Откуда слово к нам пришло. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса
Интеллектуальная игра-конкурс

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.

Описание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). У каждой команды на столах этимологические словари, ватманы, цветные карандаши, флажки, листочки, ручки.

Ход игры

Ведущий: Среди наших школьных стен начинаем мы весёлую игру "Откуда слово к нам пришло". На предыдущем уроке мы познакомились с новой темой, выяснили важность изучения этимологии. На нашем мероприятии, играя, мы закрепим наши знания.

1 тур.

Работа по презентации

Ведущий: Итак, 1 тур. На экране 4 направления, вы должны выбрать понравившуюся тему вопроса вашей команде.

Направления:

Скатерть-самобранка, спорт, в мире животных, гардероб.

Отвечаете на вопросы по очереди, каждая команда имеет возможность ответить на 3 вопроса. Если ваша команда ответить не может, то отвечает следующая. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

Скатерть-самобранка

  1. Этот продукт заготавливался впрок, поэтому название его происходит от прилагательного ветхий.(Ветчина)
  2. Название этого продукта родственно слову мельница, так как оба этих слова восходят к древнему млин, что означало «жернов», «нечто круглое». (Блин)
  3. Название этого продукта родилось от древнегреческого слова еладион («масляная лепёшка») от елайон – «масло» (растительное). (Оладьи)

Спорт

  1. Название этого спортивного снаряда известно на Руси с XII века. В народных говорах до сих пор звучат слова лызнуть, т.е. «убежать», лызок – «бегство». (Лыжи)
  2. Название этого спортивного снаряда восходит к словам мягкий, мякоть, мякиш. (Мяч)
  3. Название этого вида спорта появилось в Древней Греции. Происходит оно от греческого слова gimnos«обнажённый», так как атлеты в те времена выступали в состязаниях обнажёнными. (Гимнастика)

Гардероб

  1. Название этой одежды образовано от слова пластъ«покрывало». (Плащ)
  2. Название этой одежды происходит от слова рубить, т.к. чтобы сшить её, сначала нужно было «отрубить», т.е. отрезать полотнище. (Рубаха)
  3. В основе названия этого предмета гардероба лежит древнерусское слово платъ, что означало «кусок материи». (Платье, платок)

В мире животных

  1. В древности существовало слово ула, что означало «отверстие», «дупло», «убежище». Название этого животного произошло от этого слова и буквально означает «существо, живущее в уле». (Улитка)
  2. Это слово пришло к нам от тюркского алаша ат и означало любое вьючное животное. (Лошадь)
  3. Эта птица прилетает к нам ранней весной и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. За это её так и прозвали. (Зяблик)

Ведущий: Вы отлично поработали! 1 тур подошёл к концу! (Итоги)

2 тур.

Ведущий: У каждой команды на столах флажки и этимологические словари. Я называю слова, ваша задача – рассказать этимологию слова, пользуясь словарями. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Почему так названы:

  1. пенал?(дом и хозяйство)
    Заимствовано в 12 веке из немецкого языка. Немецкое Pennal восходит к латинскому pennale«футляр для перьев» (penna – «перо»)
  2. ожерелье? (дом и хозяйство)
    начало 11 века, от древнерусского ожерелие от жерело «горло»
  3. терем(дом и хозяйство)
    11-12 вв., от древнерусского из греческого teremnon «дом, жилище»
  4. фонарь? (дом и хозяйство)
    14 в., из греческого phanos «светильник, факел»
  5. кастрюля? (кулинария)
    Пришло из голландского языка в Петровскую эпоху. Голландское kastrole заимствовано из французского, где casserole «сковорода с ручкой»
  6. котлета? (кулинария)
    18 в., от французского cotelette «котлета» от cote «ребро»
  7. леденец? (кулинария)
    От прил. ледяной (раньше писалось ледянец ), по сходству с льдинкой

3 тур.

Ведущий: Теперь пришло время для конкурса капитанов. Уважаемые капитаны, пройдите ко мне. Выберите один листочек. Перед вами родственные слова. Ваша задача – подготовить связный ответ, объяснение родства этих слов с точки зрения этимологии. В вашем распоряжении задние парты и этимологические словари!

  1. Череп, черепаха, черепица
  2. Проволока, волк, волокита
  3. Кольцо, кольчуга, колея
  4. Поле, полый, полоумный

4 тур.

Ведущий: А мы тем временем проверим наши команды на дружность . Перед вами ватманы и цветные карандаши. Я читаю этимологию имени сказочного животного, вы должны угадать, о ком идёт речь и нарисовать этого персонажа. Желательно, чтобы рисовали все участники. Оценивается завершённость рисунка, сплочённость команды.

Отчество этого сказочного героя происходит от старинного имени Патрикей, а то, в свою очередь, происходит от латинского слова патриций, т.е. аристократ. Но в старину Ц на Руси произносилось как К. вот и получилось – Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода.

Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтвович. И так он прославился своей хитростью и изворотливостью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И этот сказочный герой, вернее, героиня, получила своё отчество, как верная наследница хитрого князя.

Команды сдают рисунки, капитаны читают свои рассуждения. (Рисунки и рассуждения оцениваются по пятибалльной системе).

5 тур.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как к нам пришло слово «лисица»? У древних славян было слово «лисый», то есть желтоватый. Лисица названа так по характерной окраске шерсти.

Последнее задание: за оставшееся время попробуйте командой сочинить небольшое стихотворение об этом животном! Итак, время пошло!

Команды зачитывают стихотворения (оценка по пятибалльной системе).

Ведущий: Вы отлично поработали! Настало время подвести итоги.

Объявление результатов, награждение.

Грамоты, сладкие призы.

Используемая литература:

  1. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 432 с.
  2. Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 544 с.