Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Так мотивом для работы над проектом "Лексика современного русского языка" для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: "Сколько слов в русском языке?" Решено было это выяснить. Сформировались по желанию участников проекта группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему "Употребление старославянизмов в русском языке", поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древнейших словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза (старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что:) способствовала постановке задачи: найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему:
1. Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в частности и старославянизмы (символ).
2. Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.
3. Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.
4. Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.
5. Составить синквейны к словам старославянского происхождения.
6. Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними - слова старославянского происхождения.
7. Предложить музыкальные ассоциации.
В подобном ракурсе организовывали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом ( или продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини - исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд - шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио - папка материалов, эстетично оформленных ( через компьютер), с рисунками как наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на открытом уроке перед учителями Петушинского района, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.
В течение года пятиклассники принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам "Описание любимого животного", "Какая (ой) я?", "Сочиняем сказки", "Осенние фантазии". Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции " Шаг в будущее". Самые юные участники этой конференции доказали: "Ничего нет трудного, если есть желание". Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.
Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в творческий процесс по получению новых знаний, самостоятельно выполняет деятельность, которая выбрана им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетнтности, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И. С. Сергеева, в современной педагогике понимаются "комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений."
В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.
Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:
- умение инициировать со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- навыки устного опроса, интрервьюирование;
- навыки монологической речи.
Презентация проекта " Лексика современного русского языка" показала, что формирование коммуникативной компетентности как нельзя лучше осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад - образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию творческое сочинительство (стихи), учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке будет взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.
При формировании коммуникативной компетенции важно знать правила говорящего:
- логично строю речь;
- ясно излагаю мысли;
- не теряю "нити" разговора;
- правильно и красиво говорю;
- владею интонацией;
- умею варьировать темп речи;
- владею вниманием слушателей;
- не употребляю слов-сорняков;
Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное время с выходом на проект (из опыта работы)
Содержание. | Вид деятельности. | Продукт (коллективный, групповой,индивидуальный проект). | Вид презентации. |
Направление: | работа | со словом | |
1. Учебник, памятка, алгоритмы. | Различные виды лингвистического анализа слова: орфоэпический, лексический, этимологический, морфологический: | Пособие "Грамматический рассказ о словах "правда", "солнце": (коллективный проект из индивидуальных). | Устная защита на уроке 5-6 кл. |
2. Учебник, памятка, алгоритмы. | Составление словосочетаний и их анализ. | Плакат (групповой проект) как наглядное пособие. | Устная защита на уроке. |
3. Сборник "Пословицы и поговорки". | -Работа со сборником. -Подготовка устного речевого высказывания. |
Наглядное пособие из индивидуальных рисунков с подписью. | Выступление перед учениками младших классов. |
4. Алгоритмы, энциклопедия, справочники, тексты художественных произведений, Интернет. | Многоаспектный (лингвистический, художественно-эстетический, литературоведческий) анализ слов нравственного содержания "совесть","надежда","правда", "честь", "природа" и др.: | Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера в виде аттестационной работы по русскому языку (в письменном виде). | -Устная защита на экзаменах 9,11 кл. (с компьтерной презентацией). |
5. Алгоритмы, справочная литература,словари, Интернет. | Многоаспектный анализ слов, вызывающих
художественно-эстетические чувства. ("сказка", "апрель", "февраль" др.) |
Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера (в письменном виде). | Защита на школьной конференции "Шаг в будущее" (гуманитарная секция 5-8 кл.) |
6. Мыслительная операция: образное, ассоциативное восприятие слова, слово в символах; книга "Энциклопедия символов". | -Устное и письменное речевое
высказывание. -Работа с книгой. |
Коллективный проект из индивидуальных рисунков с письменным комментарием. | Компьютерная презентация рисунков на уроке, а также перед учащимися младших классов. |
7. Книга "В мире мудрых мыслей", словарь афоризмов. | -Работа со словарем, книгой -Устное речевое высказывание |
Альбом с рисунками, коллажами с письменным комментарием. | Устная защита на уроке 5,6 кл., на внеклассном мероприятии. |
8. Словарь фразеологизмов. | -Работа со словарем -Устное речевое высказывание |
Групповой проект (альбом из индивидуальных рисунков). | Выступление перед учени-ками младших классов. |
9. Диалектные слова жителей Петушинского района. | Сбор материала | "Словарь бабы Шуры" (индивидуальный проект). | Выступление на внеклассном мероприятии. |
Направление: | работа | с предложением | |
1. Учебник, памятка. | -Синтаксический разбор предложения | Плакат (групповой проект) | Устная защита на уроке |
2. Алгоритм "Синтаксическая лесенка", "Словарь афоризмов", книга "В мире мудрых мыслей". | -Составление пред-ложений с разными
видами обособления, с однородными членами,
вводными словами и вводными конструкциями -Составление сложных предложений разных видов:БСП,ССП,СПП |
- Один из фрагментов аттестационной
работы. (индивидуальный проект) - Контрольная работа. |
-Фрагмент презентации на экзамене
(устная и письменная защита) 9,11класс. -на уроке 5- 9класс. |
Напавление: | работа | с текстом | |
1. Текст (нравственного содержания). Подбирает учитель. |
Комплексный анализ текста. | Индивидуальная контрольная работа. | Устная защита на уроке отдельных
фрагментов 5-9 кл. |
2. Текст (нравственного содержания). Подбирает сам ученик. |
-Комплексный анализ текста. -Ученик подбирает к тексту задания, сам отвечает. |
Сборник "Комплексный анализ текста". (групповой проект)) |
Заседание детского научного общества (гуманитарная секция)8,9 кл. |
3. Текст стихотворения В.Краско "Думы о русском языке". | -.Филологический анализ стихотворения; -.Создание собственных речевых высказываний на заданную тему. |
Сборник стихотворений,прозаи-ческих текстов (групповой проект)). | Выступление на открытом уроке перед учителями района. |
4. Выступление на внеклассном мероприятии африканских студентов. | - слушают; - создают письменное речевое высказывание. |
-Статья "Говорит и показывает Африка"
(индивидуальный проект) -Групповой проект в виде сочинений. |
Районная газета "Вперед". |
5. Справочная литература, словарь лингвистических терминов, материалы из Интернета, учебник. | -работа со словарем, учебником. -создание собственных речевых высказываний (устных и письменных). |
- коллективный творческий проект "Лексика современного русского языка" 5 кл. | Открытый урок перед учителями района, выступление перед учениками младших классов. |
6. Факультативный курс "Комплексный анализ слова как средство формирования предметных компетенций". | - Создание собственных речевых
высказываний (устных и письменных) -Написание сочинений разных жанров. |
Аттестационная работа по комплексному анализу слова. | Защита на экзамене 9,11 класс. |
Данная таблица отображает некоторые варианты проектов, способствующих развитию коммуникативной компетентности.
Таким образом, в преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта, ибо он способствует формированию различных компетентностей,среди которых важное место принадлежит коммуникативной.