Цели урока
Обучающие:
- Дать определение понятия «обращение».
- Дать представление об использовании обращения в речи.
- Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Развивающие:
- Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.
- Развивать устную речь, коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
Материалы к уроку:
- Презентация РР «Предложения с обращениями».
- Протоколы урока у каждого члена группы.
- На главной доске – схема групповой работы на уроке. На доске слева – словарная работа: АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ.
Ход урока
1. Организационный момент. Слово учителя о теме и целях урока (кратко). Слайд № 2.
- Узнать, что такое обращение.
- Научиться находить обращение в речи, соблюдать правильную интонацию.
- Научиться ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.
2.Задания группам (отражено в виде схемы на главной доске – см. Приложение 1).
Примечание: для групповой работы класс разделен на группы-созвездия, в которые входят ученики-звезды с разными способностями.
Каждый ученик получает протокол урока. Во время первого этапа нашей работы члены каждой группы отвечают за заполнение своей части протокола (готовят свой кирпичик для коллективного сооружения «прочного дома»).
АНДРОМЕДА: Что такое обращение? Чем оно может быть выражено?
Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.
Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________
в _________________________ падеже.
КЕНТАВР: С какой интонацией произносится обращение? Сколько слов может быть в обращении?
Обращение произносится со ___________________ интонацией.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть _______________________________,
а может состоять из нескольких слов, то есть быть ____________________________________.
ПЕРСЕЙ: Какое место в предложении может занимать обращение? Как оно выделяется на письме?
Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________
и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.
ДРАКОН: Какие чувства адресанта к адресату может выражать обращение?
С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________ , ________________. ______________________.
Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме ____________________________.
ЛЕВ: В каком случае после обращения ставится восклицательный знак?
Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________ буквы.
3. Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать:
- Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ)
- Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
4. Слайд № 3. «Стрекоза и муравей».
Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их.
Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В каком падеже? Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой? Какое существительное вы использовали в качестве обращения?
5. Слайд № 4. Выводы. Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
6.Слайд № 5. «Ворона и Лисица».
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? С какой интонацией произносится обращение?
7. Слайд № 6. Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.
8. Слайд № 7. «Зеркало и Обезьяна».
- Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Чем отличаются друг от друга обращения в данных предложениях?
9. Слайд № 8. Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.
10. Слайд № 9. «Любопытный».
- Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
- В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.
- Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме?
11. Слайд № 10. Выводы. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения.
12. Слайд № 11. «Волк и Ягненок», «Квартет».
- Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
- Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми?
13.Слайд № 12. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Несколько упражнений для мышц плечевого пояса, ног и рук.
14. Слайд № 13. Выводы. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются (см. первое и последнее предложение на слайде № 11).
15. Слайд № 14. «Кукушка и Петух».
- Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
- А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
- Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Назовите обращения и объясните знаки препинания. С какой интонацией произносится обращение в последнем предложении? Как это повлияло на пунктуацию?
16. Слайд № 15. Выводы. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
17.Слайд № 16. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз.
18. ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЯ:
- Проверка записей в группах под руководством учеников-консультантов («красных и желтых звёзд»).
- Устные выступления представителя группы по своему вопросу.
- Дополнение записей в протоколе урока членами других групп.
19. Мы узнали, что обращение выражается именем существительным в именительном падеже. А какой еще член предложения выражается так же? Чтобы научиться различать обращение и подлежащее выполним следующее упражнение.
Слайд № 17. Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки
препинания, объясните свой выбор:
- Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
- Тебя мой куманёк век слушать я готова.
20. Слайд № 18. Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА.
21. Слайд № 19. Проверьте себя! Обратите внимание: как выделяется на письме слово «пожалуйста» (вежливое, этикетное слово).
22. Слайд № 20. Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в группе. Назовите басни.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! («Демьянова уха»)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»).
23. Слайд № 21. Проверьте себя! Под руководством учеников-консультантов дети в группах осуществляют само- и взаимопроверку упражнения и заполнения своей части протокола. Подсчитываем количество правильных ответов в группах, определяем победителя.
24. ВЫВОДЫ: Что мы узнали на уроке? Удалось ли нам построить «прочный дом»?
25. Домашнее задание. Пересказ теоретического материала из протокола урока; а) упр. 212 (15 мин.), б) упр. 211 (18 мин.), в) выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями, выражающими разное отношение говорящего к адресату (20 мин.).
Литература
- Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. – М.: Эксмо, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 4-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2008.
- Крылов И.А. Сочинения в двух томах. – М, 1984.