При изучении темы "Имена существительные собственные и нарицательные" в курсе 5 класса, выполняя упражнение 493, мы с ребятами задумались над тем, как называются улицы в нашем поселке Таксимо, и обнаружили, что у нас нет улиц, названных в честь великих людей, но зато много названий, отражающих другие события и явления как прошлого, так и настоящего нашего поселка.
Так возникла мысль о создании проекта "Ойконимия поселка Таксимо". Не сразу определились с название проекта. Было предложено три названия: "Улицы нашего поселка", "Топонимия поселка Таксимо", "Ойконимия поселка Таксимо". Решили остановиться на третьем названии, т.к. слово "ойконимия" в переводе с греческого языка означает "совокупность ойконимов определенной территории", а "ойконим"- "собственное название населенного пункта".
Поскольку в Таксимо 8 микрорайонов (6 во временном и 2 в постоянном поселке), решили разделиться на 8 микрогрупп и начать работу по выявлению названий всех улиц поселка. На выполнение поисково-исследовательского этапа отвели 1 месяц.
По истечении этого срока все группы представили собранный материал и под руководством учителя классифицировали названия улиц, оформив это в виде таблицы.
Помимо выявления названия улиц, ребята анкетировали своих родителей, соседей, учителей на предмет своего исследования. Кроме того, были сфотографированы вывески с названиями улиц, наиболее интересные постройки в поселке, чтобы создать презентацию. На уроке, посвященном ойконимии нашего поселка, выступили представители всех групп.
По характеру доминирующей деятельности: поисково-исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).
По предметно-содержательной области: межпредметный.
Цель проекта: систематизировать топонимы поселка Таксимо и предложить список имен людей, достойных увековечивания в названиях улиц поселка.
Задачи:
- Составить список названий улиц Таксимо;
- Классифицировать топонимы;
- Узнать мнение жителей поселка о людях, достойных увековечивания в названиях улиц.
Методы:
- Поиск и обработка информации;
- Анкетирование;
- Анализ и синтез.
Результаты исследования были представлены на уроке-презентации проекта "Ойконимия поселка Таксимо".
Цели урока:
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
- Пробуждение интереса к истории родного края.
- Воспитание активной жизненной позиции.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-презентация
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Ребята, в течение месяца вы работали над темой нашего урока. Вами проделана большая, интересная работа, и я думаю, что многие из вас по-другому взглянули на наш поселок и изменили свое отношение к нему. Любой из нас, попадая в незнакомый город или поселок, невольно обращает внимание на местные достопримечательности: памятники, красивые здания и сооружения, исторические объекты. Не менее важны при этом и названия улиц. Обычно улицы называют именно так не просто потому, что этого кто-то пожелал, а пытаются запечатлеть в названии историю данного населенного пункта, отметить заслуги какой-либо местной знаменитости или местоположение улицы.
Изучением географических названий занимается топонимика. Нас интересует происхождение названий улиц нашего поселка Таксимо.
Такими топонимами занимается особый раздел топонимики-ойконимия.
Выступление исследовательских групп.
Классификация названий улиц Таксимо
Эвенкийские названия.
Поселение Таксимо появилось в конце 19 века. Все названия, дошедшие до нас перед началом освоения нашей долины русскими -эвенкийские. Ведь на этой земле исконно жили эвенки. Например, название реки Муя с эвенкийского переводится как "конец тропы", а название посёлка Таксимо - "медвежий угол" или "чаша".
Соответственно названия улиц Муйская, Таксимовская, могут быть отнесены к эвенкийским названиям.
Имена "малой Родины".
Уже во времена революции существовал небольшой посёлок. Люди занимались охотой, рыболовством. В годы Великой Отечественной Войны был образован колхоз имени С.М. Будённого. Колхозники занимались разведением скота, сеяли рожь и пшеницу, производили молочные продукты.
С началом активного строительства Байкало-Амурской железной дороги началась вторая жизнь Таксимо. Со всех концов нашей Родины ехали добровольцы строить БАМ, и каждый нёс в своём сердце память о малой Родине, что и отразилось в названиях улиц нового посёлка. В микрорайоне БелБам о том, что здесь жили и работали посланцы Белоруссии, говорят названия улиц Белорусская, Минская, а также название столовой "Полесье" и ДК "Верас".
Постоянный посёлок отличается ярко выраженной индивидуальностью архитектуры. Строители, приехавшие из Латвии, привнесли свой национальный колорит - островерхие крыши, название улиц на двух языках, расположение подъездов с двух сторон дома - всё это напоминает посёлки в Латвии. До сих пор жители микрорайона с благодарностью вспоминают тех, кто строил эти дома, а также вокзал и ТОЦ. И сам микрорайон называется ЛатБам (с улицами Латвийская, Рижская, Даугава).
Только услышав названия улиц и микрорайонов, можно понять, откуда приезжали люди строить наш посёлок: Украинская, Днепропетровская, Самарская, Сибирская, Иркутская, Братская, Закаменская.
Идеологические и исторические названия.
В советское время в каждом городе или посёлке обязательно была улица имени Ленина или Советов, это была дань времени. Несмотря на то, что наш посёлок строился в 70-е годы XX, века в нём мало названий улиц, отражающих идеологию государства, но несколько таких топонимов есть. Это улицы: 40 лет Победы, 70 лет Октября, 8 Марта, Интернациональная, Комсомольская, Майская, Мира, Октябрьская, Пролетарская, Советская, Олимпийская.
Жизненный подвиг БАМовцев отражён только в двух названиях - это улицы Первопроходцев и Первостроителей. Условно сюда же можно отнести названия улиц Молодёжная и Энтузиастов.
Профессиональные и досуговые названия.
В нашем посёлке работают люди разных профессий, многие из которых утратили былую актуальность в связи с сокращением производства, хотя названия улиц сохранились.
Автодорожная, Локомотивная, Магистральная, Механизаторов - в названии этих улиц отразились наиболее распространённые занятия населения. На улице Авиаторов проживали работники аэропорта. Улица Школьная расположена в районе ТСОШ №1. На улицах Горняцкая и Приисковая жили работники рудника "Иракинда". (Слово "иракинда" с эвенкийского переводится как "глухариные места").
Кроме этого, в данной категории улицы: Больничная (и одноимённый переулок), Геологическая, Клубная, Коммунальная, Лесхозная, Мостостроителей, Промышленная, Строителей, Строительная, Транзитная
Занятия жителей в свободное время отражают следующие названия: Огородная, Садовая, Спортивная (и одноимённый переулок).
Гидронимы.
Природа нашего района разнообразна. Посёлок расположен в долине, со всех сторон окружённой горными хребтами. Из водоёмов в нашем районе преобладают реки и озёра. Это нашло отражение и в названиях улиц: Аиктинская, Байкальская, Баранчеевская, Витимская, Келянская, Муйская, Озёрная, Приозёрная, Речная, Родниковая. А так же Даугава.
Ботанические названия.
В нашей местности большое видовое разнообразие растений. Люди любят их, стараются не уничтожать, сами сажают новые деревья и кустарники. Очень много в посёлке "растительных" названий улиц, которые отражают флору не только поселка, но и всего Муйского района.
Это улицы Берёзовая, Брусничная, Вербная, Грибная, Еловая, Кедровая, Лиственничная, Ольховая, Сосновая. Эти названия - своеобразный путеводитель по растительному миру Муйской долины.
Сюда же можно отнести названия улиц Зелёная, Лесная, Таёжная, Тенистая, Хвойная, как отражающие особенности флоры района.
Неклассифицированные названия.
Но есть в Таксимо несколько улиц, названия которых трудно отнести к определённой группе. Это улицы Восточная, Северная (которые расположены рядом, без соблюдения географических правил), Солнечная, Кольцевая, Новосёлов, Юбилейная.
Названия многих улиц можно отнести к нескольким категориям.
Но есть в нашем посёлке "безликие" и неблагозвучные названия - это микрорайон Центральный и Нахаловка.
Результаты анкетирования
Для анализа удовлетворённости населения названиями улиц Таксимо было проведено анкетирование 45 человек. Была предложена анкета:
вопрос. Нравится ли Вам название вашей улицы?
вопрос. Знаете ли Вы историю названий нашего посёлка?
По результатам проведен анализ опроса людей по четырём возрастным категориям:
подростки (до 17 лет) - 18 человек;
молодёжь (18-30 лет) - 7 человек;
взрослые (31 - 45 лет) - 14 человек;
люди старших возрастов (свыше 46 лет) - 6 человек.
Результаты следующие:
Возрастная категория | Вопрос 1 | Вопрос 2 | |||
Да | Нет | Всё равно | Да | Нет | |
Подростки | 14 | 1 | 3 | 10 | 8 |
Молодежь | 7 | - | - | 1 | 6 |
Взрослые | 13 | 1 | - | 6 | 8 |
Старшее поколение | 5 | 1 | - | 4 | 2 |
3 вопрос. Какие люди, по Вашему мнению, достойны, быть увековеченными в названиях улиц нашего посёлка?
Были предложены следующие варианты:
Фамилии | Количество упоминаний |
Имена первопроходцев,
первостроителей БАМа (в том числе Войналович,
Галанин, Курочкин, Люберцев) Деятели науки и искусства (в том числе Лермонтов, Пушкин, Ломоносов, Менделеев) Политические деятели и военачальники (в том числе Р. Люксембург, К. Маркс, М. Кутузов, А. Суворов, В.В. Путин) |
23 12 8 |
Так же было предложено имя иракиндинского поэта Б. Немцова.
Заключительно слово учителя.
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- большинство респондентов устраивает название улицы проживания (что видно даже в отношении к адресным табличкам);
- об истории названий знает менее половины опрошенных, причём наименее информирована в этом вопросе молодёжь в возрасте 18-30 лет;
- преобладают профессиональные и досуговые названия, что характерно для новых поселений;
- было предложено 18 новых названий улиц. Самые популярные ответы связаны с БАМовцами и людьми, которые много сделали для нашего района. К сожалению, многие люди не определились, именами каких именно людей надо назвать улицы в нашем посёлке.
Можно предложить небольшой план действий, направленных на облагораживание названий наших улиц:
Переименовать улицы и переулки, дублирующие друг друга (например, улица и переулок Больничный, Советский, Спортивный)
Изменить безликие названия (переулки 1-ый, 2-ой Центральный)
Изменить неблагозвучные названия микрорайонов (Нахаловка)
Работа над проектом для вас, ребята, была первой большой исследовательской работой. Я уверена, что вы на этом не остановитесь и будете участниками других интересных проектов.
Тема нашего проекта вдохновила меня на создание стихов об улицах Таксимо. Послушайте, что у меня получилось.
Моё Таксимо
Родное Таксимо! Нет лучше мест на свете.
На улицах твоих Встречаю я рассвет.
Багульник здесь цветёт,
И ярко солнце светит,
И сердце, как всегда,
От радости поёт.
Ведь улицы твои -
Истории хранители.
Как в зеркале
В них отразилось навсегда
Откуда ехали
На БАМ строители:
И Рига, и Иркутск,
И Минск послали их сюда.
Есть много
Улиц славных в Таксимо,
Вы вдумайтесь-ка
В их названья:
Еловая, Сосновая,
Брусничная - само
Очарование тайги
Вас заворожит словно.
Озерная, Речная,
Приозёрная,
Лесная, Луговая
И Грибная-
Названий всех
Не перечесть.
Всё это -
Сторона моя родная,
Которую мне
Предстоит навек сберечь.
Технологическая карта проекта "Ойконимия поселка Таксимо".
Этап проектной деятельности. | Алгоритм деятельности учащихся. | Алгоритм деятельности учителя. |
1 | 2 | 3 |
Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы | Выбор вида проектной деятельности из предложенного руководителем (урок, посвященный ойконимии поселка Таксимо). Знакомство с целями и задачами выбранного вида проектной деятельности: собирание материала по группам, анкетирование родителей, знакомых с целью определения актуальности выбранной темы. Распределение названий улиц по микрорайонам. Встречи со сторожилами для выяснения истории названия некоторых улиц. Выбор названия проекта. | Формирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Обращается за помощью к родителям учеников ввиду их возраста. Направляет поиски учащихся в нужное русло, определяет границы работы групп. Систематизирует материал вместе с учащимися. |
Технологический: выполнение запланированной работы по сбору материала (запись названий улиц по микрорайонам) | Реализация поисково-исследовательского этапа, создание полного списка названий улиц поселка по микрорайонам, работа с анкетами. Работа фотографов из кружка "Юный фотограф". | Контролирует, корректирует выполнение заданий. |
Практическая реализация проекта: классификация исходных данных | Выявление закономерностей в названиях улиц Таксимо, составление классификационной таблицы ойконимических названий поселка Таксимо. Обработка анкетных данных. Отбор наиболее интересных фотографий. | Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. |
Внесение необходимых изменений | Уточнение классификации названий улиц поселка, окончательные выводы по анкетированию жителей поселка. | Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся. |
Заключительный этап (презентация проекта). | Представление своего; самооценка проекта участия в проекте. Определение практической значимости проекта. | Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности. |