Цели:
- познакомить уч-ся с номенклатурой суффиксов, используемых для образования имен прилагательных;
- совершенствовать навык морфемного и словообразовательного разбора;
- развивать умения “ видеть” в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки;
- приобщить уч-ся к миру поэтических образов лирики Ф.И.Тютчева;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование: портреты Ф.И. Тютчева, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
1. Приветствие и оформление тетради (запись числа, кл. раб.)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Сегодняшний урок – продолжение доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Узнайте его имя! Он автор этих строк!
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром…Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта.
Приложение 1 (слайд 2)
Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера слова. Его стихотворения помогут узнать интересные факты из жизни имен прилагательных.
3. Запись темы урока.
2. Объяснение нового материала
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в имении Овстюг Орловской губернии Брянского уезда. (слайд 3)
Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной, часто возвращался в родовое имение. Будущему поэту учение давалось легко. Тютчев поражал всех жизнелюбием, жаждой новых впечатлений, наблюдательностью.
Проявите и вы наблюдательность.
1. Работа с учебником.
А) Наблюдение.
* Откройте учебник. Рассмотрите опорный материал.
– Что показывают графические обозначения? Как
образуются имена прилагательные?
– Чаще всего прилагательные образуются с
помощью суффиксов. От каких частей речи могут
образовываться имена прилагательные?
На первом месте – существительное. Именно оно главный родитель прилагательных. А ещё глагол, числительное и наречие.
Б) Работа со словарями.
Сколько морфем использовано для образования слов, записанных на полях учебника? (печальный, инициативный). Докажите.
В этом нам помогут “Школьный толковый словарь” и “Школьный словообразовательный словарь русского языка”
(Уч-ся с помощью словарей узнают лексическое значение, морфемный состав данных слов)
Слово печальный образовано от общеславянского слова печа – “ забота”. Гласную в корне можно проверить этим словом.
В) Коллективная работа. (презентация, слайд 4)
В словообразовании прилагательных практически не используется суффикс -ив-.
Запомните! Суффикс -ив- пишется только под ударением: игривый, красивый. В безударном положении пишется суффикс -ев-: полевой, сиреневый. Исключение: милостивый.
Но есть такие суффиксы, как -чив-, -лив-, -ист-, правописание которых надо запомнить.
* Образуйте от существительных разговор,
раскат, привет с помощью данных суффиксов имена
прилагательные, обозначьте орфограммы в
суффиксах.
* Выполните словообразовательный разбор этих
прилагательных.
3. Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева
Ф.И.Тютчева принято называть певцом природы. Так в чём же особенность изображения природы поэтом? Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природу, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…” – убеждён поэт. (презентация, слайд 5)
*Прочитайте стихотворение о природе, написанное поэтом 31 декабря 1852 года. (презентация, слайд 6)
( у каждого уч-ся есть карточки 1 и 2)
Карточка 1. *Выразительно прочитайте
стихотворение Чародейкою Зимою И стоит он, околдован, – Солнце зимнее ли мещет |
– О чем это стихотворение?
* Зиму поэт называет чародейкою. Подберите синоним к слову чародейка (волшебница).
– Что за чудо она сотворила?
Жизнь леса стала чудной, наполнилась чудом: он околдован, сном волшебным очарован. В этом волшебном сне лес – не мертвец и не живой, как в сказке о спящей царевне.
И каждая подробность, увиденная поэтом, оказалась чудесной, необычной. Вы представили себе снежную бахрому? А цепь? Она бывает тяжелая, железная. У Тютчева цепь легкая пуховая! Все это действительно похоже на чудо. Чудесный лес наполнен сиянием: он блестит, его красота ослепительна. Это слово мы понимаем в прямом смысле: снег блестит на солнце, и в переносном: красота зимнего леса поразительна, необычайна.
– Какие выразительные средства использует поэт, чтобы мы увидели зимний сказочный лес?
(Олицетворения: “лес стоит”, “чародейкой околдован”, “солнце мещет”; эпитеты: “сном волшебным”, “ослепительной красой”; метафора: “чародейкою Зимою”, “снежной бахромой”; инверсия “цепь пуховая”).
Этими средствами создается поэтическая картина зимы.
*Выполните морфемный разбор выделенного слова (ослепительной)
Рисуя картину природы, поэт выражает свое чувство восхищения красотой мира. А мы, читая стихи, учимся видеть прекрасное. (презентация, слайд 7)
4. Тренировочные упражнения
* Запишите несколько строк из стихотворений Ф.И. Тютчева. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложений.
- Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Дополнительный вопрос: Что называется прилагательным? - Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
Дополнительный вопрос: Назовите морфологические признаки прилагательного в этом предложении. - О чем ты воешь, ветр ночной?
Дополнительный вопрос: Назовите разряды прилагательных. Определите разряд по значению прилагательного ночной.
5. Самостоятельная работа
Ф.И. Тютчев обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но все сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить людям, России. Поэт признавался, что “… более всего я люблю Россию и поэзию”.
Талантом Тютчева, поэта, восхищались А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И. Левитан. Л.Н. Толстой говорил: “Без Тютчева нельзя жить”. (презентация, слайд 8)
* Прочитайте высказывание другого поэта А.А. Фета о Ф.И. Тютчеве
– С чем сравнивает А.А. Фет поэзию Ф.И. Тютчева?
– Что общего у звезды и стихотворения? (Красота, сила, глубина. Каждое стихотворение поэта – звезда, яркий мир).
* Выполните самостоятельно задания по карточке 2.
|
Карточка 2 Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В тих… осенн.. ноч.. смотрел я на звездн.. небо . Крупные звезды пристально и лучезарно гл..дели мне в глаза за ними таинственно всплывали т..нчайшие блестки. Глаза мои видели только небольшую часть неба но я чу..ствовал что нет конца его красоте. С такими же ощущениями ра..крываю стихотворения Ф.И.Тютчева. |
6. Итог урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Группа имён прилагательных непрерывно дополняется новыми словами. Особенно широко используются для образования имён прилагательных суффиксы)
– Передайте свое настроение с помощью имен прилагательных (веселое, счастливое, улыбчивое)
О жизни и творчестве Тютчева подробнее мы познакомимся в старших классах, но кому хочется узнать побольше о поэте, читайте его стихи, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
7. Домашнее задание
(слайд 9)
Первая встреча самая важная. Напишите сочинение-миниатюру “ Встреча с поэтом”, в прилагательных выделите суффиксы, с помощью которых образованы прилагательные.