Ойконимия поселка Таксимо

Разделы: Русский язык


При изучении темы "Имена существительные собственные и нарицательные" в курсе 5 класса, выполняя упражнение 493, мы с ребятами задумались над тем, как называются улицы в нашем поселке Таксимо, и обнаружили, что у нас нет улиц, названных в честь великих людей, но зато много названий, отражающих другие события и явления как прошлого, так и настоящего нашего поселка.

Так возникла мысль о создании проекта "Ойконимия поселка Таксимо". Не сразу определились с название проекта. Было предложено три названия: "Улицы нашего поселка", "Топонимия поселка Таксимо", "Ойконимия поселка Таксимо". Решили остановиться на третьем названии, т.к. слово "ойконимия" в переводе с греческого языка означает "совокупность ойконимов определенной территории", а "ойконим"- "собственное название населенного пункта".

Поскольку в Таксимо 8 микрорайонов (6 во временном и 2 в постоянном поселке), решили разделиться на 8 микрогрупп и начать работу по выявлению названий всех улиц поселка. На выполнение поисково-исследовательского этапа отвели 1 месяц.

По истечении этого срока все группы представили собранный материал и под руководством учителя классифицировали названия улиц, оформив это в виде таблицы.

Помимо выявления названия улиц, ребята анкетировали своих родителей, соседей, учителей на предмет своего исследования. Кроме того, были сфотографированы вывески с названиями улиц, наиболее интересные постройки в поселке, чтобы создать презентацию. На уроке, посвященном ойконимии нашего поселка, выступили представители всех групп.

По характеру доминирующей деятельности: поисково-исследовательский.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).

По предметно-содержательной области: межпредметный.

Цель проекта: систематизировать топонимы поселка Таксимо и предложить список имен людей, достойных увековечивания в названиях улиц поселка.

Задачи:

  • Составить список названий улиц Таксимо;
  • Классифицировать топонимы;
  • Узнать мнение жителей поселка о людях, достойных увековечивания в названиях улиц.

Методы:

  • Поиск и обработка информации;
  • Анкетирование;
  • Анализ и синтез.

Результаты исследования были представлены на уроке-презентации проекта "Ойконимия поселка Таксимо".

Цели урока:

  • Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
  • Пробуждение интереса к истории родного края.
  • Воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-презентация

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Ребята, в течение месяца вы работали над темой нашего урока. Вами проделана большая, интересная работа, и я думаю, что многие из вас по-другому взглянули на наш поселок и изменили свое отношение к нему. Любой из нас, попадая в незнакомый город или поселок, невольно обращает внимание на местные достопримечательности: памятники, красивые здания и сооружения, исторические объекты. Не менее важны при этом и названия улиц. Обычно улицы называют именно так не просто потому, что этого кто-то пожелал, а пытаются запечатлеть в названии историю данного населенного пункта, отметить заслуги какой-либо местной знаменитости или местоположение улицы.

Изучением географических названий занимается топонимика. Нас интересует происхождение названий улиц нашего поселка Таксимо.

Такими топонимами занимается особый раздел топонимики-ойконимия.

Выступление исследовательских групп.

Классификация названий улиц Таксимо

Эвенкийские названия.

Поселение Таксимо появилось в конце 19 века. Все названия, дошедшие до нас перед началом освоения нашей долины русскими -эвенкийские. Ведь на этой земле исконно жили эвенки. Например, название реки Муя с эвенкийского переводится как "конец тропы", а название посёлка Таксимо - "медвежий угол" или "чаша".

Соответственно названия улиц Муйская, Таксимовская, могут быть отнесены к эвенкийским названиям.

Имена "малой Родины".

Уже во времена революции существовал небольшой посёлок. Люди занимались охотой, рыболовством. В годы Великой Отечественной Войны был образован колхоз имени С.М. Будённого. Колхозники занимались разведением скота, сеяли рожь и пшеницу, производили молочные продукты.

С началом активного строительства Байкало-Амурской железной дороги началась вторая жизнь Таксимо. Со всех концов нашей Родины ехали добровольцы строить БАМ, и каждый нёс в своём сердце память о малой Родине, что и отразилось в названиях улиц нового посёлка. В микрорайоне БелБам о том, что здесь жили и работали посланцы Белоруссии, говорят названия улиц Белорусская, Минская, а также название столовой "Полесье" и ДК "Верас".

Постоянный посёлок отличается ярко выраженной индивидуальностью архитектуры. Строители, приехавшие из Латвии, привнесли свой национальный колорит - островерхие крыши, название улиц на двух языках, расположение подъездов с двух сторон дома - всё это напоминает посёлки в Латвии. До сих пор жители микрорайона с благодарностью вспоминают тех, кто строил эти дома, а также вокзал и ТОЦ. И сам микрорайон называется ЛатБам (с улицами Латвийская, Рижская, Даугава).

Только услышав названия улиц и микрорайонов, можно понять, откуда приезжали люди строить наш посёлок: Украинская, Днепропетровская, Самарская, Сибирская, Иркутская, Братская, Закаменская.

Идеологические и исторические названия.

В советское время в каждом городе или посёлке обязательно была улица имени Ленина или Советов, это была дань времени. Несмотря на то, что наш посёлок строился в 70-е годы XX, века в нём мало названий улиц, отражающих идеологию государства, но несколько таких топонимов есть. Это улицы: 40 лет Победы, 70 лет Октября, 8 Марта, Интернациональная, Комсомольская, Майская, Мира, Октябрьская, Пролетарская, Советская, Олимпийская.

Жизненный подвиг БАМовцев отражён только в двух названиях - это улицы Первопроходцев и Первостроителей. Условно сюда же можно отнести названия улиц Молодёжная и Энтузиастов.

Профессиональные и досуговые названия.

В нашем посёлке работают люди разных профессий, многие из которых утратили былую актуальность в связи с сокращением производства, хотя названия улиц сохранились.

Автодорожная, Локомотивная, Магистральная, Механизаторов - в названии этих улиц отразились наиболее распространённые занятия населения. На улице Авиаторов проживали работники аэропорта. Улица Школьная расположена в районе ТСОШ №1. На улицах Горняцкая и Приисковая жили работники рудника "Иракинда". (Слово "иракинда" с эвенкийского переводится как "глухариные места").

Кроме этого, в данной категории улицы: Больничная (и одноимённый переулок), Геологическая, Клубная, Коммунальная, Лесхозная, Мостостроителей, Промышленная, Строителей, Строительная, Транзитная

Занятия жителей в свободное время отражают следующие названия: Огородная, Садовая, Спортивная (и одноимённый переулок).

Гидронимы.

Природа нашего района разнообразна. Посёлок расположен в долине, со всех сторон окружённой горными хребтами. Из водоёмов в нашем районе преобладают реки и озёра. Это нашло отражение и в названиях улиц: Аиктинская, Байкальская, Баранчеевская, Витимская, Келянская, Муйская, Озёрная, Приозёрная, Речная, Родниковая. А так же Даугава.

Ботанические названия.

В нашей местности большое видовое разнообразие растений. Люди любят их, стараются не уничтожать, сами сажают новые деревья и кустарники. Очень много в посёлке "растительных" названий улиц, которые отражают флору не только поселка, но и всего Муйского района.

Это улицы Берёзовая, Брусничная, Вербная, Грибная, Еловая, Кедровая, Лиственничная, Ольховая, Сосновая. Эти названия - своеобразный путеводитель по растительному миру Муйской долины.

Сюда же можно отнести названия улиц Зелёная, Лесная, Таёжная, Тенистая, Хвойная, как отражающие особенности флоры района.

Неклассифицированные названия.

Но есть в Таксимо несколько улиц, названия которых трудно отнести к определённой группе. Это улицы Восточная, Северная (которые расположены рядом, без соблюдения географических правил), Солнечная, Кольцевая, Новосёлов, Юбилейная.

Названия многих улиц можно отнести к нескольким категориям.

Но есть в нашем посёлке "безликие" и неблагозвучные названия - это микрорайон Центральный и Нахаловка.

Результаты анкетирования

Для анализа удовлетворённости населения названиями улиц Таксимо было проведено анкетирование 45 человек. Была предложена анкета:

вопрос. Нравится ли Вам название вашей улицы?

вопрос. Знаете ли Вы историю названий нашего посёлка?

По результатам проведен анализ опроса людей по четырём возрастным категориям:

подростки (до 17 лет) - 18 человек;

молодёжь (18-30 лет) - 7 человек;

взрослые (31 - 45 лет) - 14 человек;

люди старших возрастов (свыше 46 лет) - 6 человек.

Результаты следующие:

Возрастная категория Вопрос 1 Вопрос 2
  Да Нет Всё равно Да Нет
Подростки 14 1 3 10 8
Молодежь 7 - - 1 6
Взрослые 13 1 - 6 8
Старшее поколение 5 1 - 4 2

3 вопрос. Какие люди, по Вашему мнению, достойны, быть увековеченными в названиях улиц нашего посёлка?

Были предложены следующие варианты:

Фамилии Количество упоминаний
Имена первопроходцев, первостроителей БАМа (в том числе Войналович, Галанин, Курочкин, Люберцев)

Деятели науки и искусства (в том числе Лермонтов, Пушкин, Ломоносов, Менделеев)

Политические деятели и военачальники (в том числе Р. Люксембург, К. Маркс, М. Кутузов, А. Суворов, В.В. Путин)

23 12 8

Так же было предложено имя иракиндинского поэта Б. Немцова.

Заключительно слово учителя.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  • большинство респондентов устраивает название улицы проживания (что видно даже в отношении к адресным табличкам);
  • об истории названий знает менее половины опрошенных, причём наименее информирована в этом вопросе молодёжь в возрасте 18-30 лет;
  • преобладают профессиональные и досуговые названия, что характерно для новых поселений;
  • было предложено 18 новых названий улиц. Самые популярные ответы связаны с БАМовцами и людьми, которые много сделали для нашего района. К сожалению, многие люди не определились, именами каких именно людей надо назвать улицы в нашем посёлке.

Можно предложить небольшой план действий, направленных на облагораживание названий наших улиц:

Переименовать улицы и переулки, дублирующие друг друга (например, улица и переулок Больничный, Советский, Спортивный)

Изменить безликие названия (переулки 1-ый, 2-ой Центральный)

Изменить неблагозвучные названия микрорайонов (Нахаловка)

Работа над проектом для вас, ребята, была первой большой исследовательской работой. Я уверена, что вы на этом не остановитесь и будете участниками других интересных проектов.

Тема нашего проекта вдохновила меня на создание стихов об улицах Таксимо. Послушайте, что у меня получилось.

Моё Таксимо
Родное Таксимо! Нет лучше мест на свете.
На улицах твоих Встречаю я рассвет.
Багульник здесь цветёт,
И ярко солнце светит,
И сердце, как всегда,
От радости поёт.
Ведь улицы твои -
Истории хранители.
Как в зеркале
В них отразилось навсегда
Откуда ехали
На БАМ строители:
И Рига, и Иркутск,
И Минск послали их сюда.
Есть много
Улиц славных в Таксимо,
Вы вдумайтесь-ка
В их названья:
Еловая, Сосновая,
Брусничная - само
Очарование тайги
Вас заворожит словно.
Озерная, Речная,
Приозёрная,
Лесная, Луговая
И Грибная-
Названий всех
Не перечесть.
Всё это -
Сторона моя родная,
Которую мне
Предстоит навек сберечь.

Технологическая карта проекта "Ойконимия поселка Таксимо".

Этап проектной деятельности. Алгоритм деятельности учащихся. Алгоритм деятельности учителя.
1 2 3
Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы Выбор вида проектной деятельности из предложенного руководителем (урок, посвященный ойконимии поселка Таксимо). Знакомство с целями и задачами выбранного вида проектной деятельности: собирание материала по группам, анкетирование родителей, знакомых с целью определения актуальности выбранной темы. Распределение названий улиц по микрорайонам. Встречи со сторожилами для выяснения истории названия некоторых улиц. Выбор названия проекта. Формирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Обращается за помощью к родителям учеников ввиду их возраста. Направляет поиски учащихся в нужное русло, определяет границы работы групп. Систематизирует материал вместе с учащимися.
Технологический: выполнение запланированной работы по сбору материала (запись названий улиц по микрорайонам) Реализация поисково-исследовательского этапа, создание полного списка названий улиц поселка по микрорайонам, работа с анкетами. Работа фотографов из кружка "Юный фотограф". Контролирует, корректирует выполнение заданий.
Практическая реализация проекта: классификация исходных данных Выявление закономерностей в названиях улиц Таксимо, составление классификационной таблицы ойконимических названий поселка Таксимо. Обработка анкетных данных. Отбор наиболее интересных фотографий. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
Внесение необходимых изменений Уточнение классификации названий улиц поселка, окончательные выводы по анкетированию жителей поселка. Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся.
Заключительный этап (презентация проекта). Представление своего; самооценка проекта участия в проекте. Определение практической значимости проекта. Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности.