Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса
Интеллектуальная игра-конкурс
Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.
Описание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). У каждой команды на столах этимологические словари, ватманы, цветные карандаши, флажки, листочки, ручки.
Ход игры
Ведущий: Среди наших школьных стен начинаем мы весёлую игру "Откуда слово к нам пришло". На предыдущем уроке мы познакомились с новой темой, выяснили важность изучения этимологии. На нашем мероприятии, играя, мы закрепим наши знания.
1 тур.
Работа по презентации
Ведущий: Итак, 1 тур. На экране 4 направления, вы должны выбрать понравившуюся тему вопроса вашей команде.
Направления:
Скатерть-самобранка, спорт, в мире животных, гардероб.
Отвечаете на вопросы по очереди, каждая команда имеет возможность ответить на 3 вопроса. Если ваша команда ответить не может, то отвечает следующая. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
Скатерть-самобранка
- Этот продукт заготавливался впрок, поэтому название его происходит от прилагательного ветхий.(Ветчина)
- Название этого продукта родственно слову мельница, так как оба этих слова восходят к древнему млин, что означало «жернов», «нечто круглое». (Блин)
- Название этого продукта родилось от древнегреческого слова еладион («масляная лепёшка») от елайон – «масло» (растительное). (Оладьи)
Спорт
- Название этого спортивного снаряда известно на Руси с XII века. В народных говорах до сих пор звучат слова лызнуть, т.е. «убежать», лызок – «бегство». (Лыжи)
- Название этого спортивного снаряда восходит к словам мягкий, мякоть, мякиш. (Мяч)
- Название этого вида спорта появилось в Древней Греции. Происходит оно от греческого слова gimnos– «обнажённый», так как атлеты в те времена выступали в состязаниях обнажёнными. (Гимнастика)
Гардероб
- Название этой одежды образовано от слова пластъ – «покрывало». (Плащ)
- Название этой одежды происходит от слова рубить, т.к. чтобы сшить её, сначала нужно было «отрубить», т.е. отрезать полотнище. (Рубаха)
- В основе названия этого предмета гардероба лежит древнерусское слово платъ, что означало «кусок материи». (Платье, платок)
В мире животных
- В древности существовало слово ула, что означало «отверстие», «дупло», «убежище». Название этого животного произошло от этого слова и буквально означает «существо, живущее в уле». (Улитка)
- Это слово пришло к нам от тюркского алаша ат и означало любое вьючное животное. (Лошадь)
- Эта птица прилетает к нам ранней весной и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. За это её так и прозвали. (Зяблик)
Ведущий: Вы отлично поработали! 1 тур подошёл к концу! (Итоги)
2 тур.
Ведущий: У каждой команды на столах флажки и этимологические словари. Я называю слова, ваша задача – рассказать этимологию слова, пользуясь словарями. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Почему так названы:
- пенал?(дом и хозяйство)
Заимствовано в 12 веке из немецкого языка. Немецкое Pennal восходит к латинскому pennale«футляр для перьев» (penna – «перо») - ожерелье? (дом и хозяйство)
начало 11 века, от древнерусского ожерелие от жерело «горло» - терем(дом и хозяйство)
11-12 вв., от древнерусского из греческого teremnon «дом, жилище» - фонарь? (дом и хозяйство)
14 в., из греческого phanos «светильник, факел» - кастрюля? (кулинария)
Пришло из голландского языка в Петровскую эпоху. Голландское kastrole заимствовано из французского, где casserole «сковорода с ручкой» - котлета? (кулинария)
18 в., от французского cotelette «котлета» от cote «ребро» - леденец? (кулинария)
От прил. ледяной (раньше писалось ледянец ), по сходству с льдинкой
3 тур.
Ведущий: Теперь пришло время для конкурса капитанов. Уважаемые капитаны, пройдите ко мне. Выберите один листочек. Перед вами родственные слова. Ваша задача – подготовить связный ответ, объяснение родства этих слов с точки зрения этимологии. В вашем распоряжении задние парты и этимологические словари!
- Череп, черепаха, черепица
- Проволока, волк, волокита
- Кольцо, кольчуга, колея
- Поле, полый, полоумный
4 тур.
Ведущий: А мы тем временем проверим наши команды на дружность . Перед вами ватманы и цветные карандаши. Я читаю этимологию имени сказочного животного, вы должны угадать, о ком идёт речь и нарисовать этого персонажа. Желательно, чтобы рисовали все участники. Оценивается завершённость рисунка, сплочённость команды.
Отчество этого сказочного героя происходит от старинного имени Патрикей, а то, в свою очередь, происходит от латинского слова патриций, т.е. аристократ. Но в старину Ц на Руси произносилось как К. вот и получилось – Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода.
Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтвович. И так он прославился своей хитростью и изворотливостью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И этот сказочный герой, вернее, героиня, получила своё отчество, как верная наследница хитрого князя.
Команды сдают рисунки, капитаны читают свои рассуждения. (Рисунки и рассуждения оцениваются по пятибалльной системе).
5 тур.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как к нам пришло слово «лисица»? У древних славян было слово «лисый», то есть желтоватый. Лисица названа так по характерной окраске шерсти.
Последнее задание: за оставшееся время попробуйте командой сочинить небольшое стихотворение об этом животном! Итак, время пошло!
Команды зачитывают стихотворения (оценка по пятибалльной системе).
Ведущий: Вы отлично поработали! Настало время подвести итоги.
Объявление результатов, награждение.
Грамоты, сладкие призы.
Используемая литература:
- Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 432 с.
- Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 544 с.