Цель: знакомство с отличием производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов.
Задачи:
1. Дать понятие о производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.
2. Закрепить правописание сложных предлогов.
3. Совершенствовать речевую компетентность обучающихся.
Методические приёмы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Задание: Исправьте речевые ошибки.
Предостеречь от опасности, уверенности в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.
(Предостеречь от опасности, уверенность в победу, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам).
II. Проверка домашнего задания
1. Связный монологический ответ на тему «Предлог как служебная часть речи» (1 ученик рассказывает, остальные приводят примеры и рецензируют его ответ).
2. Проверка составленных обучающимися табличек и обобщение материала по данной теме с использованием таблицы.
«Предлог как служебная часть речи»:
1. Предлог – маленькое слово, необходимая часть нашей речи.
2. Не изменяется.
3. Отдельно от самостоятельных слов в речи не употребляется.
4. Выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
5. Выражает различные отношения между самостоятельными словами.
6. Имеет значение, которое проявляется только в сочетании с самостоятельными словами.
7. Образует двусторонние синтаксические связи между главным и зависимым словом.
8. Входит в состав членов предложения вместе с падежной формой имени и уточняет значение падежа.
III. Понятие о производных и непроизводных предлогах
1. Слово учителя.
- Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.
Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Они используются с разными падежами, имеют много значений.
Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (шахматист играет не смотря на доски) и так далее.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 50, стр. 136).
- Что нового узнали о предлогах?
- Какие предлоги называются непроизводными? Производными?
- Как образуются производные предлоги?
3. Обобщение учителя с использованием таблицы:
Отыменные |
Наречные |
Отглагольные |
ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от. |
Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо. |
благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на. |
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 296: комментированное письмо.
2. Самостоятельна работа.
- Ребята, у каждого на парте карточка.
Задание: Выпишите из предложений словосочетания с производными предлогами, потом существительные с предлогами. Докажите свою точку зрения.
В течение трёх дней производилась погрузка угля.(Обручев). В продолжении романа уже не было ничего интересного. В продолжении экспедиции полярники уже не были заинтересованы. Беспокойное поведение собак в течение ночи заставляло полагать, что могут встретиться какие-то животные.(Обручев). Река разлилась, и в течении её наметились изменения.
3 Анализ словосочетаний с производными предлогами.
Задание. Из предложений, записанных на доске, выпишите словосочетания с производными предлогами, поставив глаголы в начальной форме; сделайте необходимые графические обозначения, определите значение производных предлогов и падеж существительных. Скажите, от каких самостоятельных частей речи образовались эти предлоги.
(Попутно объясняются трудные орфограммы и обращается внимание на правописание производных предлогов).
1. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды дуют постоянные ветры с материка.
2. В связи с восходящим движением воздуха у поверхности Земли близ экватора образуется низкое давление.
3. Знания о Земле, её природе, населении накапливалось в течение долгих тысячелетий.
4. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов.
Образец записи
Вывод: Производные предлоги так же, как и непроизводные, выражают зависимость одних самостоятельных слов от других, устанавливая между ними определённые отношения.
В отличие от непроизводных предлогов, которым присуща многозначность, производные однозначны и употребляются с каким-нибудь одним падежом.
Это связано с тем, что производные предлоги сохраняют на себе следы значений тех самостоятельных частей речи, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий.
- Приведите примеры, в которых слова «в течение», «вследствие», являлись бы самостоятельными частями речи.
4. Упражнение 297 (устно); фонетический, морфологический и синтаксический разбор – на доске (3 ученика выполняют разборы у доски, остальные ученики делятся на 3 варианта, работают самостоятельно, затем осуществляется проверка).
Вывод: производные предлоги, приведённые в упражнении, образованы из наречий.
V. Подведение итогов
(Осуществляется при помощи сигнальных карточек: П – производный предлог, Н – непроизводный предлог).
Показаться из-под земли.
Стоять напротив дома.
Победить благодаря силе воли.
Опоздать в связи с задержкой транспорта.
Отплыть от берега.
Поссориться из-за пустяка.
VI. Рефлексия
Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.
Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.
Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.
Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.
VII. Задание на дом
§ 50, упр. 298.