Функциональные стили речи литературного языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели урока

1. Дидактические:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Функциональные стили речи»;
  • совершенствование навыков правописания, этимологического и лингвостилистического анализов текста и построения публичной речи;

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление студентов, их аналитические способности: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность;
  • развивать навыки вербального и невербального общения, монологическую речь студентов.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи;
  • средствами предмета формировать у учащихся бережное отношение к слову и профессиональную педагогическую компетенцию

В целях учтены особенности как всей группы (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития), так и отдельных учащихся (с невысоким уровнем развития мыслительных операций).

Задачи урока:

  1. Дидактические цели осуществлялись в работе по этимологическому анализу слова, по заполнению матриц функциональных стилей, систематизации теоретического материала через лингвостилистический анализ текста.
  2. Развивающие цели осуществлялись через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа экспертами. Развитие логического мышления реализовывалась при решении тестов электронного пособия.
  3. Воспитательная цель реализовывалась через работу с текстами разных стилей на нравственно-этическую тему (дидактический материал был взят из школьной энциклопедии, повести немецкого писателя Курта Гейна, СМИ и актуализирован на жизненном и национально-региональном материале).

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

На уроке проводилась работа:

  • по расширению словарного запаса;
  • по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
  • по этимологическому анализу слова и лингвостилистическому анализу текста;
  • компьютерный тест;
  • работа со справочной литературой и учебником.

Круг знаний по теме.

Язык разговорный и книжный; их лексические, грамматические, синтаксические атрибуты; научный стиль: языковые черты и жанровые разновидности. Официально-деловой стиль: языковые черты, жанры, ситуации использования; разговорный стиль: языковые черты. Проблема литературно-художественного стиля; информативность и суггестивность художественной речи; субъект этой речи и его речевое выражение; взаимоотношения писателя и читателя.

Круг умений по теме.

Учащиеся должны уметь: определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля и составлять текст заданной стилистической принадлежности.

Необходимое оборудование и материалы

Данный урок второй по Программе учебной дисциплины авторов А.И.Власенкова, доктора пед. наук, профессора, ведущего научного сотрудника ИОСО РАО Т.В.Потемкиной, канд. пед. наук, доцента кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиПРО для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). Программа утверждена Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ 29 апреля 2002 года.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • книжная выставка;
  • схемы-матрицы функциональных стилей речи;
  • оценочные таблицы, эпиграф к уроку;
  • мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска;
  • электронное учебное пособие;
  • учебники по русскому языку и культуре речи.

Технология: использование элементов УДЕ, проектной деятельности, информационных компьютерных технологий.

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

  • по работе с текстом;
  • по развитию устной и письменной речи;
  • валеологии (релаксация, смена деятельности, техника безопасности при работе с ПК);
  • особенности учебной деятельности:
    • активность, осознанность, системность;
    • психологические особенности учащихся.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

  1. Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстами разной стилистической принадлежности.
  2. Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)
  3. Коммуникативно-деятельностный: работа с учебником, со словарем, над частичным комплексным анализом текста, с тестами.
  4. Интегрированный подход: связь с другими дисциплинами. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.
  5. Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учащихся на уроке были основаны на взаимоуважении.

Стиль – это человек.
(Бюффон)
Богатство языка есть богатство мыслей.
(Н.М. Карамзин)

Межпредметные связи:

а) Педагогика. Тема: «Методы обучения».

б) История. Тема: «История России. Великая Отечественная война», «Формирование тоталитарного государства».

в) История Калмыкии. Тема: «Период депортации», «Становление системы образования Калмыкии».

г) Экология. Тема: «Борьба за чистоту языка», «Охрана окружающей среды».

д) Информатика. Тема: Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий».

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Студентам было дано задание провести этимологическое исследование слов победа, сайгак, педагог, стиль, составляющих ключевые понятия урока, и прочитать «Повесть в трех эпилогах» немецкого писателя Курта Гейна.
  2. 1 группе студентов было поручено записать интервью с автором повести с помощью программы «Скайп».
  3. 2 группе студентов было предложено подобрать звуковой и видеоряд к слайд-презентациям по темам «Победа», «Сайгаки», «Степь».
  4. Для проведения лингвостилистического анализа текста студентам была порекомендована справочная литература, учебное пособие по русскому языку и культуре речи.

Для подготовки к компьютерному тестированию по теме «Публицистический стиль речи» – компьютерное учебное пособие «Русский язык и культура речи».

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута).

Проверка домашнего задания (от 2 до 3 минут).

Учитель: В качестве домашнего задания Вам было предложено исследовать происхождение (этимологию) слов «стиль», «педагог», «победа», «сайгак».

Ответы учащихся.

Сверяем ответы по ключу (см. Приложение 1)

II. Сообщение темы и цели урока (от 2 до 3 минут).

Учитель: Тема нашего урока: Функциональные стили литературного языка. По правилам дидактики, на каждом учебном занятии мы должны соблюдать триединство целей. Цели нашего занятия следующие:

(слайд, на котором определены цели урока)

III. Основная часть урока.

1) Актуализация опорных знаний (5 минут).

Стиль – совокупность речевых средств, избираемых из языка в соответствии с требованиями нормативности речи, ее целесообразности, контекста, ситуации, жанра высказывания. На предыдущем занятии мы познакомились с особенностями функциональных стилей и научились лингвостилистическому анализу текста.

Давайте вспомним основные сведения о стилях.

2) Фронтальный опрос.

- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?

Ответ: 5 стилей (художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный).

- На какие группы делятся стили?

Ответ: на 2 большие группы: разговорный и книжные стили.

- Назовите общие признаки стилей.

Ответ: Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту, языковые особенности, жанры.

Учащиеся выходят к доске и записывают общие признаки стилей в виде таблицы-матрицы.

3) Лингвостилистический анализ текста (от 3 до 4 минут).

Учитель: Сейчас мы проведем групповую работу на уроке. Предлагаю Вам выполнить проект: «Лингвостилистический анализ текста». У нас 5 групп исследователей, по количеству функциональных стилей. На столах лежат конверты с текстом для анализа, оценочные таблицы и таблицы-матрицы. Каждая группа выбирает чтеца и оратора, которые будут проводить защиту проекта, к концу защиты группа должна заполнить матрицу функциональных стилей (см. Приложение 2).

Ребята, которые помогли составить матрицу стилей, выступят экспертами, будут оппонировать на защите, проводить подсчет голосов и проверять правильность заполнения таблиц. После выступления всех ораторов, группы передают экспертам карточки, в которых оценивается работа каждой группы (в том числе и своей) по пятибалльной системе. По сумме баллов эксперты определяют лидеров проекта.

На подготовку проекта отводится 4 минуты, на защиту проекта каждой группе отводится 1минута.

Открываем конверты и начинаем работу. В случае затруднения можете воспользоваться учебными пособиями.

4) Защита проектов. Определение стилистической принадлежности текстов (от 5 до 7 минут).

Учитель: Приглашаем для защиты проекта первую группу.

Художественный стиль (см. Приложение 3).

Чтец читает текст.

Защита 1 группы: оратор приступает к защите, работает с текстом на интерактивной доске, выделяя с помощью маркера ключевые слова, средства выразительности и др.

«Нашей группе был предложен текст художественного стиля. Художественный стиль является синтезом всех стилей, в данном тексте есть смешанные стилевые признаки. Сфера употребления данного текста – сфера словесного искусства, доминантой текста является образность. Стилевая принадлежность текста определяется тем, что это фрагмент из повести, текст излагается от лица героя-повествователя, использованы различные средства выразительности:

  • эпитеты (судорожно вздрагивающее, неугасимым, жалкие и др.);
  • метафоры, фразеологизмы (ниточки морщин, горло не пропускало застрявший в нём сухой ком и др.);
  • разговорная и экспрессивная лексика (доченька, … Шурочка, тоненькие, ниточки, о … тюре, в тряпицу);
  • предложения в тексте преимущественно сложные или простые осложненные, связаны цепной и параллельной связью, кроме того, есть риторические фигуры речи (вопросы, восклицание).

Эксперты: Какова, по-вашему, проблема данного текста?

Оратор: Проблема текста – судьба спецпереселенцев в Сибири – актуальна и близка нам, так как наши дедушки и бабушки тоже пережили трудные годы ссылки. Автору текста удалось воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, текст произвел на нас большое впечатление. Потрясает драматизм повествования, понятно отчаяние матери, потерявшей ребенка. Автор передает чувства и переживания героев с помощью экспрессивной лексики, риторических фигур речи. Мастерство писателя еще раз подтверждает афоризм Н.М. Карамзина «Богатство языка есть богатство мыслей».

Другие группы вносят в матрицы следующие сведения:

Стиль Сфера употребления Функция Доминанта Языковые признаки Жанр
Художественный. Сфера словесно-художественного творчества. Воздействие с помощью созданных образов. Образность. Метафоры, эпитеты, многообразие синонимов и антонимов, слова разных стилистических пластов. Повесть.

Учитель: Мы рассмотрели фрагмент из произведения немецкого писателя Курта Гейна, написавшего о трудной судьбе калмыцкого мальчика Дорджи Очирова, потерявшего в сибирской ссылке мать и сестренку, пережившего голод, унижения в детском доме. Ваши товарищи связались по скайпу с автором «Повести в трех эпилогах» и записали интервью с ним. Обратите внимание на текст речи Курта Гейна. Внимание на экран (см. Приложение 4).

Проекция интервью с Куртом Гейном, автором произведения «Повесть в трех эпилогах»на интерактивной доске.

Разговорный стиль.

Защита 2 группы, работа с текстом на интерактивной доске.

Нам для анализа был предложен фрагмент речи Курта Гейна, автора «Повести в трех эпилогах». Текст построен в форме разговорного диалога. Сфера употребления текста – сфера социально-бытовых отношений. Доминанта – экспрессивность. Функция – общение. Языковые особенности данного текста подтверждают его стилевую принадлежность: Прямая речь оформлена в виде реплик. Речь Курта Гейна экспрессивна, содержит много фактов, в тексте много неполных предложений, вопросно-ответная форма изложения, много обращений, разговорных конструкций, есть стилистически нейтральная и оценочная лексика, повествование ведется от 1-го лица.

Эксперты: Что больше всего запомнилось вам в речи Курта Гейна?

Оратор: Особенно заинтересовало нас мнение Курта Гейна о личности современного педагога. Оно послужит нам, будущим учителям, нравственным ориентиром.

Группы заполняют в матрице сведения по разговорному стилю:

Стиль Сфера употребления Функция Доминанта Языковые признаки Жанр
Разговорный. Сфера социально-бытовых отношений. Общение. Экпрессивность. Неполные предложения, вопросно-ответная форма изложения, обращения, стилистически нейтральная и оценочная лексика, повествование ведется от 1-го лица. Прямая речь оформлена в виде реплик. Разговорный диалог.

Официально-деловой стиль.

Учитель: приглашаем следующую группу.

Чтец читает текст (см. Приложение 5).

Защита 3 группы, работа с текстом на интерактивной доске.

Это текст официально-делового стиля. Данный жанр – Указ – употребляется в сфере административно-хозяйственных отношений, функция текста – сообщение, доминанта – стандартизация, т.е. употребление стандартных, клишированных средств языка. Все слова в тексте употреблены в прямом значении, отсутствуют средства выразительности, использована императивная лексика. Данный документ содержит обязательные атрибуты: преамбулу, номер, дату, подпись, нумерацию основных положений.

Эксперты: Какое значение имеет данный текст?

Оратор: Документ, с которым мы познакомились, имеет воспитательное значение. Объявление 2010 года Годом сайгака свидетельствует о позитивных процессах в региональном законотворчестве. С 1990 года сайгак считается национальным достоянием Калмыкии. Надеемся, что данный Указ будет способствовать тому, чтобы меньше стало таких людей, о которых написал Григорий Кукарека:

«…Если взял ты на мушку сайгака,
Значит целишь ты в душу степей.
Оборвешь бег стремительной жизни –
И увидится смерть наяву,
Кровь горячая яростно брызнет,
Пригибая сухую траву.
Только в страхе прокинешься ночью:
Сам стоишь на опасном краю
И сайгака предсмертные очи
Смотрят в темную душу твою».

Группы записывают в матрицы:

Стиль Сфера употребления Функция Доминанта Языковые признаки Жанр
Официально-деловой. Сфера административно-хозяйственных отношений. Сообщение. Стандартизация. Употребление стандартных, клишированных средств языка, отсутствие средств выразительности, точность, не терпящая инотолкования, лаконичность. Указ.

Рефлексия.

Учитель: Ребята! Мы с вами осуществили лингвостилистический анализ 3 текстов. Скажите, какие средства общения использованы для создания этих текстов?

Учащиеся: Тексты разной стилевой принадлежности создаются с помощью вербальных средств общения.

Учитель: Какие еще средства общения вы знаете?

Учащиеся: Невербальные: жесты, мимика, поза.

Релаксация.

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам встать рядом с партой и продемонстрировать невербальные средства общения. Давайте поприветствуем друг друга русским поклоном и японский поклоном. Теперь изобразите с помощью невербальных средств отказ, осуждение, согласие. Как с помощью мимики мы можем приветствовать друг друга? Правильно, с помощью улыбки. Молодцы! А теперь продолжаем защиту, слово 4 группе.

Научный стиль.

Чтец читает текст (см. Приложение 6).

Защита 4 группы, работа с текстом на интерактивной доске.

Нам для анализа был предложен текст научно-публицистического стиля. Это фрагмент из учебного пособия, скорее всего из энциклопедии. Доказывает стилистическую принадлежность то, что все слова в тексте употребляются по прямому назначению, нет средств выразительности, много фактического материала (исторические даты, имена, топонимы, цифры и т.п.). Сфера употребления данного текста – сфера науки и образования, доминанта – терминологичность (использованы общественно-политические термины: акт, капитуляция, штаб-квартира, штандарт, наименования воинских званий, названия исторических дат и др.). Жанр текста – научно-публицистическая статья. Функция этого текста – сообщение важных исторических сведений. Эксперты: Вы сказали «важных исторических сведений»? В чем заключается их значимость?

Оратор: Думаем, что данные исторические факты должны знать и помнить все граждане Российской Федерации, так как они связаны с важнейшим этапом развития не только России, но и всего мирового сообщества. Завершить нашу защиту мне бы хотелось стихотворением Александра Голубева «Ночь на 9 мая»:

В теплушках слагались былины,
И в них побеждало Добро.
В далеком предместье Берлина
Фельдмаршал отбросил перо.
Еще в облака не стреляли,
Россия затихла, ждала…
Победа,
Гремя костылями,
По сонному городу шла.

Группы пишут в матрицу:

Стиль Сфера употребления Функция Доминанта Языковые признаки Жанр
Научный. Сфера науки и образования. Сообщение. Наличие терминов. Отсутствие средств выразительности, использованы общественно-политические термины, обилие фактического материала, сложных предложений, вставных конструкций. Научно-публицистическая статья.

Публицистический стиль.

Учитель: Приглашаем 5 группу.

Чтец читает текст (см. Приложение 7).

Защита 5 группы.

Данный текст представляет собой публицистическую статью, использован в сфере общественных отношений. Функция текста – воздействие. Тексту характерна социальная оценочность и призывность, широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. Использованы экспрессивные выразительные речевые средства, цитирование, много сложных предложений, есть прямая речь.

Стиль Сфера употребления Функция Доминанта Языковые признаки Жанр
Публицистический. Сфера общественных отношений. Воздействие. Социальная оценочность и призывность. Экспрессивные выразительные речевые средства, разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. Публицистическая статья.

IV. Проверка и оценивание ЗУНов.

Учитель: Предлагаю каждой группе заполнить пустые клетки матрицы функциональных стилей.

А теперь взгляните на матрицу функциональных стилей, которую мы заполнили общими усилиями (см. Приложение 8).

Учитель: Сейчас вам предстоит оценить работу групп. Заполните оценочные карточки и передайте их сюда.

Пока эксперты подсчитывают баллы, пересядьте за компьютеры и выполните тест-задание компьютерного учебника (работа с компьютерным учебником, оценки за тест).

Ну что ж, подведем итоги урока. Оценки за защиту проектов следующие:

Первая группа получает – __ баллов, вторая – __ б., третья – __ б., четвертая – __ б., пятая – __ б.

V. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Вы все справились с заданием, грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Подбор текстов был не случайным. Анализируя тексты, мы еще раз вспомнили ключевые события 2010 года – Год учителя, 65-летие Великой Победы, Год сайгака, познакомились с творчеством Курта Гейна, узнали много интересных сведений, а самое главное: еще раз повторили особенности функциональных стилей речи.

Успешно справились вы и с компьютерным тестом, оценки за работу получили все положительные, я внесу их в журнал.

VI. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я предлагаю выполнить творческую работу: написать эссе в публицистическом или художественном стиле по высказыванию Бюффона «Стиль – это человек».

Использованные источники и литература:

  1. Народно-педагогическое наследие в практике семейного и профессионального воспитания: Материалы межссузовской научно-практической конференции, посвященной Году семьи, Году калмыцкого языка и 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. – С.13.
  2. Дмитрий Лазарев. Презентация. Лучше один раз увидеть. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  3. Курт Гейн Рикошеты пятого пункта Отпечатано в типографии Joh.Schulte, Druck Verlag Digitale Medien 34431 Marsberg – c. 60-61.
  4. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  5. Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».
  6. Новая школьная энциклопедия. Всемирная история / сост. А.М. Цирульников. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – С. 620-621).