Второстепенные члены предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: научить отличать второстепенные члены от главных, находить второстепенные члены в предложении.

Задачи:

  • обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных и второстепенных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Тип урока: проблемный.

Ведущий метод обучения: частично-поисковый

Методическое оснащение занятия:

  1. Схема-опора
  2. плакат-алгоритм
  3. раздаточный материал
  4. зрительный ряд: зимние пейзажи
  5. Карточки с лексическим значением слов (Приложение 1)
  6. учебник “Русский язык” 5 класс /под. ред. Т. А. Ладыженской/

Конспект урока

1. Организационный момент

2. Актуализация прежних знаний

1. Обратите внимание на опорные понятия.

На доске:

  • сказуемое
  • подлежащее
  • основа предложения
  • главные и второстепенные члены предложения
  • грамматическая основа предложения.

– Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
О каких понятиях у вас уже есть представление? Скажите о них.
Верно, сегодня мы будем говорить о членах предложения.

2. “Интеллектуальная разминка”. (Приложение 1)

На доске:

  • интеллект
  • интеллектуальный

– Что означает слово “интеллект”?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.

3. Изучение новой темы

1. Постановка проблемы.

На доске:

  1. В полях лежит серебристый снег.
  2. Лежит снег.
  3. Снег.
  4. В полях . . . . . серебристый . . . . .

– Исследуйте, какие из данных примеров являются предложениями, а какие – нет?
Чем они отличаются друг от друга?
Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы:

1, 2, 3 – предложения
4 – не предложение.

Доказательство:

1 – состоит из главных и второстепенных членов.
2 – состоит только из главных.
3 – только из главного.
4 – только из второстепенных членов.

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

– Итак, на сегодняшнем уроке речь пойдет о второстепенных членах предложения.

Запись темы урока в тетрадь: “Второстепенные члены предложения”

2. Изучение нового материала

– Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что уже вам известно. Обратимся к учебнику п. 27, с.70
Прочитайте первую фразу.
Как вы думаете, что поясняют второстепенные члены? Что значит “поясняют”? Обратимся к словарю. (Приложение 1)

Упражнение №167 /письменно/.

Прочитайте вторую фразу п. 27.
Давайте попробуем построить схему – опору для дальнейшей работы из следующих знаков:

На доске:

– А теперь давайте обратимся к более полной схеме – опоре, которая поможет нм в решении практических задач:

– Что вам уже известно?
Что нового узнали?

4. Закрепление изученного материала

1. На доске:

Первый снег всегда поражает своей белизной.

– Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам.
Попробуйте составить алгоритм. (Приложение 1)
С чего начнем?
Запишите предложение, подчеркните члены предложения.
В каких случаях вам было трудно установить второстепенный член предложения?
Какие пункты алгоритма вам помогли?

2. Контрольный тест (по вариантам) Приложение 2

(Самопроверка с помощью ключа.)

3. Психологическая разгрузка

– Этап самостоятельного закрепления знаний. Определение ролей второстепенных членов в предложении. Работа по карточкам. Приложение 3

На доске:
Зимние пейзажи (фотозарисовки)

– Чем отличаются составленные вами предложения от данных?

5. Домашнее задание

– Напишите сочинение – этюд на одну из тем:

  • “А за окном опять зима”.
  • “Здравствуй, гостья зима!”
  • “Морозные узоры на моем окне”.
  • “Каким я увидел снег”.

При выполнении домашнего задания используйте предложения, распространенные второстепенными членами.

6. Подведение итогов урока

– Было ли трудно вам сегодня на уроке?
С чем вы ушли с урока?
Чему научились?
Изобразите свое настроение.

Веселое Хорошее Печальное