Непроизводные и производные предлоги. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:  знакомство с отличием производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов.

Задачи:

1. Дать понятие о производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

2. Закрепить правописание сложных предлогов.

3. Совершенствовать речевую компетентность обучающихся.

Методические приёмы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: Исправьте речевые ошибки.

Предостеречь от опасности, уверенности в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Предостеречь от опасности, уверенность в победу, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам).

II. Проверка домашнего задания

1. Связный монологический ответ на тему «Предлог как служебная часть речи» (1 ученик рассказывает, остальные приводят примеры и рецензируют его ответ).

2. Проверка составленных обучающимися табличек и обобщение материала по данной теме с использованием таблицы.

«Предлог как служебная часть речи»:

1. Предлог – маленькое слово, необходимая часть нашей речи.

2. Не изменяется.

3. Отдельно от самостоятельных слов в речи не употребляется.

4. Выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

5. Выражает различные отношения между самостоятельными словами.

6. Имеет значение, которое проявляется только в сочетании с самостоятельными словами.

7. Образует двусторонние синтаксические связи между главным и зависимым словом.

8. Входит в состав членов предложения вместе с падежной формой имени и уточняет значение падежа.

III. Понятие о производных и непроизводных предлогах

1. Слово учителя.

- Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.

Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Они используются с разными падежами, имеют  много значений.

Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (шахматист играет не смотря на доски) и так далее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 50, стр. 136).

- Что нового узнали о предлогах?

- Какие предлоги называются непроизводными? Производными?

- Как образуются производные предлоги?

3. Обобщение учителя с использованием таблицы:

Отыменные

Наречные

Отглагольные

ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от.

Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо.

благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное письмо.

2. Самостоятельна работа.

- Ребята, у каждого на парте карточка.

Задание: Выпишите из предложений словосочетания с производными предлогами, потом существительные с предлогами. Докажите свою точку зрения.

В течение трёх дней производилась погрузка угля.(Обручев). В продолжении романа уже не было ничего интересного. В продолжении экспедиции полярники уже не были заинтересованы. Беспокойное поведение собак в течение ночи заставляло полагать, что могут встретиться какие-то животные.(Обручев). Река разлилась, и в течении её наметились изменения.

3 Анализ словосочетаний с производными предлогами.

Задание. Из предложений, записанных на доске, выпишите словосочетания с производными предлогами, поставив глаголы в начальной форме; сделайте необходимые графические обозначения, определите значение производных предлогов и падеж существительных. Скажите, от каких самостоятельных частей речи образовались эти предлоги.

(Попутно объясняются трудные орфограммы и обращается внимание на правописание производных предлогов).

1. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды дуют постоянные ветры с материка.

2. В связи с восходящим движением воздуха у поверхности Земли близ экватора образуется низкое давление.

3. Знания о Земле, её природе, населении накапливалось в течение долгих тысячелетий.

4. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов.

Образец записи

Вывод: Производные предлоги так же, как и непроизводные, выражают зависимость одних самостоятельных слов от других, устанавливая между ними определённые отношения.

В отличие от непроизводных предлогов, которым присуща многозначность, производные однозначны и употребляются с каким-нибудь одним падежом.

Это связано с тем, что производные предлоги сохраняют  на себе следы значений тех самостоятельных частей речи, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий.

- Приведите примеры, в которых слова «в течение», «вследствие», являлись бы самостоятельными частями речи.

4. Упражнение 297 (устно); фонетический, морфологический и синтаксический разбор – на доске (3 ученика выполняют разборы у доски, остальные ученики делятся  на 3 варианта, работают самостоятельно, затем осуществляется проверка).

Вывод: производные предлоги, приведённые в упражнении, образованы из наречий.

V. Подведение итогов

(Осуществляется при помощи сигнальных карточек: П – производный предлог, Н – непроизводный предлог).

Показаться из-под земли.

Стоять напротив дома.

Победить благодаря силе воли.

Опоздать в связи с задержкой транспорта.

Отплыть от берега.

Поссориться из-за пустяка.

VI. Рефлексия

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

VII. Задание на дом

§ 50, упр. 298.