Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели урока
1. Дидактические:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Функциональные стили речи»;
- совершенствование навыков правописания, этимологического и лингвостилистического анализов текста и построения публичной речи;
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление студентов, их аналитические способности: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность;
- развивать навыки вербального и невербального общения, монологическую речь студентов.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- средствами предмета формировать у учащихся бережное отношение к слову и профессиональную педагогическую компетенцию
В целях учтены особенности как всей группы (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития), так и отдельных учащихся (с невысоким уровнем развития мыслительных операций).
Задачи урока:
- Дидактические цели осуществлялись в работе по этимологическому анализу слова, по заполнению матриц функциональных стилей, систематизации теоретического материала через лингвостилистический анализ текста.
- Развивающие цели осуществлялись через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа экспертами. Развитие логического мышления реализовывалась при решении тестов электронного пособия.
- Воспитательная цель реализовывалась через работу с текстами разных стилей на нравственно-этическую тему (дидактический материал был взят из школьной энциклопедии, повести немецкого писателя Курта Гейна, СМИ и актуализирован на жизненном и национально-региональном материале).
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
На уроке проводилась работа:
- по расширению словарного запаса;
- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
- по этимологическому анализу слова и лингвостилистическому анализу текста;
- компьютерный тест;
- работа со справочной литературой и учебником.
Круг знаний по теме.
Язык разговорный и книжный; их лексические, грамматические, синтаксические атрибуты; научный стиль: языковые черты и жанровые разновидности. Официально-деловой стиль: языковые черты, жанры, ситуации использования; разговорный стиль: языковые черты. Проблема литературно-художественного стиля; информативность и суггестивность художественной речи; субъект этой речи и его речевое выражение; взаимоотношения писателя и читателя.
Круг умений по теме.
Учащиеся должны уметь: определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля и составлять текст заданной стилистической принадлежности.
Необходимое оборудование и материалы
Данный урок второй по Программе учебной дисциплины авторов А.И.Власенкова, доктора пед. наук, профессора, ведущего научного сотрудника ИОСО РАО Т.В.Потемкиной, канд. пед. наук, доцента кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиПРО для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). Программа утверждена Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ 29 апреля 2002 года.
Комплексно-методическое обеспечение:
- книжная выставка;
- схемы-матрицы функциональных стилей речи;
- оценочные таблицы, эпиграф к уроку;
- мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска;
- электронное учебное пособие;
- учебники по русскому языку и культуре речи.
Технология: использование элементов УДЕ, проектной деятельности, информационных компьютерных технологий.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
- по работе с текстом;
- по развитию устной и письменной речи;
- валеологии (релаксация, смена деятельности, техника безопасности при работе с ПК);
- особенности учебной деятельности:
- активность, осознанность, системность;
- психологические особенности учащихся.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
- Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстами разной стилистической принадлежности.
- Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)
- Коммуникативно-деятельностный: работа с учебником, со словарем, над частичным комплексным анализом текста, с тестами.
- Интегрированный подход: связь с другими дисциплинами. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.
- Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учащихся на уроке были основаны на взаимоуважении.
Стиль – это человек.
(Бюффон)
Богатство языка есть богатство мыслей.
(Н.М. Карамзин)
Межпредметные связи:
а) Педагогика. Тема: «Методы обучения».
б) История. Тема: «История России. Великая Отечественная война», «Формирование тоталитарного государства».
в) История Калмыкии. Тема: «Период депортации», «Становление системы образования Калмыкии».
г) Экология. Тема: «Борьба за чистоту языка», «Охрана окружающей среды».
д) Информатика. Тема: Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий».
Предварительная подготовка к уроку:
- Студентам было дано задание провести этимологическое исследование слов победа, сайгак, педагог, стиль, составляющих ключевые понятия урока, и прочитать «Повесть в трех эпилогах» немецкого писателя Курта Гейна.
- 1 группе студентов было поручено записать интервью с автором повести с помощью программы «Скайп».
- 2 группе студентов было предложено подобрать звуковой и видеоряд к слайд-презентациям по темам «Победа», «Сайгаки», «Степь».
- Для проведения лингвостилистического анализа текста студентам была порекомендована справочная литература, учебное пособие по русскому языку и культуре речи.
Для подготовки к компьютерному тестированию по теме «Публицистический стиль речи» – компьютерное учебное пособие «Русский язык и культура речи».
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
Проверка домашнего задания (от 2 до 3 минут).
Учитель: В качестве домашнего задания Вам было предложено исследовать происхождение (этимологию) слов «стиль», «педагог», «победа», «сайгак».
Ответы учащихся.
Сверяем ответы по ключу (см. Приложение 1)
II. Сообщение темы и цели урока (от 2 до 3 минут).
Учитель: Тема нашего урока: Функциональные стили литературного языка. По правилам дидактики, на каждом учебном занятии мы должны соблюдать триединство целей. Цели нашего занятия следующие:
(слайд, на котором определены цели урока)
III. Основная часть урока.
1) Актуализация опорных знаний (5 минут).
Стиль – совокупность речевых средств, избираемых из языка в соответствии с требованиями нормативности речи, ее целесообразности, контекста, ситуации, жанра высказывания. На предыдущем занятии мы познакомились с особенностями функциональных стилей и научились лингвостилистическому анализу текста.
Давайте вспомним основные сведения о стилях.
2) Фронтальный опрос.
- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?
Ответ: 5 стилей (художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный).
- На какие группы делятся стили?
Ответ: на 2 большие группы: разговорный и книжные стили.
- Назовите общие признаки стилей.
Ответ: Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту, языковые особенности, жанры.
Учащиеся выходят к доске и записывают общие признаки стилей в виде таблицы-матрицы.
3) Лингвостилистический анализ текста (от 3 до 4 минут).
Учитель: Сейчас мы проведем групповую работу на уроке. Предлагаю Вам выполнить проект: «Лингвостилистический анализ текста». У нас 5 групп исследователей, по количеству функциональных стилей. На столах лежат конверты с текстом для анализа, оценочные таблицы и таблицы-матрицы. Каждая группа выбирает чтеца и оратора, которые будут проводить защиту проекта, к концу защиты группа должна заполнить матрицу функциональных стилей (см. Приложение 2).
Ребята, которые помогли составить матрицу стилей, выступят экспертами, будут оппонировать на защите, проводить подсчет голосов и проверять правильность заполнения таблиц. После выступления всех ораторов, группы передают экспертам карточки, в которых оценивается работа каждой группы (в том числе и своей) по пятибалльной системе. По сумме баллов эксперты определяют лидеров проекта.
На подготовку проекта отводится 4 минуты, на защиту проекта каждой группе отводится 1минута.
Открываем конверты и начинаем работу. В случае затруднения можете воспользоваться учебными пособиями.
4) Защита проектов. Определение стилистической принадлежности текстов (от 5 до 7 минут).
Учитель: Приглашаем для защиты проекта первую группу.
Художественный стиль (см. Приложение 3).
Чтец читает текст.
Защита 1 группы: оратор приступает к защите, работает с текстом на интерактивной доске, выделяя с помощью маркера ключевые слова, средства выразительности и др.
«Нашей группе был предложен текст художественного стиля. Художественный стиль является синтезом всех стилей, в данном тексте есть смешанные стилевые признаки. Сфера употребления данного текста – сфера словесного искусства, доминантой текста является образность. Стилевая принадлежность текста определяется тем, что это фрагмент из повести, текст излагается от лица героя-повествователя, использованы различные средства выразительности:
- эпитеты (судорожно вздрагивающее, неугасимым, жалкие и др.);
- метафоры, фразеологизмы (ниточки морщин, горло не пропускало застрявший в нём сухой ком и др.);
- разговорная и экспрессивная лексика (доченька, … Шурочка, тоненькие, ниточки, о … тюре, в тряпицу);
- предложения в тексте преимущественно сложные или простые осложненные, связаны цепной и параллельной связью, кроме того, есть риторические фигуры речи (вопросы, восклицание).
Эксперты: Какова, по-вашему, проблема данного текста?
Оратор: Проблема текста – судьба спецпереселенцев в Сибири – актуальна и близка нам, так как наши дедушки и бабушки тоже пережили трудные годы ссылки. Автору текста удалось воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, текст произвел на нас большое впечатление. Потрясает драматизм повествования, понятно отчаяние матери, потерявшей ребенка. Автор передает чувства и переживания героев с помощью экспрессивной лексики, риторических фигур речи. Мастерство писателя еще раз подтверждает афоризм Н.М. Карамзина «Богатство языка есть богатство мыслей».
Другие группы вносят в матрицы следующие сведения:
Стиль | Сфера употребления | Функция | Доминанта | Языковые признаки | Жанр |
Художественный. | Сфера словесно-художественного творчества. | Воздействие с помощью созданных образов. | Образность. | Метафоры, эпитеты, многообразие синонимов и антонимов, слова разных стилистических пластов. | Повесть. |
Учитель: Мы рассмотрели фрагмент из произведения немецкого писателя Курта Гейна, написавшего о трудной судьбе калмыцкого мальчика Дорджи Очирова, потерявшего в сибирской ссылке мать и сестренку, пережившего голод, унижения в детском доме. Ваши товарищи связались по скайпу с автором «Повести в трех эпилогах» и записали интервью с ним. Обратите внимание на текст речи Курта Гейна. Внимание на экран (см. Приложение 4).
Проекция интервью с Куртом Гейном, автором произведения «Повесть в трех эпилогах»на интерактивной доске.
Разговорный стиль.
Защита 2 группы, работа с текстом на интерактивной доске.
Нам для анализа был предложен фрагмент речи Курта Гейна, автора «Повести в трех эпилогах». Текст построен в форме разговорного диалога. Сфера употребления текста – сфера социально-бытовых отношений. Доминанта – экспрессивность. Функция – общение. Языковые особенности данного текста подтверждают его стилевую принадлежность: Прямая речь оформлена в виде реплик. Речь Курта Гейна экспрессивна, содержит много фактов, в тексте много неполных предложений, вопросно-ответная форма изложения, много обращений, разговорных конструкций, есть стилистически нейтральная и оценочная лексика, повествование ведется от 1-го лица.
Эксперты: Что больше всего запомнилось вам в речи Курта Гейна?
Оратор: Особенно заинтересовало нас мнение Курта Гейна о личности современного педагога. Оно послужит нам, будущим учителям, нравственным ориентиром.
Группы заполняют в матрице сведения по разговорному стилю:
Стиль | Сфера употребления | Функция | Доминанта | Языковые признаки | Жанр |
Разговорный. | Сфера социально-бытовых отношений. | Общение. | Экпрессивность. | Неполные предложения, вопросно-ответная форма изложения, обращения, стилистически нейтральная и оценочная лексика, повествование ведется от 1-го лица. Прямая речь оформлена в виде реплик. | Разговорный диалог. |
Официально-деловой стиль.
Учитель: приглашаем следующую группу.
Чтец читает текст (см. Приложение 5).
Защита 3 группы, работа с текстом на интерактивной доске.
Это текст официально-делового стиля. Данный жанр – Указ – употребляется в сфере административно-хозяйственных отношений, функция текста – сообщение, доминанта – стандартизация, т.е. употребление стандартных, клишированных средств языка. Все слова в тексте употреблены в прямом значении, отсутствуют средства выразительности, использована императивная лексика. Данный документ содержит обязательные атрибуты: преамбулу, номер, дату, подпись, нумерацию основных положений.
Эксперты: Какое значение имеет данный текст?
Оратор: Документ, с которым мы познакомились, имеет воспитательное значение. Объявление 2010 года Годом сайгака свидетельствует о позитивных процессах в региональном законотворчестве. С 1990 года сайгак считается национальным достоянием Калмыкии. Надеемся, что данный Указ будет способствовать тому, чтобы меньше стало таких людей, о которых написал Григорий Кукарека:
«…Если взял ты на мушку сайгака,
Значит целишь ты в душу степей.
Оборвешь бег стремительной жизни –
И увидится смерть наяву,
Кровь горячая яростно брызнет,
Пригибая сухую траву.
Только в страхе прокинешься ночью:
Сам стоишь на опасном краю
И сайгака предсмертные очи
Смотрят в темную душу твою».
Группы записывают в матрицы:
Стиль | Сфера употребления | Функция | Доминанта | Языковые признаки | Жанр |
Официально-деловой. | Сфера административно-хозяйственных отношений. | Сообщение. | Стандартизация. | Употребление стандартных, клишированных средств языка, отсутствие средств выразительности, точность, не терпящая инотолкования, лаконичность. | Указ. |
Рефлексия.
Учитель: Ребята! Мы с вами осуществили лингвостилистический анализ 3 текстов. Скажите, какие средства общения использованы для создания этих текстов?
Учащиеся: Тексты разной стилевой принадлежности создаются с помощью вербальных средств общения.
Учитель: Какие еще средства общения вы знаете?
Учащиеся: Невербальные: жесты, мимика, поза.
Релаксация.
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам встать рядом с партой и продемонстрировать невербальные средства общения. Давайте поприветствуем друг друга русским поклоном и японский поклоном. Теперь изобразите с помощью невербальных средств отказ, осуждение, согласие. Как с помощью мимики мы можем приветствовать друг друга? Правильно, с помощью улыбки. Молодцы! А теперь продолжаем защиту, слово 4 группе.
Научный стиль.
Чтец читает текст (см. Приложение 6).
Защита 4 группы, работа с текстом на интерактивной доске.
Нам для анализа был предложен текст научно-публицистического стиля. Это фрагмент из учебного пособия, скорее всего из энциклопедии. Доказывает стилистическую принадлежность то, что все слова в тексте употребляются по прямому назначению, нет средств выразительности, много фактического материала (исторические даты, имена, топонимы, цифры и т.п.). Сфера употребления данного текста – сфера науки и образования, доминанта – терминологичность (использованы общественно-политические термины: акт, капитуляция, штаб-квартира, штандарт, наименования воинских званий, названия исторических дат и др.). Жанр текста – научно-публицистическая статья. Функция этого текста – сообщение важных исторических сведений. Эксперты: Вы сказали «важных исторических сведений»? В чем заключается их значимость?
Оратор: Думаем, что данные исторические факты должны знать и помнить все граждане Российской Федерации, так как они связаны с важнейшим этапом развития не только России, но и всего мирового сообщества. Завершить нашу защиту мне бы хотелось стихотворением Александра Голубева «Ночь на 9 мая»:
В теплушках слагались былины,
И в них побеждало Добро.
В далеком предместье Берлина
Фельдмаршал отбросил перо.
Еще в облака не стреляли,
Россия затихла, ждала…
Победа,
Гремя костылями,
По сонному городу шла.
Группы пишут в матрицу:
Стиль | Сфера употребления | Функция | Доминанта | Языковые признаки | Жанр |
Научный. | Сфера науки и образования. | Сообщение. | Наличие терминов. | Отсутствие средств выразительности, использованы общественно-политические термины, обилие фактического материала, сложных предложений, вставных конструкций. | Научно-публицистическая статья. |
Публицистический стиль.
Учитель: Приглашаем 5 группу.
Чтец читает текст (см. Приложение 7).
Защита 5 группы.
Данный текст представляет собой публицистическую статью, использован в сфере общественных отношений. Функция текста – воздействие. Тексту характерна социальная оценочность и призывность, широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. Использованы экспрессивные выразительные речевые средства, цитирование, много сложных предложений, есть прямая речь.
Стиль | Сфера употребления | Функция | Доминанта | Языковые признаки | Жанр |
Публицистический. | Сфера общественных отношений. | Воздействие. | Социальная оценочность и призывность. | Экспрессивные выразительные речевые средства, разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. | Публицистическая статья. |
IV. Проверка и оценивание ЗУНов.
Учитель: Предлагаю каждой группе заполнить пустые клетки матрицы функциональных стилей.
А теперь взгляните на матрицу функциональных стилей, которую мы заполнили общими усилиями (см. Приложение 8).
Учитель: Сейчас вам предстоит оценить работу групп. Заполните оценочные карточки и передайте их сюда.
Пока эксперты подсчитывают баллы, пересядьте за компьютеры и выполните тест-задание компьютерного учебника (работа с компьютерным учебником, оценки за тест).
Ну что ж, подведем итоги урока. Оценки за защиту проектов следующие:
Первая группа получает – __ баллов, вторая – __ б., третья – __ б., четвертая – __ б., пятая – __ б.
V. Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Вы все справились с заданием, грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Подбор текстов был не случайным. Анализируя тексты, мы еще раз вспомнили ключевые события 2010 года – Год учителя, 65-летие Великой Победы, Год сайгака, познакомились с творчеством Курта Гейна, узнали много интересных сведений, а самое главное: еще раз повторили особенности функциональных стилей речи.
Успешно справились вы и с компьютерным тестом, оценки за работу получили все положительные, я внесу их в журнал.
VI. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания я предлагаю выполнить творческую работу: написать эссе в публицистическом или художественном стиле по высказыванию Бюффона «Стиль – это человек».
Использованные источники и литература:
- Народно-педагогическое наследие в практике семейного и профессионального воспитания: Материалы межссузовской научно-практической конференции, посвященной Году семьи, Году калмыцкого языка и 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. – С.13.
- Дмитрий Лазарев. Презентация. Лучше один раз увидеть. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
- Курт Гейн Рикошеты пятого пункта Отпечатано в типографии Joh.Schulte, Druck Verlag Digitale Medien 34431 Marsberg – c. 60-61.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».
- Новая школьная энциклопедия. Всемирная история / сост. А.М. Цирульников. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – С. 620-621).