Цели:
Образовательная:
а) знать определение термина (омонимы);
б) уметь: работать со словарём, словарными статьями; отличать омонимы от многозначных слов.
Развивающая:
а) создание положительной мотивации на уроке,
б) развитие речи, воображения учащихся, их мыслительных процессов, активности и самостоятельности.
Воспитывающая:
а) воспитывать эстетический вкус,
б) прививать чуткость к слову родного языка.
Оборудование: карточки, кроссворд, ребусы, рисунки учащихся, музыка, мультимедийный проектор.
Информационные технологии: игровые, компьютерные, тестовые.
Оформление доски: Лексика. НЛО. (Неопознанные «Лексические» Объекты). На обороте
I. Бор1,- ы, м. Сосновый лес.
Бор2,-а, м. Стальное сверло.
II. Омонимы – (греч.) «омос» – одинаковый, «онима» – имя.
III. Рисунки учащихся: ключ, ключ – родник; овсянка – каша, овсянка – птичка.
Ход урока:
I. Учитель:
- У меня самые прекрасные дети на свете! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.
- И теплее стало вокруг!
Сегодня с вами, а впрочем, глядя на доску, определите, чем мы будем заниматься на уроке?
Действительно, что же такое НЛО?
Проблема. А что такое проблема? (Дети зачитывают из толкового словаря – инд. задание дать заранее). Ответ на этот вопрос мы, может быть, узнаем позже.
Ребята, вообразите себе, что вы представители лексических княжеств, и у каждого княжества есть свой герб. (Зачитывают лексическое значение слова герб).
Итак, ваша визитная карточка. (Представляют каждый своё княжество – 1.Антонимы. 2.Синонимы. 3.Прямое-Переносное значение. 4.Многозначные-Однозначные слова. 5.НЛО таинственные пришельцы). Используются слайды.
У любого волшебного государства есть глава. Нам не хватает?
– Королевы!
(Звучит переливающийся «стеклянный» звон. Открывается дверь. Входит Её Величество Королева Лексика).
- Доброе утро, юные земляне! Я немного отлучилась из своего маленького, но удивительного королевства «Лексика». Несмотря на свой высочайший титул, я обожаю играть…играть словами.
Передо мною 5 команд – по названию моих чудных княжеств. Ах, одно неизвестно – НЛО. Вот вам мой волшебный ключ. После моего ухода вы откроете тайну этих загадочных пришельцев.
(Ассистенты разложили карточки – слово-«Лексика»).
1.Испытание: У вас листочки с моим именем. К каждой букве нужно подобрать слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь. Время – 1 минута – песочные часы. (Ассистенты ставят очки в лист учёта).
2.Испытание: Постарайтесь ответить на мои вопросы:
1).Какой рукав нельзя пришить?
2).На каких полях не пашут и не сеют?
3).Какой корень не находится в земле?
4).Какой ручкой нельзя писать?
5).Из какого полотна нельзя сшить платье?
Вывод: Какие лексические особенности слова использованы в этих вопросах? (Многозначные слова).
3.Испытание: Шарады. Что такое шарада? (Зачитывают значение слова).
а). С буквой к бери меня на покос, а без буквы к ужалю в нос. (К - оса).
б). Из писка птиц мой первый слог возьмёте, второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдёте то, что не раз едали вы. (Пи – рог).
4.Испытание: Ребусы. Что такое ребус? (Зачитывают значение слова).
Ребус 1
(Валенки)
Рисунок 1
Ребус 2.
(Варежки)
Рисунок 2
(Ассистенты отмечают ответы в листе учёта и подводят итоги)
- К сожалению, пришло время проститься с вами. Я тороплюсь на торжественный приём, и опаздывать – нельзя. Ведь точность – вежливость Королей.
Итак, команда – княжество …набрали … очк… Вот вам моя награда.
А чтобы вы не забыли меня, я задам домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать: Королеве Лексике. Начните так: Я вам пишу, Королева Лексика, о слове…(о каком слове вы хотели бы рассказать, какое слово удивило вас, что вы узнали о нём…).
Звучит музыка.
- До свидания, будьте терпеливы и настойчивы, шагая по бесконечной дороге Знаний.
II. Учитель:
- А теперь пришло время разгадать тайну НЛО. Как мы это сделаем?
- С помощью ключа Королевы!
Ученик (из княжества НЛО) читает стихотворение А.Барто и задаёт вопросы ребятам (иллюстрация уч-ся к стихотворению на доске).
Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от двери тут ни при чём).
1).Сколько предметов определяет в стихотворении слово ключ?
2).Какие это предметы?
3).Это разные по значению слова?
4).Одинаково ли пишутся и произносятся эти разные по значению слова?
Ученик знакомит с гербом своего княжества (на обороте доски – картинки уч-ся).
Учитель:
- Королева подарила ключ, ключ к разгадке – в каком значении? (переносном).
Какие слова из лексики напоминают нам эти (ключ – ключ)? (многозначные).
Что такое многозначные слова? Что ещё характерно для них?
Почему слова (ключ – ключ) нельзя отнести к многозначным? (нет ничего общего, совершенно разные по лексическим значениям слова).
Отсюда следует, что для таких слов в лексике есть своё название. Оно пришло… А пусть они сами расскажут. (Ученица зачитывает о происхождении слова омонимы).
Учитель:
- Что перед вами – омонимы или многозначные слова – поможет разобраться толковый словарь.
Как в толковом словаре объясняется значение многозначного слова? (в одной словарной статье).
- А омонимов? – (объясняет ученица)- бор1 – бор2 и формулирует, что такое омонимы.
- Какой можно сделать вывод?
Между омонимами нет ничего общего. Омонимы пишутся в разных словарных статьях.
Мы раскрыли тайну НЛО – это новое княжество в лексике - Омонимы.
III. Закрепление.
1.Найти в нашем толковом словаре омонимы. (Работа со словарём).
2.Удивительные слова омонимы! Поэты любят использовать их в своих шуточных стихотворениях.
См. слайды
- Почему слова – норка, овсянка, адмирал, дворник – омонимы?
IV. Обобщающие вопросы:
- Какую проблему мы решали на уроке?
- Что вы узнали нового из лексики?
- Что называется омонимами?
- Привести примеры омонимов.
- Чем отличаются омонимы от многозначных слов?
V. Самостоятельная работа. Тест.
1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) черные мысли;
б) седой старик;
в) искры костра;
г) рев водопада;
д) тянутся дни;
е) красный закат.
2. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) стекольный завод — завод часов;
б) тихий голос — тихая погода;
в) идут торги — идут часы;
г) корень слова — корень растения;
д) мягкий знак — мягкий климат.
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении:
а) цветущий сад;
б) тяжёлый характер;
в) бегающие дети;
г) время бежит.
4. Укажите ряд омонимов:
а) (родниковый ключ – ключ от замка);
б) (разговорчивый – молчаливый);
в) (смеяться – хохотать).
5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются …
а) омонимами;
б) синонимами;
в) антонимами.
6. Отметьте ряд, все слова в котором являются синонимами:
а) одеваться, наряжаться, облачаться;
б) молодой, взрослый, пожилой.
7. Какая пара слов не является антонимами?
а) густой – редкий;
б) радоваться – горевать;
в) быстро – медленно;
г) цветок – дерево.
8. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова:
а) берите свежий хлеб;
б) сестра и меня берёт с собой в поход;
в) где вы берёте книги?
А. Омонимы.
Б. Многозначные слова.
9. Определите, омонимами или многозначными словами являются выделенные слова:
а) у девочки красивая коса;
б) дедушка наточил косу;
в) песчаная коса Братского моря.
А. Омонимы.
Б. Многозначные слова.