Правописание имен прилагательных. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Цели урока:

  • повторение теоретического материала об имени прилагательном;
  • работа над правилом правописания окончаний имён прилагательных;
  • развитие речи, внимания и памяти.

1. Орографическая разминка.

– Исправить ошибки в пословицах. (Использование презентации, Слайды 2–7).

Корень учения горек а плот сладок.
Рыбу соломенной печью не ловят.
Чтение лучшее мучение.

2. Повторение теоретических сведений об имени прилагательном с использованием презентации, (Слайды 8–19). (Грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; разряды имён прилагательных; правописание окончаний имён прилагательных.)

3. Цифровой диктант с использованием презентации, (Слайды 20–22).

А). Учитель читает текст, ученики заполняют таблицу, указывая номера слов.

На дальн?м1  берегу виднелась избушка.
Перед дальн?м2 путешествием мы очень сдружились.
На соседн?м3 дворе кричал петух криком бодр?м4, звонк?м5 и резк?м6.
В его бодр?м7 утренн?м8 крике чувствовалась радость жизни.
В ночн?м9 воздухе запахи доносятся удивительно чётко.
Свеж?м10 осенн?м11 утром охотник выходит в поле с ружьём.

-ым, -им. -ом, -ем.
   

Б). Самопроверка с использованием презентации.

-ым, -им. -ом, -ем.
2
4
5
6
10
11
1
3
7
8
9

4. Выборочный диктант. (Проверка домашнего задания по группам: ученики искали значение фразеологических оборотов, выполняли к ним рисунки).

Из предложенных фразеологизмов выписать существительные с прилагательными, объяснить правописание окончаний имён прилагательных.

Используемые фразеологизмы:

Довести до белого каления.
До последней капли крови.
Встать с левой ноги.
Битый час.
Принимать за чистую монету.
Через час по чайной ложке.
По щучьему велению.
Зелёная улица.
Вывести на чистую воду.

5. Выборочно-восстановительный диктант.

А). Учитель читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина, ученики выписывают существительные с прилагательными, объясняя правописание окончаний имён прилагательных.

Б). Используя выписанные словосочетания, ученики восстанавливают текст.

В). Самопроверка с использованием мультимедиа.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.

Г). Ученики объясняют значение цветов лиловый, багряный.

Д). Два ученика получают задание найти в Интернете значение цветов Терракотовый, Сольферино, Берилловый, Опаловый.

Необходимый адрес: http://b.buhoy.ru/keys/%F4%E0%EA%F2%FB

Терракотовый – коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Берилловый – по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Опаловый – молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

6). “Безошибочный” диктант с использованием презентации, (Слайды 29–31).

А). Учитель читает текст, ученики выписывают только те слова, в правописании которых сомневаются, задают вопросы, все орфограммы разбираются.

Б). Текст записывается под диктовку учителя.

Прошл?м летом у нашего лесного домика произошло чрезвычайн?е происшествие. Ранн?м утром жена покликала меня на крыльцо, в голосе её слышалась тревога. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку. Она стояла, спокойно смотрела на нас и как будто ожидала угощения. Мне еще никогда не приходилось видеть, чтобы осторожн?е, пуглив ?е лисицы подходили близко к человеку.

В). Самопроверка с использованием мультимедиа.

7. Тестовая проверочная работа. (Сильная группа выполняет работу за компьютерами.)

А). Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов.
В окончаниях прилагательных пропущена гласная.
Впечатайте её.

Ясн?|м утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом...
(И.А. Бунин)

Зимн?м холодом пахнуло...
(И.А. Бунин)

Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царск?му пути...
(В.А. Жуковский)

Скользя по утренн?му снегу
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпелив?го коня...
(А.С. Пушкин)

Кроет уж лист золот?й
Влажн?ю землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешн?ю леса красу.
(А.Н. Майков)

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудн?й...
(И.З. Суриков)

Ещё от дома на дворе
Синеют утренн?е тени...
(И.А. Бунин).

Б). Объясните значение фразеологизмов, подберите антонимы.

Принимать за чистую монету –
Через час по чайной ложке –
Зелёная улица –
Битый час –
Довести до белого каления –
Вывести на чистую воду –
Больное место –

В). С любыми двумя фразеологизмами составьте предложения.

Г). Выполните морфологический разбор имени прилагательного.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Параграф 101, упр. 293 найти в Интернете таблицу «Правописание окончаний имён прилагательных».