Цели урока:
- Познакомить с понятием этимология
- Научить работать с этимологическим словарём.
- Убедить в важности этимологического разбора слова для выяснения морфемного состава слова, его значения и правильного написания.
Ход урока
I. Создание мотивации изучения темы.
Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.
Возможные варианты работы:
1. Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.
ПОДЛИНН-ЫЙ | ПОДНОГОТН-АЯ |
ПО-ДЛИН-Н-ЫЙ | ПОД-НОГОТ-Н-АЯ |
Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)
2. Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)
Таким образом выходим на новый вид разбора - этимологический.
II. Введение понятия этимология, этимологический анализ.
Этимология (гр. etymon - истина, основное значение слова + logos - учение) - это наука о происхождении слова.
Произвести этимологический анализ - значит исследовать происхождение слова. При этимологическом анализе привлекаются данные не только из истории русского языка, но и из истории народа, используются языковые факты близкородственных языков, диалектов. Этимологический анализ помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение.
III. Знакомство с "Кратким этимологическим словарём" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.
IV. Сообщения учеников.
1) Об этимологическом фонетическом анализе слов. Можете ли себе представить, что бык и пчела - слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.
Глагол букать у древних славян означал "мычать, реветь", то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы - получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой -ъ (ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй "мычащий зверь" выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое - бджола, русский - второе - пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат.
Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?
2) Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.
Почему новая строка в тексте называется красной?
Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.
В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.
В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.
3)Этимологический анализ помогает правильно написать слово.
Почему в слове аллея пишется ЛЛ?
Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника - allee - "проход, дорога", которое унаследовало ЛЛ от своего "родителя" - глагола aller - "идти, проходить".
Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).
V. Игра "Брейн-ринг". (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)
Вопросы к игре:
1) Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить".)
2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)
3) Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)
4) Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати - "стать". Первоначальное значение - "подстилка", затем - "стул" и, наконец, "стол".)
5) Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ - "юг, полдень". Первоначальное значение слова ужин - "полдник".)
6) Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)
7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)
8) Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении "отличить, заметить". Первоначальное значение - "отличительный знак, отметина".)
9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)
10) Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti - "печь". Первоначальное значение - "выжженный знак".)
11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)
12) Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути - "тратить". Трава - буквально "то, что тратится, потребляется, съедается.)
13) Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё - "трава, былинки". В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло - "заросло травой". В современном языке фразеологизм имеет значение "давно забыто".)
VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.
Ономастика (от гр. onomastikos - относящийся к имени) - раздел лексикологии, посвящённый изучению собственных имён.
Топонимика (от гр. topos - место, местность + onyma - имя.) - раздел лексикологии, посвященнрый изучению географических названий.
Домашнее задание:
1) Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского "Слово о словах. Ты и твоё имя", В.А. Никонова "Словарь русских фамилий", А.В. Сусловой, А.В. Суперанской "О русских именах".
2) Почему Волгу назвали Волгой? (В книге Н.М. Шанского "В мире слов".)
3) Подобрать один-два вопроса по этимологии для всего класса.