
Задача 1
Одни французские фальшивомонетчики наделали кучу превосходных денег. И прелестно их сбывали – до тех пор, пока владелец одного магазина не заметил, что на купюре в 500 франков во фразе, предупреждающей об ответственности за подделку казначейских билетов, слово «штраф» написано с ошибкой. Торговец поспешил в правоохранительные органы, которые вскоре сумели выйти на след преступников. Теперь фальшивомонетчиков ждет суд. Между прочим, изготовление и распространение фальшивых денег наказывается тюремным заключением на срок до 30 лет и штрафом до 3 миллионов франков, так что ...
– Закончите эту историю каким-нибудь поучительным выводом.
Решение
...так что есть смысл хорошо учиться в школе.
– Почему именно такой и только такой вывод нужно сделать? Чем плохи другие выводы? Тем, что они подошли бы к любому тексту про фальшивомонетчиков. А для нашей истории – про неграмотных фальшивомонетчиков – такие выводы будут банальными.
Задача 2
– Это фрагмент из «Записных книжек» Сергея Довлатова.
Зашли мы с Грубиным в ресторан. Напротив входа сидит швейцар. Мы слышим: – Извиняюсь, молодые люди, а двери за собой не обязательно прикрывать?
– Понятна ли соль этой шутки? Спрашивать об
этом приходится потому, что не раз встречались
люди, которые, послушав эту историю, пожимали
плечами: дескать, ну и что? Действительно, разве
не нужно закрывать за собой двери? Над чем тут
смеется автор – непонятно.
– Поддерживаете ли вы такую точку зрения?
Понятно ли вам, что здесь смешного?
Решение
Швейцар для того и должен стоять при дверях,
чтобы открывать и закрывать их. Этого требует его
должность. Но швейцары, равно как и слуги вообще
– это атрибут «дворянского», или «буржуазного»
общества. (Правда, теперь еще и «ново-русского»,
но до него Довлатов не дожил.)
В советском же быту были распространены такие
лозунги: «у нас нет слуг», «берегите труд
уборщиц» или «Помоги, товарищ, нам – убери посуду
сам»... Очевидно, что швейцар исходит как раз из
такой позиции, требуя, чтобы посетители
закрывали за собой двери, то есть выполняли его
работу.
– Обратите внимание, вам была дана вся необходимая информация, однако решение задач вызвало затруднение, почему? (Предположения учеников)
– Конечно, мало получить информацию, нужно еще
суметь ее обработать, а тут нам пригодятся
знания. Помня об этой особенности
лингвистических задач, попробуйте решить еще
одну.
– Здесь два коротких фрагмента стихотворения
Александра Ибрагимова «14 декабрь, 1825»,
посвященного декабристам.
Посредине зимы перед Зимним дворцом
Нам стоять на плацу с обнаженным лицом.
Чтобы здесь, на Сенатской, посреди декабря
Расцвести...
– Заметили ли вы что-нибудь странное в содержании этих строк?
Решение и комментарии
Недоумение должен был вызвать Зимний дворец:
он вошел в историю в связи с событиями 1917 (!) года,
и к декабристам (1825 !) не имеет никакого отношения.
Автор стихотворения в истории, увы, не силен.
Пародист А. Иванов, нашедший этот пример,
отреагировал на оплошность поэта довольно
язвительно:
ЗИМНЯЯ ФАНТАЗИЯ НА СЕНАТСКОЙ
Я стою на плацу перед Зимним дворцом
С искаженным от страха и горя лицом.
Что такое – скандал, наваждение, бред?
Где Сенатская площадь?! Должна быть, а нет!
На Сенатской стою... Страх не сходит с лица:
Нету Зимнего здесь, хоть убейте, дворца!
Я подобного просто не в силах понять,
По моим представленьям, он должен стоять!
С убеждением этим я вырос и жил,
Я об этом стихи в одночасье сложил!
Мне со смехом сказал пробежавший юнец:
«Отродясь не стоял здесь твой Зимний дворец.
Ты бы, дяденька, прежде чем что-то писать,
Потрудился хотя бы об этом узнать...»
– Итак, что мы ищем в текстах? А что приобретаем
в результате?
– Нарисуйте таблицу, которую мы заполним на
основании текста про птицу.
Информация, которая содержится в тексте | Знания, которые я приобрел(приобрела), познакомившись с текстом |
Текст.
(Из книги Е.Н.Орлик «Тексты развивающие логику и мышление»)
– Отдай мне самое дорогое, и я вылечу тебя, –
сказала добрая волшебница маленькой птичке,
которая лежала на пустынном морском берегу и
умирала. Кровь быстро капала из раны на ее грудке
и окрашивала белый песок, унося жизнь из
маленького тела.
«Самое дорогое – это, конечно, жизнь, – подумала
птичка. – Но стоит ли доброй волшебнице брать у
меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая
волшебница, верно, шутит...»
И, взглянув на нее потухающими глазами, птичка
прошептала:
– Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.
Волшебница дотронулась своим жезлом до ее
ранки – ранка зажила, и птичка радостно
встрепенулась, ожившая и здоровая.
– А теперь отдай мне свои крылья! – сказала
волшебница.
– Нет! – отвечала птичка, вздрогнув. – Нет! Ни за
что!
– Разве они не самое дорогое для тебя?
– Потому-то я не могу отдать тебе их! – тихо
прошептала птичка. – Сделай лучше так, чтобы я
умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.
– Лети, – улыбнулась волшебница, – я не хочу
твоей смерти. Но помни, что_________
Дополнительное задание.
– Озаглавьте текст. Закончите мысль волшебницы.
Задание для самостоятельной работы
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый
день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро
деревья будут совсем лысые. А потом пойдут
туманы, – большая собака заберется в будку и
будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к
ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда
я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она
бьет меня лапой по голове и хватает зубами
поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".
– К какому типу принадлежит текст (описание,
повествование, рассуждение)?
– Что в тексте создает экспрессию в большей
степени – лексика или синтаксис?
– Определите тему текста. Почему она меняется?
– Назовите основную информацию этого текста.
Не жалейте о нас, ведь и мы б никого не жалели. Это неправда. Это – гордыня. И поэт, создавший эти строки, был горд. И защищался. За этими строками все кричит: жалейте нас, сострадайте... Плачьте с нами, не отпускайте... Держите нас на поверхности своей жалостью...
В. Токарева. "Телохранитель".
– К какому типу принадлежит текст (описание,
повествование, рассуждение)?
– Что в тексте создает экспрессию в большей
степени – лексика или синтаксис?
– Определите тему текста. Почему она меняется?
– Назовите основную информацию этого текста.
– И перед подведением итога еще одна притча
У крестьянина перестал работать трактор. Все
попытки крестьянина и его соседей починить
машину были напрасны. Наконец он позвал
специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал,
как действует стартер, поднял капот, и всё
тщательно проверил. Затем взял молоток,
прицелился, один раз ударил по мотору и привел
его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не
был испорчен.
Когда мастер подал крестьянину счёт, тот,
удивленно взглянув на него, возмутился:
– Как, ты хочешь сто монет только за один удар
молотком!
– Дорогой друг, – ответил мастер, – за удар
молотком я запросил только одну монету, а
остальные девяносто девять монет я беру с тебя за
мои знания, благодаря которым я исправил поломку,
сделав всего лишь один удар по нужному месту.
– Скажите, пожалуйста, что вы вынесли из
сегодняшнего нашего урока?
– Что понравилось? Что вызвало сомнение или
несогласие?
– И все-таки, что нужно нам для понимания текста:
владение знанием или умение добывать
информацию… На этот вопрос я надеюсь услышать
ваш ответ на следующем занятии.