ЦЕЛИ УРОКА:
1) восстановить знания учеников об обобщающих
словах при однородных членах; углубить и
расширить знания по теме;
2) продолжить формирование пунктуационного
навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать
вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при
усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную
активность и любовь к языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебники “В.В.Бабайцева. “Русский язык. Теория. 5-11 классы”, “В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”; толковый словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Фронтальный опрос учащихся.
Какие члены предложения называются однородными?
Как связываются между собой однородные члены предложения?
В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
I. Опрос-повторение.
1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
Расставить знаки препинания в схемах.
- О и О и О.
- О зато О.
- не только О но и О.
- как О так и О.
- ни О ни О ни О.
- О и О О и О.
Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам (II вариант).
2.Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин “обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём самом – главное, ключевое слово:
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
- Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.
- Придать общее значение чему-либо частному, единичному.
- Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
- УПРАЖНЕНИЕ ШУТКА (Высвечивается на доске или экране)
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как члены предложения. Все ли значения этих слов вам понятны? Справьтесь в толковом словаре. Каким обобщающим понятием можно объединить однородные члены?
Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту, Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Батик,
В крайнем случае, на плотик…
Б.Заходер
3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
ДЛЯ СПРАВКИ
(Высвечивается на доске или экране)
Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов.
Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.
Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены.
4. Чтение § 220 на с. 321.
???
Каково значение обобщающего слова?
Каким членом предложения является обобщающее слово?
Какие слова используются в роли обобщающих слов?
Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?
– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?
Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?
– А теперь составьте кластер к данному параграфу.
2. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы).
ДЛЯ СПРАВКИ
(Высвечивается на доске или экране)
В роли обобщающих слов выступают:
1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде;
2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;
3)цельные словосочетания и фразеологизмы.
ЗАГАДКА
(Высвечивается на доске или экране)
Почему в данном предложении нет обобщающего слова?
Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться испытания ядерного оружия.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Вернёмся к нашему предложению
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории.
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.
Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.
2.Работа с учебником “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”.
1) Задание № 230 (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения, расставлять знаки препинания.
2) Задание № 231 – самостоятельная работа.
3) Рефлексия. Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска).
Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.
- В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)
- И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)
- Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)
IV. Итог урока.
Оценки.Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.