Русский язык
-
Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов существительных -ек/ик" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик, учатся различать суффиксы -чик, -щик, -ек, -ик. Устные и письменные задания помогают закрепить материал.
-
Обучение сочинению на лингвистическую тему (подготовка к ИГА) 2011
В ходе урока школьники учатся писать сочинение на лингвистическую тему, учатся выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос. Узнают, что такое культура речи и нормы русского языка, как сделать свою речь богаче, образнее и выразительнее.
-
Второстепенные члены предложения. Определение 2011
Урок знакомит учащихся с новым понятием – «определение», позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в предложении, отличать от других второстепенных членов, употреблять в устной и письменной речи.
-
"Описание внешности человека" (по картине В.А. Серова "Девочка с персиками) 2011
Урок посвящен жизни и творчеству одного из великих русских живописцев В.А. Серова. Цель урока – обучить умению описывать внешность человека; познакомить с творческой историей картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
-
Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) "Формирование речевых умений и навыков через активизацию языковой компетентности в области изобразительного искусства на примере описания картины Е.А. Широкова «Друзья»" 2011
Цели урока – обобщить знания по теме "Виды и жанры изобразительного искусства"; познакомить с творчеством художника Е.А. Широкова; подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам; развить способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства, эстетическое развитие.
-
Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного) 2011
Любой урок подготовки к сочинению – это не только формирование речеведческих навыков, но и подготовка к раскрытию души. При выполнении данного вида работы предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которые характерны для жителей нашей страны, которые вызывают сходные ассоциации и представления.
-
Обобщение знаний о частях речи. 2-й класс 2011
Урок опирается на полученные детьми знания о частях речи. Задания, подобранные учителем, выходят за рамки традиционной программы по русскому языку, они тренируют у ребят умение распознавать изученные части речи в контексте, помогают закрепить знания учащихся о грамматических признаках различных частей речи, способствуют активизации словарного запаса учащихся, развивают у школьников логическое и образное мышление, лаконичность мысли.
-
Имя числительное. 6-й класс 2011
Урок проводится в форме заочной экскурсии по природным достопримечательностям Камчатского края. Повторение и обобщение материала в нестандартной форме помогает систематизировать знания, полученные при изучении темы, закрепить навыки, содействует развитию речи учащихся, воспитывает любовь к родному краю.
-
Орфография. 5-й класс 2011
Представленные автором задания носят занимательный характер, что всегда привлекает пятиклассников. Форма проведения может быть различной в зависимости от класса: групповая или индивидуальная.
-
В гостях у звуков речи. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 5-й класс 2011
Фонетика – один из сложных и важных разделов русского языка. Именно здесь закладываются основы грамматики, и от того, насколько прочно будут усвоены полученные знания по данному разделу, во многом зависит грамотность учащихся. Развитию познавательного интереса к изучению предмета и лучшему усвоению нового материала способствуют уроки, проводимые в игровой форме.
-
Комплексный анализ текста. 10-й класс 2011
Данный урок учит детей анализировать текст, передавать авторскую позицию, своё личное отношение к проблеме, готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
-
Непроизносимая согласная в корне слова 2011
Автор знакомит учащихся с особенностями слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова, вывести способ его проверки.
-
Посвящение в подданные принцессы Причастие 2011
Урок-презентация лингвистического фэнтези представляет собой синтез традиционной школьной презентации, учебно-художественного интерактивного слайд-фильма и электронного учебника и демонстрирует результат поисков нового оптимального и эффективного формата учебных материалов, новых жанров учебной литературы, поддерживающих школьную программу.
-
Согласованные обособленные определения. 8-й класс. Образовательная система "Школа–2100" 2011
На уроке обобщаются знания учащихся об определениях и способах их выражения. Учащиеся знакомятся с понятием "согласованные обособленные определения" и условиями обособления согласованных определений.
-
Изобразительно-выразительные особенности наречий 2011
В статье даются рекомендации по работе над изобразительно-выразительными особенностями наречий. Большим подспорьем в решении поставленной цели является работа с текстом. На заключительном уроке по теме "Наречие" (7-й класс) автор статьи рекомендует провести работу с текстом песни Владимира Высоцкого "Песня о друге". Тем более что, согласно тематическому планированию, этот урок проводится или в день рождения поэта, или накануне этой даты.
-
Письма с фронта 2011
Два урока развития речи проводятся в 8-м классе, посвящены 65-летию Великой Победы. На них учащиеся познакомятся с видами писем, с правилами написания письма и адреса.
-
Урок русского языка в 11-м классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ выразительно-изобразительных средств при изучении притчи О.М. Безымянной "О благодеянии"» 2011
Сегодня, когда учащиеся затрудняются в написании сочинений-рассуждений на морально-этическую тематику, можно подготовить их к этому виду работы, анализируя притчи. В них легко выделить авторскую позицию, проблемы, а также проследить роль изобразительно-выразительных средств языка.
-
Открытый урок русского языка в 6-м классе (УМК под ред. С.И. Львовой) в форме заочной экскурсии по Байкалу "Правильное употребление имен числительных в речи" 2011
Урок помогает совершенствовать умение употреблять имена числительные в речи в соответствии с грамматическими, орфографическими и орфоэпическими нормами; развивать речь учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки работы со словарями; воспитывать любовь к родному краю и русскому языку.
-
Научно-исследовательская работа "Эсперанто — язык будущего" 2011
Целью работы является теоретическое и экспериментальное обоснование появления "искусственного языка" эсперанто, его положительного воздействия на человека.
-
Экскурсия по столице Республики Коми "В стране Фонетика и Лексика" 2011
Урок развития речи посвящен 90-летию Республики Коми. В ходе урока планируется проверить сформированность умений и навыков учащихся по теме "Фонетика" и "Лексика". Задача учителя – развить устную и письменную речь учащихся; расширить их познания о культурных центрах города Сыктывкар; привить любовь и интерес к родному городу.
-
Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста. 9-й класс 2011
Первая часть ГИА (сжатое изложение) направлена на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста. Урок призван закрепить навыки определения темы, идеи, выделения микротем исходного текста, а также продолжить развивать навыки использования в работе над текстом способов и приемов компрессии.
-
Не с причастиями. 2011
Урок по русскому языку в 7-м классе – закрепление темы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, § 24. В урок включены элементы технологии «Обучение в сотрудничестве». Класс разбит на пять групп (по 5–6 учеников), каждая группа имеет своё задание, в группе работает эксперт, используется приём «вертушка». Каждый член группы выполняет свою часть работы, чтобы выполнилось всё задание. Итог урока подводят группы, оценивая свою деятельность на уроке.
-
Звуки [б], [б`]. Буква Б, б 2011
На уроке учащиеся знакомятся с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б], [б'], и учатся давать характеристики звукам. Урок способствует развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания.
-
Игра "Люби и знай руссский язык". 5-й класс 2011
Игра для 5-х классов с целью расширить знания учащихся о русском языке; развивать внимание, память, логическое мышление, любознательность, устную речь; воспитывать интерес к русскому языку.
-
Информационные технологии при написании сочинения 2011
Цель урока: научить практически использовать предметные и общенаучные навыки для формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка.
-
Знакомство с местоимениями. Визитная карточка местоимений 2011
На уроке происходит повторение разрядов местоимений в форме ролевой игры.
-
Различение частицы НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ 2011
На уроке учащиеся изучают правила использования частиц НЕ и НИ.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика" 2011
Урок рекомендуется проводить после завершения работы по теме "Лексика" в 5-м классе. Необходимо повторить и закрепить знания по лексике, совершенствовать навыки употребления слова в соответствии с его лексическим значением. Важное место отводится развитию связной устной и письменной речи. На примерах представленного материала прививать любовь к природе, к книге, слову.
-
Урок развития речи "Особенности письма как эпистолярного жанра" 2011
Эпистолярный жанр утратил свои позиции. Нам легче отправить СМС, позвонить по телефону, чем написать письмо. Но только в письме к близкому человеку мы можем поделиться переживаниями, "излить душу". Цель урока – возродить традиции эпистолярного жанра. Обучающиеся познакомятся с особенностями эпистолярного жанра; научатся составлять текст письма, правильному написанию письма: делового, официального, личного.
-
Учебный тренажер. 5–7-е классы 2011
Данный тренажер помогает сформировать прочные навыки правописания глаголов. Это необходимо как перед объяснением темы особых глагольных форм, причастия и деепричастия, так и при ликвидации пробелов в знаниях, образовавшихся из-за пропусков уроков некоторыми учащимися.